ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1144/20 от 03.03.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

к делу № 2-1144/20

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2020 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Исаева С.Н.

с участием старшего помощника прокурора г.Таганрога Ищенко И.П.

при секретаре Мартыненко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Альтернатива», Администрации г.Таганрога, Комитету управлению имуществом г. Таганрога об обязании снести расселенный дом аварийного жилого фонда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Таганрогский городской суд с иском к ответчикам с требованием об обязании снести расселенный дом аварийного жилого фонда, указав, что Прокуратурой г. Таганрога во исполнение информационного письма прокуратуры Ростовской области от <дата> «О принятии дополнительных мер в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда» проведена проверка исполнения администрацией города Таганрога жилищного законодательства РФ в части исполнения требований по ликвидации расселенного жилищного фонда. Установлено, что на территории города Таганрога расположен многоквартирный дом № <адрес>, который постановлением администрации г. Таганрога от <дата> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> г. для муниципальных нужд изъят земельный участок по указанному адресу. Таким образом, процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под указанным домом и объектов недвижимости, расположенных на участке, завершена. Жители указанного дома переселены в <данные изъяты> годах, дом полностью расселен, однако, снос данного дома не осуществлен. Комитет по управлению имуществом г. Таганрога является соисполнителем муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г. Таганрога от <дата> года «Обеспечение доступным и комфортным жильем г.Таганрога» КУИ г.Таганрога является ответственным исполнителем мероприятия по сносу аварийных домов. Одним из ожидаемых результатов программы является ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым на <дата> года. Многоквартирный аварийный дом по <адрес> передан на баланс МКУ «Альтернатива». Вместе с тем, мероприятия по сносу аварийного дома не выполняются более <данные изъяты> лет. Кроме того, непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории города. Наличие свободного доступа в неснесенные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Истец просит суд обязать МКУ «Альтернатива», КУИ г. Таганрога, Администрацию г. Таганрога произвести снос расселенного аварийного жилого дома <адрес>

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить, просил обязать ответчика снести дом в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации г. Таганрога ФИО1, действующий на основании доверенности от <дата> года в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, в связи с тем, что бюджет не позволяет им выполнить работы.

Представитель ответчика МКУ «Альтернатива» ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата> года в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время денежные средства выделены на снос спорного аварийного дома в недостаточном объеме, срок <данные изъяты> месяцев для выполнения данных работ маленький.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Таганрога ФИО3, действующая на основании доверенности от <дата> г. в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования о возложении обязанности снести дом аварийного жилого фонда, подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего:

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статьей 2 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в т.ч. путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.

Материалами дела установлено, что Прокуратурой г. Таганрога во исполнение информационного письма прокуратуры Ростовской области от <дата> «О принятии дополнительных мер в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда» проведена проверка исполнения администрацией города Таганрога жилищного законодательства РФ в части исполнения требований по ликвидации расселенного жилищного фонда.

Проверкой установлено, что на территории города Таганрога расположен многоквартирный дом <адрес>, который постановлением администрации г. Таганрога от <дата> признан аварийным и подлежащим сносу. Процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под указанным домом и объектов недвижимости, расположенных на участке, завершена. Жители указанного дома переселены в <данные изъяты> годах.

Комитет по управлению имуществом (КУИ) является соисполнителем муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г.Таганрога от <дата> «Обеспечение доступным и комфортным жильем города Таганрога». КУИ г. Таганрога является ответственным исполнителем мероприятия по сносу аварийных домов. Одним из ожидаемых результатов программы является ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым на <дата> г.

Согласно письма МКУ «Альтернатива» от <дата> г. многоквартирный аварийный дом <адрес> передан на баланс МКУ «Альтернатива» в оперативное управление. (л.д.4)

Таким образом, снос расселенных аварийных домов на территории города, изъятых администрацией города для муниципальных нужд, является обязанностью Администрации города, в том числе ее структурных подразделений КУИ г. Таганроге и МКУ «Альтернатива».

Вместе с тем, мероприятия по сносу аварийного дома № <адрес> не выполняются более <данные изъяты> лет, однако снос данного дома не осуществлен. Основная цель указанной муниципальной программы - снос и реконструкция ветхих жилых домов, аварийных жилых домов в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расселение жителей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

В материалы дела представлена предварительная локальная смета, составленная представителями МКУ «Альтернатива», на осуществление демонтажных работ по сносу многоквартирного аварийного дома по адресу: <адрес>., из которой следует, что по расходы по сносу аварийного дома составляют 4 424 667 руб.

Согласно письма Администрации г. Таганрога от <дата> г. на <данные изъяты> год в бюджете г. Таганрога на снос аварийных домов предусмотрены денежные средства в размере 550, 2 тыс. руб. В первом полугодии <данные изъяты> г. планируется осуществить снос аварийного дома по адресу: <адрес>. (л.д.19-20).

Анализируя изложенное, суд полагает, что смета определяет стоимость работ, а снос - это прекращение существования здания, тогда как фактически аварийные дома существуют; дефицит бюджета городского округа не освобождает ответчика от обязанности по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда, предусмотренной как Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Более того, непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неснесенные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в т.ч. поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что обязанность по сносу расселенных аварийных домов на территории г.Таганрог, изъятых администрацией г.Таганрога для муниципальных нужд, подлежит возложению на Администрацию города Таганрога, в том числе ее структурных подразделений КУИ г. Таганроге и МКУ «Альтернатива».

Истец просит суд установить срок для исполнения решения суда в законную силу в течение 6 месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливая срок для сноса расселенного аварийного жилого дома в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходит из объема работ, которые возложены на ответчиков, посчитав, что указанный срок будет достаточным и реальным для выполнения обязанности ответчиков по возложенной судом обязанности по сносу расселенного аварийного жилого дома <адрес>.

С учетом позиции сторон по делу суд полагает установленный срок достаточным для совершения вышеуказанных действий, отвечающим принципу разумности, обеспечивающему при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора города Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Альтернатива», Администрации г.Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога об обязании снести расселенный дом аварийного жилого фонда – удовлетворить.

Обязать МКУ «Альтернатива», Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Администрацию г.Таганрога произвести снос расселенного аварийного дома <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н.Исаев

Решение в окончательной форме изготовлено – 06 марта 2020 года.