ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1144/2015 от 03.02.2016 Кумылженского районного суда (Волгоградская область)

№ 2-78/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кумылженский районный суд ФИО9<адрес>

в составе:

председательствующего судьи Жолобовой М.А.,

при секретаре Алексеевой О.А.,

с участием представителя третьего лица – Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области ФИО1,

03 февраля 2016 года в <адрес>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 <данные изъяты> к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным отказов Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о предоставлении в аренду земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , о возложении обязанности заключить договора аренды на земельные участки для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным отказов Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о предоставлении в аренду земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , о возложении обязанности заключить договора аренды на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование своих требований ссылается на то, что в сентябре 2015 года он был уведомлен письмами о получении отказов в предоставление государственной услуги Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество), подписанных начальником отдела по работе с землями особо охраняемых природных территорий и предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством ФИО11, от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которого отказано в предоставление ему испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) для индивидуального жилищного строительства; от ДД.ММ.ГГГГ за , согласно которого отказано в предоставление испрашиваемого в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) для индивидуального жилищного строительства. Также на обращение от 19.05. 2015 о продление ранее заключенных договоров аренды на вышеуказанные земельные участки от «Облкомимущество» были получены ответы от ДД.ММ.ГГГГ за ; ДД.ММ.ГГГГ за ; согласно которых, уведомляют его об одностороннем отказе от продления договоров аренды. Согласно ответам «Облкомимущество» ДД.ММ.ГГГГ на указанные земельные участки зарегистрировало право собственности Волгоградской области, выступает арендодателем по этим участкм, принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги, если имеются отрицательные заключения структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, иных уполномоченных органов об ограничениях (обременениях) в использовании земельного участка. «Облкомимущество» получило отрицательное заключение администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области, согласно которому Решением Совета Слащевского поселения от ДД.ММ.ГГГГ—С утверждены «Правила землепользования и застройки Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области», но карты градостроительного зонирования на <адрес> не разработаны, красные линии не установлены. В связи с чем, рассмотрение вопроса о выдаче земельного участка для строительства будет возможно после разработки карт градостроительного зонирования администрацией Слащевского сельского поселения на <адрес>. Считает вышеуказанные отказы незаконными, нарушающими его права и интересы по следующим основаниям. По земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>: ранее, на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ за , вынесенного Администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области, ему был предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый ) для индивидуального жилищного строительства. Был заключен, между ним и Администрацией Кумылженского муниципального района, Договор аренды , сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации . Составлен и подписан между сторонами, Акт приема передачи земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ за . Составлены и выданы ряд документов для осуществления индивидуального жилищного строительства, а именно: Договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и ОАО «Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» по межеванию земельного участка, формированию межевого плана по межеванию границ вышеуказанного земельного участка; договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и Кумылженским отделением Волгоградского филиала ФГУГ «Ростехинвентаризация» по выполнению градостроительного плана земельного участка. Выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кумылженского муниципального района, согласно которого разрешает строительство индивидуального жилого дома размером 12,0 х 12,0 м, одноэтажного по вышеуказанному адресу. Вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области об утверждении градостроительного плана земельного участка. Заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ с Кумылженским РЭС филиала ОАО «МРСК Юга- «Волгоградэнерго» по осуществлению технологического присоединения строительной площадки и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

По земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>: ранее был заключен между ФИО4 и Администрацией Кумылженского сельского поселения договор аренды за по вышеуказанному участку, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации . Составлен и подписан между сторонами Акт приема передачи земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ за . На основании Соглашения о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним, и ФИО4, он стал новым арендатором земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) для индивидуального жилищного строительства. Составлены и выданы ряд документов для осуществления индивидуального жилищного строительства, а именно: Договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО4 и ОАО «Волгоградское землеустроительное проектно - изыскательное предприятие» по межеванию земельного участка, формированию межевого плана по межеванию границ вышеуказанного земельного участка; договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между им и Кумылженским отделением Волгоградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по выполнению градостроительного плана земельного участка. Выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кумылженского муниципального района, согласно которого, разрешает строительство индивидуального жилого дома размером 12,0 х 12,0 м, одноэтажного по вышеуказанному адресу. Вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области об утверждении градостроительного плана земельного участка. Заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ с Кумылженским РЭС филиала ОАО «МРСК Юга- «Волгоградэнерго» по осуществлению технологического присоединения строительной площадки и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В силу абз. 1 п. 3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В соответствии с п.п. 3.2.7. п. 3.2. раздела 3 административного регламента предоставления «Облкомимущество» государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ- н «Облкомимущество» принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги при наличии оснований, предусмотренных п. 2.10. Регламента. В своем отказе «Облкомимущество» ссылается на указанные выше основания, а именно, что Решением Совета Слащевского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-С утверждены «Правила землепользования и застройки Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области», но карты градостроительного зонирования на <адрес> не разработаны, красные линии не установлены. В соответствии с п. 3 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяются действие градостроительных регламентов и для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. ДД.ММ.ГГГГ, до введения вышеуказанных Правил, ему выдано разрешение на строительство Администрацией Кумылженского муниципального района, , согласно которых разрешает строительство индивидуального жилого дома размером 12,0 х 12,0 м, одноэтажного по вышеуказанным адресам земельных участков. В силу положений ст. 35 ЗК РФ, не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка. Согласно п. 4. ст. 445 ГК РФ, ст. 64 ЗК РФ возможно в судебном порядке обязать арендодателя заключить договор аренды. Согласно действующего законодательства, по вопросу возможности продления договора аренды исключительно на торгах, как указано ответчиком в своем отказе, считает, что заключенный без проведения торгов договор аренды земельного участка, представленного для строительства, подлежит продлению на новый срок без проведения торгов, если выдано разрешение на строительство, и не завершено в течение первоначального срока. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ, договор считается возобновленным на тех же условиях. Он использовал земельный участок с его целевым назначением. За время действия договоров аренды вышеуказанных земельных участков им предпринимались меры для строительства жилых домов. Им полностью оплачивалась арендная плата. Подано электричество. Однако, в связи с тяжелым материальным положением, строительство объекта не было начато. После истечения срока аренды он продолжал пользоваться земельными участками. Согласно условиям вышеуказанных договоров, он был обязан до истечения трехмесячного срока окончания договора подать заявления о своем намерении продлить либо отказаться от договора аренды. Однако, полагал, что договор будет возобновленным на тех же условиях и после указанного срока, т.к. разрешение на строительство жилого дома ему выдано на 10 лет. В настоящее время, после получения отказов не предоставляется возможным продолжить целевое использование участков.

Истец ФИО2 просит признать отказы Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за ; от 29.06. 2015 за ; ДД.ММ.ГГГГ за о невозможности предоставления в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес> кадастровый номер <адрес> (кадастровый ) – незаконными и обязать ответчика заключить договора аренды на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый номер , <адрес> (кадастровый ).

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю ФИО3, согласно полученной телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, согласно полученной телефонограмме просит рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета по управлению Государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество) ФИО13 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором с заявленными требованиями не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами , ФИО2 и ФИО4 по договорам аренды № и 26 соответственно. Указанные земельные участки расположены на территории природного парка «Нижнехоперский», являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения. На основании ч.1 ст.95 Земельного кодекса РФ, п.6 ст.2, ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с пунктом 2.2. Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также в редакции Положения о Комитете, утвержденной Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент возникновения правоотношений, Комитет осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством. Следовательно, администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области. Поскольку у администрации Кумылженского муниципального района не имелось полномочий по распоряжению земельными участками, являющимися объектами особо охраняемых природных территорий - природный парк «Нижнехоперский», то в силу ст. 168 ГК РФ договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, 26 являются ничтожной сделкой, так как заключены от имени собственника неуполномоченным лицом. Положениями ст. 39.6 и 39.8 Земельного кодекса РФ установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом, данное право не носит преимущественного характера, как это предусмотрено ст. 621 ГК РФ. Так, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 указанной статьи. Таким образом, заключение дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка не представляется возможным. В соответствии с п. 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка при условии, если заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка. Договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером и <адрес> с кадастровым номером заключены на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Заявления от ДД.ММ.ГГГГ о продлении указанных договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ подано ФИО2 после окончания сроков действия данных договоров ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, условия для заключения с ФИО2 новых договоров аренды земельных участков, расположенных по указанным адресам отсутствовали. Кроме того, в результате осмотра Облкомимуществом земельных участков с кадастровыми номерами , установлено, что участки заращены травянистой и древесной растительностью, по назначению не используются. В соответствии с п.2 ст.610, п.2 ст. 621 ГК РФ, Облкомимущество письмами от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №, ) уведомило об одностороннем отказе от вышеуказанных договоров. В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии п. 2.4. Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Комитет), утвержденном Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 39-п, а также в редакции Положения о Комитете, утвержденной Постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, действующей на момент возникновения правоотношений, Комитет выдает разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Комитета. Согласно предоставленной информации Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области с момента реализации указанных полномочий разрешения на строительство объектов капитального строительства по адресам: <адрес> (кадастровый ); <адрес> (кадастровый ), Комитетом не выдавались. Таким образом, Администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области не имела полномочий на выдачу разрешений на строительство индивидуальных жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ, , по адресам: <адрес>, и <адрес>. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Согласно заключению администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области Решением Совета Слащевского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-С утверждены «Правила землепользования и застройки Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области», но карты градостроительного зонирования на <адрес> не разработаны, красные линии не установлены. Таким образом, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о котором просил истец, возможно только после разработки карт градостроительного зонирования администрацией Слащевского сельского поселения на <адрес>. Таким образом, Комитетом в предоставлении спорного земельного участка было отказано с учетом в совокупности всех оснований, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами. Просит отказать в удовлетворении искового заявления ФИО2

Представитель третьего лица- администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснила, что администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области заключен договор аренды земельного участка с ФИО4, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером и договор аренды земельного участка с ФИО2, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Договоры были заключены на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии между ФИО2 и ФИО4 заключено соглашение о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ выданы разрешения на строительство ФИО2 <данные изъяты> на арендуемых им земельных участках. В сентябре 2014 г. все документы по аренде земельных участков, входящих в состав особо охраняемых природных территорий Кумылженского муниципального района Волгоградской области были переданы в Облкомимущество. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Облкомимущества поступал перечень земельных участков, входящих в состав особо охраняемых природных территорий Волгоградской области, на которые зарегистрировано право собственности Волгоградской области (выкопировка на 3-х листах прилагается). Заявление от ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области о продлении указанных договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ подано ФИО2 после окончания сроков действия данных договоров ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, условия для заключения с ФИО2 новых договоров аренды земельных участков, расположенных по указанным адресам у Облкомимущества отсутствовали. На основании с п.2 ст.621 ГК РФ и п.2 ст.610 ГК РФ Облкомимущество письмами от 29.06.2015г. (исх. , ) уведомило об одностороннем отказе от вышеуказанных договоров. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. В градостроительных заключениях , 14 о возможности формирования земельного участка для целей строительства (для целей не связанных со строительством), об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка указано, что решением Совета Слащёвского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-С утверждены «Правила землепользования и застройки Слащёвского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области», но карты градостроительного зонирования на <адрес> не разработаны, красные линии не установлены. Учитывая вышеизложенное, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о котором просит ФИО2 возможно только после разработки карт градостроительного зонирования администрацией Слащёвского сельского поселения на <адрес>. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований ФИО2 не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено ст. 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки.

В соответствии со ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен новый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменен порядок регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Так, в частности, согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением ряда случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи.

До вступления в силу указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ действовали нормы статей 28 - 34 Земельного кодекса РФ, в которых предусматривались порядок и условия приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Так, согласно ранее действующим ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В судебном заседании было установлено, что на основании постановления Администрации Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вновь сформированному земельному участку, выделенному под индивидуальное жилищное строительство, присвоен адрес: Волгоградская <адрес> (л.д.87).

На основании постановления Администрации Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вновь сформированному земельному участку, выделенному под индивидуальное жилищное строительство, присвоен адрес: <адрес> (л.д.86).

Постановлением Администрации Кумылженского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельных участков из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства в том числе: площадью 1500 кв.м. в кадастровом квартале расположенного по адресу: <адрес>; площадью 1500 кв.м. в кадастровом квартале расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области ФИО2 <данные изъяты> предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства сроком на 3 года площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 34:24:160203:30, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области произведена ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации (л.д.21-22).

Земельный участок был передан арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области ФИО4 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства сроком на 3 года площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д.65).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 34:24:160203:30, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34).

Земельный участок был передан арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (л.д.37) ФИО4 переданы все права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ новому арендатору ФИО2 в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.95 Земельный кодекс РФ от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Согласно ст.18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Из п.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 222 следует, что Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.

Из п.2 Положения следует, что Комитет осуществляет следующие полномочия: осуществляет методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области; осуществляет взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления Волгоградской области по вопросам осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля; участвует в организации системы учета государственного имущества Волгоградской области и контроля за его использованием и обеспечивает функционирование названной системы в соответствии с действующим законодательством; принимает решения о включении земельных участков независимо от формы собственности в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, а также об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, в порядке, установленном действующим законодательством.

Осуществляет функции арендодателя (ссудодателя) государственного имущества, составляющего казну Волгоградской области, и земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области.

Согласовывает передачу в аренду (безвозмездное пользование) государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления.

Утверждает порядок установления арендной платы за использование государственного имущества. Разрабатывает предложения о размерах арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В порядке и случаях, установленных действующим законодательством, принимает решения: о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заключает договоры мены, аренды, перераспределения, безвозмездного пользования земельными участками, соглашения об установлении сервитутов, соглашения о временном занятии земельных участков, а также договоры купли-продажи в случае предоставления земельных участков в собственность за плату.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указано, что земельный участок полностью входит в Зону: «Природный парк «Нижехоперский», сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Главы Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70-72).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, указано, что земельный участок полностью входит в Зону: «Природный парк «Нижехоперский», сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Главы Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67-69).

Из предоставленного Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> перечня следует, что право собственности на земельные участки входящие в состав особо охраняемых природных территорий <адрес> Природный парк «Нижехоперский», в том числе расположенные по адресу <адрес><адрес><адрес>, зарегистрировано за <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время спорные земельные участки входят в состав особо охраняемых природных территорий <адрес> и право собственности на них зарегистрировано за <адрес>.

По смыслу ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

п. 6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «ВолгоградНИИгипрозем» и ФИО4 (л.д.25), а так же договора на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.26-30), произведено межевание земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ изготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.73-83).

Постановлением Администрации Кумылженского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57) утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), подготовленный отделом архитектуры и градостроительства администрации Кумылженского муниципального района; градостроительному плану земельного участка присвоен № (л.д.58-62).

Администрацией Кумылженского района <адрес> выдано разрешение на строительство (л.д.49-52) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «ВолгоградНИИгипрозем» и ФИО2 (л.д.53), а так же договора на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.54-55), произведено межевание земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.25).

Так ДД.ММ.ГГГГ изготовлен межевой план земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (л.д.88-99).

Постановлением Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43) утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), подготовленный отделом архитектуры и градостроительства администрации Кумылженского муниципального района; градостроительному плану земельного участка присвоен № (л.д.44-48).

Администрацией Кумылженского района Волгоградской области выдано разрешение на строительство ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-42) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Из сообщения администрации Кумылженского муниципального района <адрес> следует, что «Генеральный план Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района <адрес><адрес>» утвержден Решением Совета Слащевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-С, однако карты на <адрес> не разработаны. «Правила землепользования и застройки Слащевского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области» утверждены решением Совета Слащевского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-С, но карты градостроительного зонирования <адрес> не разработаны. Земельные участки по <адрес> сформированы по существующей улице.

Таким образом, разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> Земляничная, <адрес> были выданы согласно действовавшего законодательства при отсутствии правил землепользования и застройки, утвержденных после выдачи указанных документов.

Кроме того, до настоящего времени карты градостроительного зонирования <адрес> не разработаны, что делает невозможным использование земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Несмотря на заключение договоров аренды земельных участков и имеющиеся у истца разрешения на строительство в период действия договоров истцом не было предпринято мер по реализации своего права на индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с актом обследования земельного участка, находящегося в собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> было установлено, что на участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует ограждение, на территории произрастает травянистая и древесная растительность.

Согласно акту обследования земельного участка, находящегося в собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> было установлено, что на участке с кадастровым номером расположенном по адресу: ФИО9<адрес>, отсутствует ограждение, на территории произрастает травянистая и древесная растительность.

Фотоотчеты к актам обследования также подтверждают выводы, изложенные в них.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в установленный первоначально договорами срок истец не предпринял действий по освоению земельных участков в целях жилищного строительства при отсутствии существенных препятствий для данных действий. Доказательств обратного суду представлено не было.

Согласно ст.39.6 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

Из п.4.3.3договора аренды находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по истечении срока договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных Сторонами условиях имеет право арендодатель по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.

Срок действия вышеуказанных договоров был установлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1 договоров аренды).

В установленный договором срок, истец с заявлением о заключении, либо продлении срока действия договора аренды к собственнику земельных участков не обратился.

На основании п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению государственным имуществом по <адрес> от ФИО15, действующего на основании доверенности, поступило обращение о продлении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на 3 года.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО15, действующего на основании доверенности в Комитет по управлению государственным имуществом по <адрес> поступило письменное заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Из ответа Комитета по управлению государственным имуществом по <адрес> 21-21/11470 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во исполнение требований законодательства о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> Облкомимуществом направлены запросы в администрацию <адрес>, комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области, а так же инициировано обследование данного земельного участка. Рассмотрение обращения продлено на 30 дней. (л.д.10) Аналогичный ответ от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом дан по обращению ФИО15 в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом по Волгоградской области рассмотрено обращение ФИО15 и предоставлен ответ (л.д.12-14), согласно которого заключение дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка не представляется возможным, поскольку заявление о продлении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ подано после окончания срока его действия, условия для заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют, кроме того в результате осмотра Облкомимуществом земельного участка с кадастровым номером 34:24:160203:30 установлено, что участок густо заращен травянистой и древесной растительностью, в связи с чем ФИО5 уведомило заявителя об одностороннем отказе от указанного договора. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ считается расторгнутым по истечении трехмесячного срока с момента получения уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом по <адрес> рассмотрено обращение ФИО15 и предоставлен ответ относительно продления договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который по содержанию аналогичен вышеизложенному (л.д.16-17,18).

Рассмотрев обращение ФИО15 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) для индивидуального жилищного строительства, Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), согласного которого рассмотрение Облкомимуществом вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуально жилищного строительства возможно после разработки карт градостроительного зонирования администрацией Слащевского сельского поселения на <адрес>.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> аналогичный ответ ФИО15 по вопросу предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) в аренду для индивидуального жилищного строительства, об отказе в предоставлении государственной услуги. (л.д.9)

Таким образом, заявление о продлении срока договоров аренды не было подано истцом в предусмотренный договором и законом срок.

При этом, ответчик уведомил истца в лице его представителя об одностороннем отказе от указанных договоров и сообщил о расторжении договоров и необходимости передачи земельных участков, что согласуется с действующим законодательством.

Также до сведения истца было доведено, что отсутствие карт градостроительного зонирования делает невозможным рассмотрение вопроса о заключении договоров аренды на спорные земельные участки.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в период действия договоров аренды истцом не было предпринято действий по возведению индивидуальных жилых домов, что являлось целью заключения договоров аренды, а также в настоящее время указанные земельные участки относятся к особо охраняемой природной территории, собственником которой является <адрес>, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по заключению договоров аренды и признании их действий незаконными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> в продлении и заключении договоров аренды спорных земельных участков было отказано с учетом в совокупности всех оснований, предусмотренных действующим законодательством, в связи с чем исковое заявление ФИО2 <данные изъяты> не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 <данные изъяты> к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными отказов Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о предоставлении в аренду земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , от ДД.ММ.ГГГГ за , о возложении обязанности заключить договора аренды на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Кумылженский районный суд Волгоградской области.

Судья М.А.Жолобова

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.А.Жолобова