ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1144/2021 от 31.05.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело г. Дзержинск

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 мая 2021года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,

при секретаре Аникеевой А.А.,

с участием истца ФИО4 и ее представителя – адвоката ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ПАО Банк ВТБ о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с иском к ПАО Банк ВТБ, мотивируя тем, что 16.01.2017 она заключила с банком договор комплексного обслуживания физических лиц, в соответствии с которым банк открыл ей Мастер-счет , выдал расчетную карту и предоставил доступ в ВТБ 24-Онлайн. В соответствии с п. 1.2, 1.2, 1.2 указанного договора банк обязан был направить ей SMS-пакет "Базовый", SMS-коды, пароль на мобильный телефон, указанный в разделе "контактная информация", - на . В соответствии с п. 2.5.1 Правил дистанционного банковского обслуживания ВТБ 24 (ПАО) и п.п. 4.5, 4.6 банк предоставляет клиенту услугу получения SMS/PUSH-кодов, формируемых и направляемых ВТБ24-Онлайн по запросу клиента на номер мобильного телефона, указанный клиентом при заключении договора/ на номер мобильного телефона для получения информации от банка, указанный в разделе "Контактная информация" заявления на ДКО. Для аутентификации, подтверждения распоряжения или других совершаемых действий в ВТБ24-Онлайн клиент сообщает банку код, содержащийся в SMS/PUSH-сообщении, правильность которого проверяется банком. Иными словами, банк не имел права осуществлять никакие операции со счетом истца, тем более списывать с него денежные средства без проведения аутентификации, то есть не получив соответствующий SMS/PUSH-код, с номера мобильного телефона, указанного при заключении договора. Со счета истца третьему лицу 23.10.2020 были перечислены денежные средства -94999 руб. Данное лицо истцу неизвестно, на каком основании банк перечислил ему денежные средства, истцу неизвестно. В соответствии с выпиской о детализации расходов для номера телефона , 23.10.2020 никаких SMS/PUSH-кодов для аутентификации банк истцу не присылал. В этот день она вообще не пользовалась приложением ВТБ-Онлайн. Банк в нарушение условий и правил договора комплексного обслуживания об аутентификации и средствах подтверждения перечислил денежные средства с ее счета без ее распоряжения неизвестному лицу и тем самым нанес ей ущерб. О незаконном списании ее денежных средств она узнала только 24.10.2020, когда ее счет оказался заблокирован. Из переговоров с сотрудниками банка она узнала, что накануне с использованием иного телефона, нежели ее, денежные средства были списаны с ее счета на счет в <данные изъяты> 26.10.2020 она подала в банк претензию с требованием о возврате денег, а также подала заявление в ОП УМВД России по г. Дзержинску о мошенничестве. 11.11.2020 банк письмом отказал ей в удовлетворении претензии.

ФИО4 просит суд взыскать с ПАО Банк ВТБ в свою пользу 94999 руб., неустойку с 07.11.2020 по день вынесения судом решения, исходя из 3% в день от суммы незаконно списанных денежных средств, штраф, компенсацию морального вреда -20000 руб.

В ходе рассмотрения дела ФИО4 увеличила размер заявленных требований и просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда -50000 руб.

Истец ФИО4 и ее представитель - адвокат ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали. ФИО4 пояснила, что 22.10.2020 она в отделении банка получила новый пароль для входа в систему ВТБ-Онлайн. В этот день она произвела перевод 6000 руб. с накопительного счета на счет карты. Более никаких действий она в этот день в ВТБ-Онлайн не совершала. 23.10.2020 в систему ВТБ-Онлайн она не заходила, каких-либо SMS/PUSH-сообщений она свой мобильный телефон не получала. 24.10.2020 не смогла зайти в систему ВТБ-Онлайн, поскольку вход оказался заблокирован. Никому паролей и кодов для входа в ВТБ-Онлайн она не сообщала. На вопрос суд истец пояснила, что 22.10.2020 она подключила на своем мобильном телефоне Samsung PUSH-уведомления. Каким образом доступ к ВТБ-Онлайн ее счета стал доступен для устройства Lenovo, ей неизвестно, сообщений о подключении данного устройства для доступа к ее счету в системе ВТБ-Онлайн она на номер своего мобильного телефона не получала.

Ответчик ПАО Банк ВТБ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные отзывы представителя ответчика по доверенности ФИО2, в котором он просит суд дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования не признал, указал, что истец 22.10.2020 в 17.30 вошла в систему дистанционного банковского обслуживания (далее -ДБО) ВТБ-Онлайн, введя верные логин, пароль и код из SMS-сообщения, направленного на номер ее телефона. Банк идентифицировал клиента на основании правильно введенных реквизитов банковской карты и секретного кода, известных только истцу, а правильно введенный персональный код при последующих действиях клиента, придуманный самим клиентом, является подтверждением действий, дополнительная аутентификация банком не осуществляется, поскольку правильно введены три блока данных, известных только клиенту. В 17.32.04 истец подключила PUSH-уведомления на устройство Lenovo а516. О том, что на устройстве Lenovo подключены PUSH-уведомления, истцу на номер ее телефона было направлено SMS-сообщение, которое было ею получено. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О национальной платежной системе" банк исполнил установленную законом обязанность, проинформировал истца о подключении нового устройства к PUSH-уведомлениям. Данное SMS-сообщение осталось без внимания истца, не оспорено им, в связи с чем у банка отсутствовали основания сомневаться в том, что действия осуществляются не клиентом банка, а иным лицом. Подключение нового устройства к PUSH-уведомлениям осуществлено в личном кабинете в системе ДБО ВТБ-Онлайн. Банк идентифицировал клиента на основании правильно введенных реквизитов и кодов, известных только истцу, подключил по запросу клиента информирование в приложении путем направления PUSH-уведомлений вместо SMS-сообщений. 22.10.2020 в 17.33.17 был осуществлен повторный вход в систему ДБО ВТБ-Онлайн по ранее установленному персональному коду с мобильного устройства Lenovo а516. 22.10.2020 в 19.11.33 было осуществлено подключение PUSH-уведомлений на устройстве Samsung SM-А307FN. Данные действия истца в системе ДБО подтверждаются системными протоколами. 23.10.2020 в 15:15:16 автоматизированной банковской системой зафиксирован вход в личный кабинет истца в системе ДБО ВТБ-Онлайн, посредством приложения на платформе Android. Вход был подтвержден правильно введенным персональным кодом с устройства Lenovo а516. 23.10.2020 в 15:16:32 совершены операции по переводу денежных средств со счета истца в пользу третьего лица-ФИО3, операция подтверждена правильно введенным персональным кодом. 23.10.2020 в 15:17:36 совершена операция по переводу денежных средств между счетами истца - снятие с накопительного счета и зачисление на текущий счет истца 8800 руб. Перевод между своими счетами подтверждения вводом персонального кода не требует. 23.10.2020 в 15:18:45 автоматизированной банковской системой зафиксирован вход в личный кабинет истца в системе ДБО ВТБ-Онлайн, посредством приложения на платформе Android с устройства Lenovo а516. Вход подтвержден правильным вводом персонального кода. 23.10.2020 в 15:19:43 произошла автоматическая блокировка доступа в систему ДБО ВТБ-Онлайн, что подтверждается строкой "Изменение настроек безопасности Действие: Блокировка доступа к ТБ. Код блокировки: FRAUN. Комментарий: Автоблокировка СПМ, до подтверждения клиентом событий за дату блокировки. УНК клиента: 18832289", из системного протокола автоматизированной банковской системы. PUSH-уведомления содержат информацию аналогичной информации, содержащейся в SMS-сообщениях, - коды, сведения о списании/поступлении средств, сведения об остатке средств. На телефон истца вместо SMS-сообщений приходят "всплывающие окна" в виде PUSH-уведомлений. Удовлетворение иска фактически влечет возложении на банк обязанности по возврату списанных у истца денежных средств неустановленными лицами, что нельзя признать законным, поскольку такая ответственность банка за совершение третьими лицами операций с использованием конфиденциальной информации, сообщенной истцом третьим лицам, не предусмотрена ни договором, ни нормами действующего законодательства. Банк не может нести ответственность за неосторожные действия истца. 26.10.2020 истец обратилась в банк с заявлением об оспаривании транзакций, после наступления момента безотзывности. По правилам ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" момент безотзывности перевода денежных средств в рассматриваемом случае наступил с момента списания средств, то есть в день проведения указанных операций. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца и ее представителя, изучив материалы дела, оценив представленные доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с п. 1 ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (часть 4 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона).
В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 847 Гражданского кодекса РФ, права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Учитывая вышеизложенное, в силу закона Банк не вправе определять и контролировать направления денежных средств клиента и устанавливать направления использования денежных средств клиента, а также устанавливать ограничения прав на распоряжение денежными средствами по своему усмотрению.
В соответствии с п. 2.14 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 года N 383-П, отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.
В силу ч. 15 ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 вышеназванной статьи закона перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи.
В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным банком РФ 19 июня 2012 года N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.24 настоящего Положения.

Согласно пункту 1.24 указанного Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Судом установлено, что 16.01.2016 между ФИО4 и ПАО Банк ВТБ заключен договор комплексного обслуживания в порядке и на условиях, изложенных в Правилах комплексного обслуживания физических лиц в ПАО Банк ВТБ, и подключен базовый пакет услуг, в рамках которого банк обязался открыть истцу Мастер-счет и предоставить обслуживание по указанным счетам в соответствии с Правилами совершения операций по счетам физических лиц в ПАО Банк ВТБ; выдать к Мастер-счету расчетную карту в рамках Базового пакета услуг, в порядке и на условиях, изложенных в Правилах предоставления и использования банковских карт ВТБ; предоставить доступ к ВТБ24-Онлайн и обеспечить возможность его использования в соответствии с условиями Правил предоставления ВТБ24-онлайн физическим лицам в ПАО ВТБ; направлять SMS-пакет "Базовый", SMS-коды, пароль на мобильный телефон для получения информации от банка, указанный в разделе "Контактная информация", выдать УНК и пароль в соответствии с Правилами комплексного обслуживания физических лиц в ПАО ВТБ. Истец своей подписью подтвердила о присоединении к действующей редакции Правил комплексного обслуживания физических лиц. в том числе к Правилам предоставления и использования банковских карт, Правилам предоставления ВТБ-Онлайн физическим лицам, Правилам совершения операций по счетам физических лиц, Сборнику тарифов на услуги, предоставляемые банком.

В рамках договора комплексного обслуживания банк открыл истцу Мастер-счет и выдал к нему расчетную карту, а также открыл накопительный счет .

Как указано в разделе 5.3 "SMS/PUSH-коды" Приложения к Правилам предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), банк направляет клиенту SMS/PUSH-коды, формируемые и направляемые средствами ВТБ-Онлайн по запросу клиента на доверенный номер телефона/ранее зарегистрированное в Банке мобильное устройство клиента. Для аутентификации, подписания распоряжения/заявления П/У или подтверждения других совершаемых действий в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием мобильного приложения, Клиент сообщает банку код-SMS/PUSH-код, содержащийся в SMS/PUSH-сообщении, правильность которого сообщается банком. При успешной идентификации и аутентификации клиент в мобильном приложении может проверить перечень мобильных устройств, зарегистрированных в банке для направления клиенту PUSH-кодов, и отключить любое их мобильных устройств от получения PUSH-кодов. Получив по своему запросу сообщение с SMS/PUSH-кодом, клиент обязан сверить данные совершаемой операции/проводимого действия с информацией, содержащейся в сообщении, и вводить SMS/PUSH-код только при условии согласия клиента с проводимой операцией/действием. Положительный результат проверки SMS/PUSH-кода банком означает, что распоряжение или иное действие клиента в ВТБ-Онлайн подтверждено, а соответствующий электронный документ подписан ПЭП клиента.

В разделе 7 "Обязанности, ответственность сторон" Правил предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), сказано, что клиент несет ответственность за несанкционированный доступ третьих лиц к мобильному устройству, на который банк направляет пароль, ОЦП, SMS/PUSH-код и/или уведомления; клиент поставлен в известность и соглашается. что сеть Интернет, канал связи, используемый мобильным устройством, являются незащищенными каналами связи; передача информации на указанные клиентом почтовый адрес, номер мобильного телефона, иная передача информации с использованием сети Интернет и/или каналов мобильной связи влечет риск несанкционированного доступа к такой информации третьих лиц.

В разделе 1 "Основные положения" Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), отмечено, что PUSH-сообщение - сообщение, направляемое банком по технологии PUSH-notifications на конкретное, ранее зарегистрированное в банке мобильное устройство клиента и состоящее из буквенно-цифровых символов. Для передачи PUSH-сообщений необходимо наличие подключения к сети Интернет мобильного устройства клиента. Регистрация мобильного устройства в целях получения PUSH-сообщений осуществляется банком по факту успешной аутентификации клиента в мобильном приложении, установленном на мобильном устройстве клиента, и выбора клиентом в настройках мобильного приложения данного мобильного устройства для целей получения PUSH-сообщений. PUSH-сообщение отображается на экране мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено клиентом в мобильном приложении.

Из материалов дела следует, что 22.10.2020 ФИО4 получила новый пароль для входа в систему ДБО ВТБ-Онлайн.

22.10.2020 в 17:30:00 ФИО4 вошла в систему дистанционного обслуживания ДБО ВТБ-Онлайн, введя верные логин, пароль и код из SMS-сообщения, направленного на номер ее телефона. Банк идентифицировал клиента на основании правильно введенных реквизитов банковской карты и секретного кода, известных только истцу, а правильно введенный персональный код при последующих действиях клиента, придуманный самим клиентом, является подтверждением действий, дополнительная аутентификация банком не осуществляется, поскольку правильно введены три блока данных, известных только клиенту.

В 17:32:04 были подключены PUSH-уведомления на устройство Lenovo а516. О том, что на устройстве Lenovo а516 подключены PUSH -уведомления, ФИО4 на ее номер телефона было направлено SMS-сообщение, которое было ею получено.

22.10.2020 в 17:33:17 был осуществлен повторный вход в систему ДБО ВТБ-Онлайн по ранее установленному персональному коду с мобильного устройства Lenovo а516 (л.д. 46 оборот и л.д. 42 оборот).

22.10.2020 в 19.11.33 было осуществлено подключение PUSH-уведомлений на устройстве Samsung SM-А307FN. После чего в 19:13:51 истец перевела 6000 руб. со своего накопительного счета на счет карты, что истцом не оспаривается (л.д. 48).

Данные действия истца в системе ДБО подтверждаются системными протоколами.

23.10.2020 в 15:15:16 автоматизированной банковской системой зафиксирован вход в личный кабинет истца в системе ДБО ВТБ-Онлайн, посредством приложения на платформе Android. Вход был подтвержден правильно введенным персональным кодом с устройства Lenovo а516.

23.10.2020 в 15:16:32 совершены операции по переводу денежных средств в размере 94999 руб. со счета истца в пользу третьего лица-ФИО3, операция подтверждена правильно введенным персональным кодом.

23.10.2020 в 15:17:36 совершена операция по переводу денежных средств между счетами истца - снятие с накопительного счета и зачисление на текущий счет истца 8800 руб. Перевод между своими счетами подтверждения вводом персонального кода не требует.

23.10.2020 в 15:18:45 автоматизированной банковской системой зафиксирован вход в личный кабинет истца в системе ДБО ВТБ-Онлайн, посредством приложения на платформе Android с устройства Lenovo а516. Вход подтвержден правильным вводом персонального кода. 23.10.2020 в 15:19:43 произошла автоматическая блокировка доступа в систему ДБО ВТБ-Онлайн, что подтверждается строй "Изменение настроек безопасности Действие: Блокировка доступа к ТБ. Код блокировки: FRAUN. Комментарий: Автоблокировка СПМ, до подтверждения клиентом событий за дату блокировки. УНК клиента: 18832289", из системного протокола автоматизированной банковской системы.

26.10.2020 ФИО4 обратилась в банк с заявлением о возврате ей перечисленных денежных средств в размере 94999 руб., в удовлетворении которого банком было отказано.

Так, истец в своем исковом заявлении указала, что она не получала от банка никаких уведомления о произведенной операции по переводу денежных средств 23.10.2020 в размере 94999 руб. и не подключала 22.10.2020 к системе ДБО ВТБ-Онлайн устройство Lenovo а516.

Информация по направлению PUSH-уведомлений и их содержанию не хранится в автоматизированной банковской системе. Данной системой фиксируются входы в систему ДБО, банк идентифицирует клиента на основании правильно введенных реквизитов и кодов, известных только истцу.

Обсуждая доводы истца о том, что она не получала SMS-сообщение 22.10.2020 о том, что устройство Lenovo а516 подключено к PUSH-уведомлениям, суд не может с ними согласиться по следующим основаниям.

Так, банком указано, что 17:32:04 истец подключила PUSH-уведомления на устройстве Lenovo а516, о чем истцу на номер телефона было направлено SMS-сообщение, которое было ею получено. Банком представлен текст данного сообщения: "Уважаемый клиент, устройство Lenovo а516 подключено к PUSH-уведомлениям" (л.д. 46). Самой ФИО4 представлена детализация расходов в отношении своего номера телефона, где указано, что от банка 22.10.2020 ей поступили SMS-сообщения - в 17:30:03 и 17:32:05, 18:29, 19:08, 19:11, то есть сотовый оператор связи подтвердил направление на номер телефона истца SMS-сообщения 22.10.2020 в 17:32 (л.д. 23). Банком представлена дословная распечатка всех направленных на номер мобильного телефона истца SMS-сообщений 22.10.2020, в том числе и SMS-сообщения в 17:32:05, получение которого оспаривает истец.

Для устранения возникших противоречий судом был сделан запрос в ПАО "ВымпелКом" о предоставлении текстов SMS-сообщений, направленных по номеру телефона ФИО4, за период с 22.10.2020 по 23.10.2020 включительно, однако из ответа на запрос следует, что тексты сообщений не хранятся. ПАО "ВымпелКом" представлены сведения о том, что от банка на номер телефона ФИО4 в 18:30:03, 18:32.03, 18:32:07 (по времени поступление данных SMS-сообщения в ответе указано с разницей в 1 час) поступали и доставлены SMS-сообщения.

Таким образом, доводы ФИО4 о том, что банк не направлял ей сообщений о подключении устройства Lenovo а516 к PUSH-уведомлениям, несостоятельны. Представленная истцом в материалы дела со своего мобильного телефона распечатка сохранившихся SMS-сообщений за 22.10.2020, отправленных ей банком, где данное SMS-сообщение отсутствует, не свидетельствует о том, что такое сообщение ей не направлялось.

Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что объем информации в виде SMS-сообщений за 22.10.2020, направленных банком истцу, совпадает как с представленной банком информацией, так и с данными ПАО "ВымпелКом" о направленных SMS-сообщениях.

Так, 22.10.2020 по информации банка на номер телефона истца направлены сообщения:

- в 12:44:07, 12:44:07 и 12:44:08, о чем также указано и в ответе ПАО "ВымпелКом" (разница по времени в 1 час);

- в 17:30:00 - при входе в ВТБ-Онлайн с указанием банком кода для входа и извещением после верно введенного кода о входе в ВТБ-Онлайн и в 17:32:04 - о подключении устройства Lenovo а516 к PUSH-уведомлениям, о поступлении в это время SMS-сообщений указано и в ответе ПАО "ВымпелКом" (разница по времени в 1 час);

- 18:29:49 и 19:08:18 - при входе в ВТБ-Онлайн с указанием банком кода для входа и извещением после верно введенного кода о входе в ВТБ-Онлайн,

- в 19:11:33 - о подключении устройства Samsung SM-А307FN к PUSH-уведомлениям, о поступлении в это время SMS-сообщений на номер телефона истца также указано в и ответе ПАО "ВымпелКом" (разница по времени в 1 час).

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что в 17:30:00 истцом был осуществлен вход в ВТБ-Онлайн (л.д. 45), после чего в рамках данного входа осуществлены действия по подключению устройства Lenovo а516 к PUSH-уведомлениям. После чего сведения о совершаемых действиях и операциях приходят на это устройство в виде PUSH-уведомлений.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания утверждать, что ПАО Банк ВТБ не проинформировал ФИО4 о подключении устройства Lenovo а516 к PUSH-уведомлениям и о совершаемых операциях.

Истец не оспаривает того обстоятельства, что 22.01.2020 в 19:11:33 она произвела подключение устройства Samsung SM-А307FN к PUSH-уведомлениям.

Как указано в разделе 5.3 "SMS/PUSH-коды" Приложения №1 к Правилам предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), при условии успешной идентификации и аутентификации клиент в мобильном приложении может проверить перечень мобильных устройств, зарегистрированных в банке для направления клиенту PUSH-кодов, и отключить любое из указанных мобильных устройств от получения PUSH-кодов.

PUSH-сообщение отображается на экране мобильного устройства в виде всплывающего сообщения, которое не хранится в автоматизированной банковской системе, однако системой фиксируются входы в систему ДБО ВТБ-Онлайн.

23.10.2020 в 15:15:16 вход в систему ДБО ВТБ-Онлайн был подтвержден верно введенным кодом с устройства Lenovo а516, направленным в виде PUSH-уведомления на номер телефона истца. Операция по переводу 94999 руб. подтверждена верно введенным кодом из PUSH-уведомления.

В соответствии с разделом 3.3 "Формирование, подписание, передача и прием к исполнению Электронных документов" Правил предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), протоколы работы системы ДБО, в которых зафиксирована информация об успешной идентификации, аутентификации клиента, о создании электронного документа, о подписании электронного документа клиентом с использованием средства подтверждения и о передаче их в банк, являются достаточным доказательством и могут использоваться банком в качестве свидетельства факта подписания/передачи электронного документа в соответствии с параметрами, содержащимися в протоколах системы ДБО, а также целостности (неизменности) электронного документа соответственно.

Таким образом, оспариваемая истцом операция по переводу денежных средств была совершена после входа истца в систему ВТБ-Онлайн с указанием верного логина, пароля и кода из PUSH-уведомления, направленного на номер телефона истца, в связи с чем основания для неисполнения распоряжения клиента у банка отсутствовали, операция считалась надлежащим образом авторизованными и наступила ее безотзывность.

Достоверных доказательств, подтверждающих, что перевод денежных средств со счета истца был произведен в результате неправомерных действий банка, ненадлежащего оказания ответчиком банковской услуги, не представлено, как и не представлено убедительных доказательств осуществления банком спорной операции без надлежащего распоряжения клиента.

Незаконный доступ к паролям и кодам истца вследствие противоправных действий третьих лиц является основанием для гражданско-правовой ответственности этих лиц по обязательствам вследствие причинения вреда либо неосновательного обогащения, но не является основанием для взыскания с банка денежных средств.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 о взыскании с ПАО Банк ВТБ денежных средств в размере 94999 руб., не имеется, в связи с чем не подлежат удовлетворению и вытекающие из данного требования требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ПАО Банк ВТБ о защите прав потребителя – отказать в полном объеме

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья: п/п О.Н. Юрова

Копия верна.

Судья: О.Н. Юрова