Туймазинский районный суд Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-1145/2012РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2012г. г.Туймазы
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахуновой А.А.,
при секретаре Юмалиной Г.С.,
с участием помощника прокурора Родина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению межрайонной прокуратуры РБ в интересах неопределенного круга лиц-жителей сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ к Администрации СП сельсовет муниципального района район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а так же мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения, суд
УСТАНОВИЛ
межрайонная прокуратура РБ в интересах неопределенного круга лиц-жителей сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ обратилась с иском к Администрации СП сельсовет муниципального района район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а так же мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения на том основании, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства в части, соблюдения мер пожарной безопасности в лесах находящихся на территории сельских поселений и проведения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельских поселений муниципального района район Республики Башкортостан.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статьей 84 Лесного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и организация мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствий со ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство,
реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения,
посадочных площадок для самолётов, вертолетов, используемых в целях
проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек,
противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных
пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов
горюче смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двух этажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Пунктом 5 приложения №1 СНиП 2.07.01-89* расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров.
В то же время главой администрации сельсовета до настоящего времени не разработан и не внесен на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Совета сельского поселения Серафимовский сельсовет нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии указанного муниципального нормативного правового акта, может привести к нарушениям прав неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Серафимовский сельсовет.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны администрации сельского поселения появляется опасность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий для жизни людей и их имущества.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно требованиям ст.ст. 254, 245 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений, в частности по заявлениям об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к действиям (бездействию)
органов местного самоуправления, оспариваемымвпорядке
гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Указанные действия обжалуются по правилам главы 25 ГПК РФ.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ст. 22 ГПК РФ установлено, что исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим их гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сельский совет муниципального района район, выразившееся в не разработке и непринятии муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения. Обязать администрацию сельского поселения сельский совет муниципального района район в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Совета сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ проект муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
На судебном заседании помощник прокурора Родин Г.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации СП сельсовет на судебное заседание не явился, исковые требования просит рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора Родина Г.В., изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства в части, соблюдения мер пожарной безопасности в лесах находящихся на территории сельских поселений и проведения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельских поселений муниципального района район Республики Башкортостан.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статьей 84 Лесного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и организация мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствий со ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство,
реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения,
посадочных площадок для самолётов, вертолетов, используемых в целях
проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек,
противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных
пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов
горюче смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двух этажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Пунктом 5 приложения №1 СНиП 2.07.01-89* расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров.
В то же время главой администрации сельсовета до настоящего времени не разработан и не внесен на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Совета сельского поселения Серафимовский сельсовет нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии указанного муниципального нормативного правового акта, может привести к нарушениям прав неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения Серафимовский сельсовет.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны администрации сельского поселения появляется опасность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий для жизни людей и их имущества.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно требованиям ст.ст. 254, 245 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений, в частности по заявлениям об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к действиям (бездействию)
органов местного самоуправления, оспариваемымвпорядке
гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Указанные действия обжалуются по правилам главы 25 ГПК РФ.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ст. 22 ГПК РФ установлено, что исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим их гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сельский совет муниципального района район, выразившееся в не разработке и непринятии муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения. Обязать администрацию сельского поселения сельский совет муниципального района район в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Совета сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ проект муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление межрайонной прокуратуры РБ в интересах неопределенного круга лиц-жителей сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ к Администрации СП сельсовет муниципального района район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а так же мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сельский совет муниципального района район, выразившееся в не разработке и непринятии муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
Обязать администрацию сельского поселения сельский совет муниципального района район в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления - Совета сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ проект муниципального нормативного правового акта, определяющего меры пожарной безопасности в лесах, а также мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня его вынесения через Туймазинский районный суд РБ.
Судья А.А.Ахунова