ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1145/1113 от 13.04.2011 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

                                                                                    Ломоносовский районный суд г.Архангельска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ломоносовский районный суд г.Архангельска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1145/11 13 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Голенищевой И.В.

при секретаре Барановой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 13 апреля 2011 года гражданское дело по иску Приморского межрайонногопрокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о понуждении организовать подвоз детей к дошкольным образовательным учреждениям,

УСТАНОВИЛ:

Приморский межрайонный прокурор Архангельской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее - МО «Приморский район») в интересах неопределенного круга о понуждении обеспечить подвоз людей к дошкольным учреждениям. В обоснование иска указано, что на территории муниципального образования «В» Приморского района Архангельской области (далее - МО «В») отсутствует муниципальное дошкольное образовательное учреждение. В то же время, на территории МО «В» по состоянию на 01 июля 2010 года проживало 132 ребенка дошкольного возраста, из которых лишь 20 детей посещают детские дошкольные учреждения, расположенные в других МО. Управление образования администрации МО «Приморский район» предлагает родителям дошкольников места в дошкольных учреждениях поселков Зеленый Бор и Ширша, ближайшее из которых расположено в 11 км от поселка Васьково. При этом родители не имеют возможности самостоятельно перевозить и отвозить детей в дошкольные учреждения, расположенные в других муниципальных образованиях. Согласно информации ОГИБДД по Приморскому району организованные перевозки людей из поселка Васьково в поселки Ширша, Зеленый Бор и деревню Повракула не осуществляются. Ссылаясь на ст. 43 Конституции РФ, ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п.2 п. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании», п. 2.4 СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», прокурор просил суд обязать администрацию МО «Приморский район» в марте 2011 года организовать перевозку людей по маршрутам пос. Васьково - МОУ «Ш № 1», пос. Васьково - структурное подразделение «Д № 1» МОУ «Ш № 2» Приморского района.

Определением суда по ходатайству истца была произведена замена ответчика администрации МО «Приморский район» на Управление образования администрации МО «Приморский район».

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Лыткина М.А. исковые требования уточнила, по основаниям, приведенным в иске, просит обязать Управление образования администрации МО «Приморский район» организовать общедоступное дошкольное образование, а именно подвоз детей к дошкольным учреждениям путем предоставления транспортных средств, предназначенных для перевозки детей, по согласованным с ОГИБДД маршрутам.

Представитель ответчика - Управления образования администрации МО «Приморский район» - ФИО1, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Указала, что большинство детей дошкольного возраста, проживающие на территории МО «В», организованы в различные дошкольные и школьные учреждения, либо не достигли возраста трех лет. В настоящее время планируется строительство на территории МО «В» детского дошкольного учреждения. Полагает, что требования действующего законодательства не нарушаются, поскольку организация транспортного сообщения не входит в компетенцию Управления образования, и подвоз детей дошкольного возраста к учреждениям не предусмотрен.

Представитель третьего лица Финансового управления администрации МО «Приморский муниципальный район» в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда отзыве указал о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «В» Приморского района Архангельской области отсутствует муниципальное дошкольное образовательное учреждение (сгорело).

Иного помещения, в котором возможно по санитарно-гигиеническим требованиям расположить такое учреждение, на территории МО не имеется.

В настоящее время проектно-сметная документация на строительство детского сада готова, получено положительное заключение Управления государственной экспертизы, рассматривается вопрос по включению объекта «Д № 2» в 2011 году в областную адресную инвестиционную программу.

Дети дошкольного возраста, проживающие на территории МО «В», организованы в другие муниципальные учреждения, посещают группу раннего развития при МОУ «Ш № 3», группу подготовки детей к школе, организованную в МОУ «Ш № 4», частично зачислены в 1-ый класс, направлены в детские дома, остальные до 3-х лет.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

В обоснование исковых требований о понуждении ответчика - Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» организовать общедоступное дошкольное образование на территории указанного муниципального образования прокурор сослался на положения ст. 43 Конституции РФ, ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п.2 п. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании», п. 2.4 СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях».

Вместе с тем, указанные нормы, гарантируя общедоступность бесплатного дошкольного образования, не возлагают на Управление образования обязанности по обеспечению подвоза детей дошкольного к учреждениям, расположенным в иных населенных пунктах.

Исходя из Положения об Управлении образования МО «Приморский район», данное учреждение является отраслевым органом Администрации МО «Приморский район», в своей деятельности руководствуется, в том числе, муниципальными правовыми актами МО «Приморский район».

Согласно ст. 4 упомянутого положения определены полномочия Управления, однако то, как предполагает истец обеспечить доступность бесплатного дошкольного образования, а именно путем организации подвоза детей к дошкольным учреждениям, по мнению суда, не относится к полномочиям ответчика.

При этом в смысле ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» общедоступное и бесплатное дошкольное образование на территории муниципального района организовано.

Разрешая спор, суд исходит из требований СанПина 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которые не предусматривают подвоз детей дошкольного возраста к дошкольным образовательным учреждениям.

Довод представителя истца о том, что в Приморском районе дошкольные учреждения не являются самостоятельными, а являются структурными подразделениями сельских общеобразовательных учреждений, не может быть принят судом во внимание, поскольку СанПином 2.4.2.1178-02 разрешен вопрос о подвозе учащихся общеобразовательных школ, а не воспитанников дошкольного возраста.

В свою очередь исходя из п. 6 ст. 6 Устава того же МО, обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования возложена непосредственно на само МО (л.д. 31-71, 73-88), и не относится к компетенции Управления образования.

При таких обстоятельствах, исковые требования Приморского межрайонногопрокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о понуждении организовать подвоз детей к дошкольным образовательным учреждениям удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Приморского межрайонногопрокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о понуждении организовать подвоз детей к дошкольным образовательным учреждениям - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.В.Голенищева