Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
26 июня 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В., при секретаре ФИО5,
с участием:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО8,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах ФИО4, к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>», третье лицо: МТУ Росимущества в <адрес> и г.Севастополе, об установлении отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом, наделенным отдельными государственными полномочиями,
у с т а н о в и л:
В январе 2020 года истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» об установлении отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом, наделенным отдельными государственными полномочиями, а именно: об установлении отсутствия полномочий у ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес>» для осуществления действий по распоряжению квартирой № по <адрес> Б в г. Севастополя в виде подачи иска в суд о выселении из этой квартиры.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя по иску ФГКУ «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» по делу ФИО9 о выселении и снятии с регистрации ФИО2, ФИО3 и ФИО2 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением решение оставлено без изменений.
Истцы мотивировали свои требования тем, что права собственника федерального имущества - <адрес> Б в г. Севастополя, осуществляет Правительство РФ в лице Государственного Комитета по управлению государственным имуществом, и оно не предоставляло ответчику право на распоряжение этой квартирой, а выселение лиц, проживающих в этой квартире и есть фактически распоряжение этим имуществом.
Поэтому полагали, что действия ответчика по подаче иска в суд о выселении истцов из данной квартиры произведены при отсутствии законных полномочий для таких действий.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, предмет заявленных истцами требований, от разрешения которых зависят жилищные права граждан, субъектный состав участников судебного процесса, руководствуясь частями 1 и 3 статьи 1 КАС РФ, частью 1 статьи 22 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что заявленные истцами требования подлежат разрешению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО8 настаивали на удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что права собственника федерального имущества осуществляет Правительство РФ в лице Государственного Комитета по управлению государственным имуществом, оно не предоставляло ответчику право на распоряжение этой квартирой, а выселение лиц, проживающих в этой квартире и есть фактически распоряжение этим имуществом.
Представитель ответчика ФИО6 просила отказать в заявленных требованиях. Пояснила, что в соответствии с Уставом Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» указанное учреждение осуществляет предоставление в пользование жилых помещений, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
Третье лицо - МТУ Росимущества в <адрес> и г.Севастополе, вызывалось в судебное заседание надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в суд, не обеспечило.
Жилые помещения, переданные ФГКУ «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» распоряжениями Правительства Севастополя, предназначены для проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не имеющих жилья в Севастополе.
Суд, заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Общим основанием участия в гражданском процессе для всех лиц, участвующих в деле, является наличие гражданской процессуальной правоспособности. Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов (ст. 36 ГПК РФ).
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в гражданском процессе соответственно выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК).
Казенное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, которое за счет средств соответствующего бюджета обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.
Казенные учреждения являются некоммерческими организациями. Они создаются для того, чтобы (ст. 6 БК РФ):
оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) услуги (работы);
исполнять государственные (муниципальные) функции. Это управленческие функции, связанные с властью, - контроль, надзор и т.д.
Казенное учреждение вправе осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно создано (основная деятельность казенного учреждения). Перечень всех видов деятельности, которыми может заниматься конкретное учреждение, указан в учредительном документе (п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с Уставом Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» указанное учреждение осуществляет предоставление в пользование жилых помещений, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
Жилые помещения, переданные ФГКУ «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» распоряжениями Правительства Севастополя предназначены для проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не имеющих жилья в Севастополе.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за №-РП «О передаче государственного недвижимого имущества (служебных квартир), находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность», квартира передана в собственность Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах правообладателем на данный объект недвижимости - квартиру адресу: Севастополь, <адрес>, является Пограничное Управление ФСБ России по <адрес>.
За ответчиком - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по <адрес>» было закреплено право оперативного управления этой квартирой.
Оперативным управлением в гражданском праве Российской Федерации принято именовать имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 216 и ст. 296 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Вещные права лица, не являющегося собственником имущества, могут защищаться от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ (п. 4 ст. 216 ГК РФ).
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения и защита прав собственника), принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом, в том числе на праве оперативного управления. Это лицо имеет право на защиту своего владения также против собственника.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о признании незаконными распоряжений Правительства Севастополя и о признании права собственности Российской Федерации и право оперативного управления квартиры, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес>, зарегистрированной за ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации», отсутствующим, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ====указанное решение Гагаринского районного суда оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя по иску ФГКУ «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО10 о выселении и снятии с регистрации ФИО2, ФИО3 и ФИО2 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением от решение оставлено без изменений, в удовлетворении требований, заявленных в апелляционной жалобе отказано.
Таким образом, ранее при разрешении указанных споров были установлены полномочия ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» по управлению квартирой, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования основаны на ошибочном толковании закона, обстоятельства по делу ранее установлены судебными решениями, и заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах ФИО4, об установлении отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом, наделенным отдельными государственными полномочиями – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья Гагарининского районного суда
города Севастополя О.В. Гавура