ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1145/2013 от 20.12.2013 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № №/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п. Ванино

Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Прилепская Н.А.,

при секретаре Абубакировой М.В.,

с участием Ванинского транспортного прокурора Куликова О.В.,

представителя ответчика Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» Васильевой Н.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя третьего лица ФБУ «Администрация морского порта Ванино» Борща А.Э., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора о понуждении ФГУП «Росморпорт» в лице Ванинского филиала к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском к понуждении ФГУП «Росморпорт» в лице Ванинского филиала к совершению определенных действий. В обоснование своих требований указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена про­верка деятельности Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в части оказа­ния услуг по приему, транспортировке и утилизации судовых отходов в мор­ском порту Николаевск-на-Амуре, результаты которой показали следующее. С навигации 2012 года в морском порту Николаевск-на-Амуре в связи с отказом ОАО «Амурское пароходство» по экономическим причинам от приема, транспортировке и утилизации судовых отходов с морских судов та­кие услуги не осуществляются. Капитаном морского порта Николаевск-па-Амуре организовано опо­вещение судовладельцев судов, подающих заявки на заход судов на аквато­рию порта, об отсутствии услуг по сбору судовых отходов с одновременным предложением иметь на борту судов достаточное количество емкостей для сохранения на борту всех видов отходов для последующей их сдачи в других портах, обладающих такой возможностью. Вместе с тем, в целях предотвращения загрязнения морской среды пу­тем сброса вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества Рос­сийской Федерацией подписана Международная конвенция по предотвраще­нию загрязнения с судов 1973 года с Протоколом 1978 года (далее - МАРПОЛ 73/78), согласно которой стороны конвенции взяли на себя обяза­тельства по осуществлению положений настоящей конвенции. Согласно Правилу 38 Главы 6 Приложения I к МАРПОЛ 73/78 прави­тельство каждой стороны Конвенции обязуется предусмотреть в постах и терминалах сооружения для приема мусора в соответствии с потребностями пользующихся ими судов, не приводя к чрезмерному простою этих судов. Приемные сооружения в соответствии с п. 1 настоящего правила пре­дусматриваются, в том числе, во всех портах и на терминалах, обрабатываю­щих суда, оборудованные требуемыми правилом 12 настоящего приложения танками для нефтесодержащих осадков. Согласно Правилу 12 Главы 4 Приложения IV к конвенции МАРПОЛ 73/78 правительство каждой из сторон конвенции, которая требует, чтобы суда, эксплуатирующиеся в водах, находящихся под ее юрисдикцией, и по­сещающие суда, когда они находятся в ее водах, выполняли требования пра­вила 11.1, обязуется предусмотреть в портах и на терминалах сооружения для приема сточных вод, достаточные для удовлетворения потребностей поль­зующихся ими судов, не приводя к простою этих судов. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона о морских портах государствен­ное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения, в том числе, равного доступа к услугам в морском порту; пре­дотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к ис­пользованию и охране водных объектов. В силу части 2 статьи 19 Закона о морских портах портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту может устанавливаться, в частности, экологический сбор (часть 3 статьи 19 Закона о морских портах). В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Феде­рации от 25.09.2002 № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами» предприятие "Росморпорт" находится в ве­дении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от ис­пользования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имуще­ства и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Ми­нистерством транспорта Российской Федерации), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплава­ния, и осуществление другой портовой деятельности. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельно­сти, предусмотренным в уставе этого предприятия и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспор­та Министерства транспорта Российской Федерации от 09.06.2012 № СГ-150-р утвержден Устав ФГУП «Росморпорт». В соответствии с п. 2.1 Устава ФГУП «Росморпорт» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, предприятие осуще­ствляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе через свои филиалы, следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия), в частности, обеспечивает сбор и обработку с су­дов балластных вод, утилизацию мусора, пищевых отходов; обеспечивает сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистку (п/п. 12 п. 2.2 Ус­тава ФГУП «Росморпорт»). Аналогичная обязанность закреплена п/п. 12 п. 2.2 Положения о Ва­нинском филиале ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.07.2012 № (далее - Положение о Ванинском филиа­ле). Согласно п. 4.6 Положения о Ванинском филиале филиал обязан, в частности, обеспечивать конкурентоспособность морских портов и содействовать развитию в морских портах предпринимательской деятельно­сти; взимать в установленном порядке портовые сборы и плату за оказывае­мые услуги. В соответствии с п. 1.3 Положения о Ванинском филиале деятельность Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» осуществляется, в том числе, в морском порту Николаевск-на-Амуре и на подходах к нему. Таким образом, бездействие администрации Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» по осуществлению операций, связанных с приемом су­довых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, от-шланговка и др.), а также взиманию за оказание этих услуг соответствующую плату, не только противоречит целям создания филиала, определенных По­ложением о Ванинском филиале, но и создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде при эксплуатации судов на акватории морского порта Николаевск-на-Амуре и на подходах к нему. Кроме того, отсутствие приемного оборудования или его недостаточ­ность могут расцениваться как нарушение требований конвенции МАРПОЛ 73/78. Данное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Россий­ской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции Россий­ской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Просит обязать федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» обеспечить в морском порту Николаевск-на-Амуре сбор и обработку с судов балластных вод, утилизацию мусора, пищевых отходов; сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистку. Установить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании Ванинский транспортный прокурор Куликов О.В. исковые требования поддержал, пояснил вышеизложенное, и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» Васильева Н.Ю. в судебном заседании исковые требования и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора не признала по следующим основаниям. В соответствии с п. 8.1 Приказа ФСТ России от 20.12.2007 N № экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту. Экологический сбор включает оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, отшланговка и др.). Т.е. рассматриваемые услуги оплачиваются судовладельцем взиманием с него экологического сбора. Пунктом 31 Приказа ФСТ России от 30.04.2013 N № "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации" закрепил ставки сборов по порту Николаевск-на-Амуре. В порту Николаевске-на-Амуре отсутствует утвержденная ставка экологического сбора. В соответствии с приказом Минтранса России от 31.10.2012 N № "Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, утвержден перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации (далее - Перечень). Установлено, что администрациями морских портов взимается корабельный сбор; ФГУП "Росморпорт" взимаются канальный, навигационный, маячный, ледокольный сборы; ФГУП "Росморпорт" и хозяйствующими субъектами,  оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и обеспечению экологической безопасности в порту, взимаются лоцманский и экологический сборы. Дополнительно сообщает, что филиал никогда не занимался в Николаевске-на-Амуре деятельностью по обеспечению сбора с судов упомянутых ранее отходов и т.п. Связано это, в первую очередь, с отсутствием в филиале специализированного флота, способного принимать себе на борт этот мусор и т.п., отсутствием в Николаевске-на-Амуре организаций, занимающихся полной утилизацией судовых отходов  и другими причинами. Соответственно, Ванинский филиал никогда не получал заявок и не заключал договоров, т.к. эта деятельность не является нашей обязанностью. В связи с изданием Постановления от 25.09.2002 г. № 705 полномочия по взиманию портовых сборов (корабельного, маячного, канального, якорного) делегированы ФГУП "Росморпорт». Основанием взимания указанных портовых сборов ФГУП "Росморпорт" является обеспечение предприятием надлежащего функционирования федерального портового имущества, закрепленного за предприятием и используемого для безопасного функционирования морского порта. Услуги, оплачиваемые портовыми сборами, за исключением услуг, оплачиваемых  лоцманским, экологическим,  в портах, где созданы филиалы ФГУП "Росморпорт" могут быть оказаны только этим предприятием. Вместе с тем, необходимо отметить, что услуги, за которые взимаются, экологический и лоцманский сборы могут оказываться в морских портах не только ФГУП "Росморпорт", но и другими организациями. Изъятие лоцманского и экологического сборов из перечня портовых сборов, которые могут взиматься в настоящее время только ФГУП "Росморпорт" обусловлено тем, что услуги, оплачиваемые этими сборами, могут оказываться и другими участниками портовой деятельности. По имеющейся у филиала информации, ОАО «Амурское пароходство» в порту Николаевск-на-Амуре осуществляет услуги по приему, транспортировке и утилизации судовых отходов с судов. Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» имеет заключенный с ОАО «Амурское пароходство» договор на сбор подсланевых (нефтесодержаших) вод и сбор хозяйственно-фекальных вод с принадлежащего филиалу лоцманского катера ЛК «Лиман» в Николаевске-на-Амуре. На основании вышеизложенного, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФГУ «Администрация морского порта Ванино» Борщ А.Э. в судебном заседании иск и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора не признал и пояснил, что в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГК РФ ФГУП «Росморпорт» является коммерческим юридическим лицом, его деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, целью деятельности является и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд. Учитывая платную основу настоящей услуги, настоящая деятельность осуществляется на основании изданных нормативных правовых актов. Согласно приказу Минтранса России от 31.10.2012 № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» экологический сбор взимается ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъектами, фактически оказывающими услуги по обеспечению экологической безопасности в порту. При этом Перечнем данного приказа взимание экологического сбора в морском порту Николаевск-на-Амуре не установлено. Также не установлены ставки экологического сбора для ФГУП «Росморпорт» приказом ФСТ России от 30.04.2013 № № «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации». Учитывая сложившуюся ситуацию, капитаном морского порта Николаевск-на-Амуре А.А. Спиридоновым в целях сохранения экологической безопасности в морском порту до заинтересованных лиц доведена информация об отсутствии услуг по сбору мусора и пищевых отходов, подсланевых и льяльных вод, возможность бункеровки топливом и водой. В связи с изложенным и учитывая, что ФГУП «Росморпорт» не имеет правовых оснований на взимание экологического сбора, считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Выслушав транспортного прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка в части оказания услуг по приему, транспортировке и утилизации судовых отходов в морском порту Николаевск-на-Амуре, в результате которой установлено, что с навигацией 2012 года в морском порту Николаевск-на-Амуре связи с отказом ОАО «Амурское пароходство» по экономическим причинам от приема, транспортировке и утилизации судовых отходов с морских судов такие услуги не осуществляется. И.о.Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора считает, что эти обязанности должны быть возложены на Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт».

Однако с такими выводами суд не может согласиться.

В целях предотвращения загрязнения морской среды пу­тем сброса вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, Рос­сийской Федерацией подписана Международная конвенция по предотвраще­нию загрязнения с судов 1973 года с Протоколом 1978 года (далее - МАРПОЛ 73/78), согласно которой стороны конвенции взяли на себя обяза­тельства по осуществлению положений настоящей конвенции.

Согласно Правилу 38 Главы 6 Приложения I к МАРПОЛ 73/78 прави­тельство каждой стороны Конвенции обязуется предусмотреть в постах и терминалах сооружения для приема мусора в соответствии с потребностями пользующихся ими судов, не приводя к чрезмерному простою этих судов. Приемные сооружения в соответствии с п. 1 настоящего правила пре­дусматриваются, в том числе, во всех портах и на терминалах, обрабатываю­щих суда, оборудованные требуемыми правилом 12 настоящего приложения танками для нефтесодержащих осадков.

Согласно Правилу 12 Главы 4 Приложения IV к конвенции МАРПОЛ 73/78 правительство каждой из сторон конвенции, которая требует, чтобы суда, эксплуатирующиеся в водах, находящихся под ее юрисдикцией, и по­сещающие суда, когда они находятся в ее водах, выполняли требования пра­вила 11.1, обязуется предусмотреть в портах и на терминалах сооружения для приема сточных вод, достаточные для удовлетворения потребностей поль­зующихся ими судов, не приводя к простою этих судов.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органам государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды дано право принятия и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 57 БК РФ, неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются также за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее федеральный закон о морских портах) государствен­ное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения, в том числе, равного доступа к услугам в морском порту; пре­дотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к ис­пользованию и охране водных объектов.

Согласно ч.2 ст. 8 федерального закона о морских портах, государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством, в том числе, установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;

В соответствии с ч.4 ст. 19 федерального закона о морских портах перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно ч.5 ст. 19 федерального закона о морских портах ставки портовых сборов и правила их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Во исполнение предписания ч. 4 ст. 19 данного Федерального закона Министерством транспорта Российской Федерации, являющимся согласно п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, утвержден Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2012 года N №), в который включены 63 морских порта с указанием конкретных портовых сборов, в них взимаемых.

Приказом Минтранса России от 31.10.2012 N № "Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, установлено, что ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обеспечению экологической безопасности в порту,   взимается экологический сбор.

В соответствии с п. 8.1 Приказа ФСТ России от 20.12.2007 N № экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений   (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту.

Согласно справке главного инженера Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» Ляхова Г.В. от 19.12.2013 года № № Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» не располагает в порту Николаевск-на-Амуре техническими средствами для приема судов всех видов судовых отходов и для дальнейшей их переработке.

Согласно п. 3 Приказа ФСТ России от 20.12.2007 г. № №,  ФГУП "Росморпорт" взимает ставки канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

В приложении 1 установлены ставки сборов конкретно для каждого порта. Так, в порту Николаевске-на-Амуре установлены корабельный, лоцманский, маячный, навигационный сборы. Экологический сбор в данном порту отсутствует.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.01.2013 года № № указано, что портовые сборы являются основным источником финансирования определенных затрат портов, а различия в экономических и географических условиях, структуре и уровне расходов портов обусловливают разнообразие портовых сборов не только по наименованию, назначению и количеству в конкретном порту, но и по правилам установления и взимания размера ставок и представляемым льготам.

По смыслу п. 5 ст. 19 федерального закона о морских портах, оплата экологического сбора производится по ставкам портовым сборов, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях.

Согласно ст. 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами применительно к каждому конкретному субъекту регулирования.

Таким образом, для того, чтобы ФГУП «Росморпорт» или другой хозяйствующий субъект  имели право взимать с заходящих в морской порт морских судов экологический сбор, им необходимо быть включенными в реестр субъектов естественных монополий и иметь установленные для них ФСТ России ставки экологического сбора и правила их применения.

Согласно приказу ФСТ России от 30.04.2013 N № "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации" в порту Николаевске-на-Амуре отсутствует утвержденная ставка экологического сбора.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оказание экологических услуг, не является исключительной обязанностью Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт».

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 25.06.2012 года деятельность по экологическому обслуживанию судов обязательному лицензированию не подлежит.

Нормативными правовыми актами РФ не установлено ограничение деятельности негосударственных организаций по оказанию экологических услуг судам.

В судебном заседании установлено, что ФГУП «Росморпорт» является хозяйствующим субъектом и выполняет свои коммерческие функции согласно своему уставу. Устав ФГУП «Росморпорт» и Положение о Ванинском филиале ФГУП «Росморпорт» не предусматривают осуществление каких-либо властных полномочий в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих экологические услуги на акваториях морских портов.

Таким образом, Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» никаких преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами на рынке оказания экологических услуг не имеет.

Кроме того, из пояснений представителя ответчика и договора на комплексное обслуживание флота от 27.05.2013 года следует, что ОАО «Амурское пароходство» в порту Николаевск-на-Амуре осуществляет услуги по приему, транспортировке и утилизации судовых отходов с судов.

Следовательно, осуществлять указанную деятельность вправе любой хозяйствующий субъект.

Доводы и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора о том, что бездействие администрации Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» по осуществлению операций, связанных с приемом судовых отходов, а также взиманию за оказание этих услуг соответствующую плату, не соответствует целям создания филиала, определенных Положением о Ванинском филиале, создает угрозу причинения вреда окружающей среде при эксплуатации судов, несостоятельны, поскольку противоречат законодательному регулированию порядка расчета и уплаты портовых сборов, носящее системный характер и являющееся выражением единства правовых и организационных основ государственного регулирования и контроля цен на услуги субъектов естественных монополий в морских портах.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для обязания Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» по обеспечению в морском порту Николаевск-на-Амуре сбора и обработку с судов балластных вод, утилизации мусора, пищевых отходов, сбора судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистки, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованиях и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора о понуждении ФГУП «Росморпорт» в лице Ванинского филиала к совершению определенных действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Прилепская Н.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.