УИД 23RS0036-01-2021-000247-75
Дело № 2-1145/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 5 апреля 2022 года
Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего судьи Хазикова А.А.,
при секретаре судебного заседания Салохиной Е.И.,
с участием:
представителя истца – Краснодарского транспортного прокурора ФИО2 – ФИО3,
представителя ответчика – АО «СевКавТИСИЗ» – ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора к АО «СевКавТИСИЗ» о запрете деятельности по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечения к выполнению работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации,
установил:
Краснодарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в котором с учетом последующих уточнений просил запретить АО «СевКавТИСИЗ» деятельность по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечению к выполнению авиационных работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации, а именно: в отсутствие свидетельства коммерческого пилота или соответствующей квалификационной отметки территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта в свидетельстве частного пилота.
В обоснование указал, что Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность по созданию нивелирной, гравиметрической сетей, топографических карт и планов, аэрофотосъемку с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G», сертификат летной годности сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), собственником которого, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ является АО «СевКавТИСИЗ». Указанная деятельность осуществляется Обществом на возмездной основе в отсутствие сертификата эксплуатанта и с привлечением к работам лица авиационного персонала – частного пилота.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что выполнение полетов при наличии указанных нарушений закона свидетельствует о грубом игнорировании требований установленных норм, правил и запретов, посягает на устойчивое и безопасное функционирование воздушного транспорта, нарушает интересы неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере безопасности полетов, обеспечения сохранности жизни и здоровья людей, а также имущества государства, граждан и юридических лиц.
Представитель ответчика – АО «СевКавТИСИЗ» – ФИО4 возражал против удовлетворения заиленных требований.
Представитель Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть настоящее ходатайство в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства, в ходе которой установлено, что АО «СевКавТИСИЗ» осуществляет деятельность по созданию геодезической, нивелирной, гравиметрической сетей, топографических карт и планов.
Данная деятельность осуществляется с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G», сертификат летной годности сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), собственником которого согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ является АО «СевКавТИСИЗ».
Мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на интернет-странице, расположенной URL-адресу: https://www.sktisiz.ru/solutions/vls/, размещена информация о выполнении воздушного лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки с использованием вышеуказанного воздушного судна.
Указанную деятельность АО «СевКавТИСИЗ» осуществляет на возмездной основе, что подтверждается договорами возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от 08.07.2021 №/СК/21-10, а также актом об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, актами контроля проведения полевого этапа воздушного лазерного сканирования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Базирование данного воздушного судна осуществляется на посадочной площадке ООО «Аэродром Белевцы», которая расположена по адресу: <адрес>, с.<адрес>.
Согласно объяснениям главного инженера АО «СевКавТИСИЗ» - ФИО5, указанная организация осуществляет деятельность по инженерно-геодезическому изысканию, в состав которого входит выполнение воздушного лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки. Вышеуказанные работы выполняются пилотом ФИО6 в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № ОУ-001/2021.
Согласно ст. 3 Воздушного кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
На основании ст. 8 Воздушного кодекса РФ, пилотируемые гражданские воздушные суда подлежат обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами от ДД.ММ.ГГГГ№.
Юридические лица, осуществляющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.
Согласно ч. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и использующие указанное воздушное судно для полетов должно иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Статьей 114 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов, в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно приложению № 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплутатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее – Приказ) к авиационным работам относятся воздушные съемки (аэросъемочные работы, аэрофотосъемочные работы, телевизионные и киносъемочные работы), для выполнения которых необходимо получение сертификата эксплуатанта.
По информации, представленной Южным МТУ Росавиации, сертификат эксплуатанта у АО «СевКавТИСИЗ» отсутствует, за его получением данная организация не обращалась.
Пунктом 2.6 Приказа установлено, что эксплуатант осуществляет прием на работу или привлекает для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера, в том числе обладателей свидетельства частного пилота, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения авиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту воздушного судна лиц, за исключением членов экипажа воздушного судна (вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Приложением № к Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной в Российской Федерации установлено, что свидетельство частного пилота дает право выполнять функции, но не за плату, командира или второго пилота воздушного судна соответствующего типа, не выполняющего полеты с целью получения доходов.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований АО «СевКавТИСИЗ» незаконно выполняются авиационные работы (воздушное лазерное сканирование и цифровая аэрофотосъёмка) на воздушном судне «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G») в отсутствие сертификата эксплуатанта и с привлечением к работам лица авиационного персонала – частного пилота, чем создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Указанные обстоятельства недопустимы, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и противоречат требованиям воздушного законодательства.
Выполнение полетов при наличии указанных нарушений закона свидетельствует о грубом игнорировании требований установленных норм, правил и запретов, посягает на устойчивое и безопасное функционирование воздушного транспорта, нарушает интересы неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере безопасности полетов, обеспечения сохранности жизни и здоровья людей, а также имущества государства, граждан и юридических лиц.
Возможность судебной защиты нарушенного права предусмотрена ст. 11 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, оценив совокупность доказательства по делу, суд приходит к выводу удовлетворить требования Краснодарского транспортного прокурора
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Краснодарского транспортного прокурора к АО «СевКавТИСИЗ» о запрете деятельности по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечения к выполнению работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации – удовлетворить.
Запретить акционерному обществу «СевКавТИСИЗ» деятельность по осуществлению авиационных работ с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G») и привлекать к выполнению авиационных работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации, а именно: в отсутствие свидетельства коммерческого пилота или соответствующей квалификационной отметки территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта в свидетельстве частного пилота.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А. Хазиков
Решение изготовлено в окончательной форме 8 апреля 2022 года.