ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1145/2022 от 05.04.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0036-01-2021-000247-75

Дело № 2-1145/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 5 апреля 2022 года

Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего судьи Хазикова А.А.,

при секретаре судебного заседания Салохиной Е.И.,

с участием:

представителя истца – Краснодарского транспортного прокурора ФИО2ФИО3,

представителя ответчика – АО «СевКавТИСИЗ» – ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора к АО «СевКавТИСИЗ» о запрете деятельности по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечения к выполнению работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации,

установил:

Краснодарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в котором с учетом последующих уточнений просил запретить АО «СевКавТИСИЗ» деятельность по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечению к выполнению авиационных работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации, а именно: в отсутствие свидетельства коммерческого пилота или соответствующей квалификационной отметки территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта в свидетельстве частного пилота.

В обоснование указал, что Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность по созданию нивелирной, гравиметрической сетей, топографических карт и планов, аэрофотосъемку с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G», сертификат летной годности сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), собственником которого, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является АО «СевКавТИСИЗ». Указанная деятельность осуществляется Обществом на возмездной основе в отсутствие сертификата эксплуатанта и с привлечением к работам лица авиационного персонала – частного пилота.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что выполнение полетов при наличии указанных нарушений закона свидетельствует о грубом игнорировании требований установленных норм, правил и запретов, посягает на устойчивое и безопасное функционирование воздушного транспорта, нарушает интересы неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере безопасности полетов, обеспечения сохранности жизни и здоровья людей, а также имущества государства, граждан и юридических лиц.

Представитель ответчика – АО «СевКавТИСИЗ» – ФИО4 возражал против удовлетворения заиленных требований.

Представитель Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть настоящее ходатайство в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства, в ходе которой установлено, что АО «СевКавТИСИЗ» осуществляет деятельность по созданию геодезической, нивелирной, гравиметрической сетей, топографических карт и планов.

Данная деятельность осуществляется с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G», сертификат летной годности сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), собственником которого согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является АО «СевКавТИСИЗ».

Мониторингом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на интернет-странице, расположенной URL-адресу: https://www.sktisiz.ru/solutions/vls/, размещена информация о выполнении воздушного лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки с использованием вышеуказанного воздушного судна.

Указанную деятельность АО «СевКавТИСИЗ» осуществляет на возмездной основе, что подтверждается договорами возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 08.07.2021 /СК/21-10, а также актом об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, актами контроля проведения полевого этапа воздушного лазерного сканирования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Базирование данного воздушного судна осуществляется на посадочной площадке ООО «Аэродром Белевцы», которая расположена по адресу: <адрес>, с.<адрес>.

Согласно объяснениям главного инженера АО «СевКавТИСИЗ» - ФИО5, указанная организация осуществляет деятельность по инженерно-геодезическому изысканию, в состав которого входит выполнение воздушного лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки. Вышеуказанные работы выполняются пилотом ФИО6 в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № ОУ-001/2021.

Согласно ст. 3 Воздушного кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

На основании ст. 8 Воздушного кодекса РФ, пилотируемые гражданские воздушные суда подлежат обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами от ДД.ММ.ГГГГ.

Юридические лица, осуществляющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно ч. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и использующие указанное воздушное судно для полетов должно иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Статьей 114 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов, в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно приложению № 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплутатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее – Приказ) к авиационным работам относятся воздушные съемки (аэросъемочные работы, аэрофотосъемочные работы, телевизионные и киносъемочные работы), для выполнения которых необходимо получение сертификата эксплуатанта.

По информации, представленной Южным МТУ Росавиации, сертификат эксплуатанта у АО «СевКавТИСИЗ» отсутствует, за его получением данная организация не обращалась.

Пунктом 2.6 Приказа установлено, что эксплуатант осуществляет прием на работу или привлекает для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера, в том числе обладателей свидетельства частного пилота, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения авиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту воздушного судна лиц, за исключением членов экипажа воздушного судна (вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Приложением к Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной в Российской Федерации установлено, что свидетельство частного пилота дает право выполнять функции, но не за плату, командира или второго пилота воздушного судна соответствующего типа, не выполняющего полеты с целью получения доходов.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований АО «СевКавТИСИЗ» незаконно выполняются авиационные работы (воздушное лазерное сканирование и цифровая аэрофотосъёмка) на воздушном судне «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G») в отсутствие сертификата эксплуатанта и с привлечением к работам лица авиационного персонала – частного пилота, чем создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Указанные обстоятельства недопустимы, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и противоречат требованиям воздушного законодательства.

Выполнение полетов при наличии указанных нарушений закона свидетельствует о грубом игнорировании требований установленных норм, правил и запретов, посягает на устойчивое и безопасное функционирование воздушного транспорта, нарушает интересы неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере безопасности полетов, обеспечения сохранности жизни и здоровья людей, а также имущества государства, граждан и юридических лиц.

Возможность судебной защиты нарушенного права предусмотрена ст. 11 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах, оценив совокупность доказательства по делу, суд приходит к выводу удовлетворить требования Краснодарского транспортного прокурора

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Краснодарского транспортного прокурора к АО «СевКавТИСИЗ» о запрете деятельности по осуществлению авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта и привлечения к выполнению работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации – удовлетворить.

Запретить акционерному обществу «СевКавТИСИЗ» деятельность по осуществлению авиационных работ с использованием воздушного судна типа «Тулпар-182Т» (бортовой номер «RA – 1271G») и привлекать к выполнению авиационных работ лиц авиационного персонала в отсутствие разрешительной документации, а именно: в отсутствие свидетельства коммерческого пилота или соответствующей квалификационной отметки территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта в свидетельстве частного пилота.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.А. Хазиков

Решение изготовлено в окончательной форме 8 апреля 2022 года.