ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11468/2016 от 16.12.2016 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-11468/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдрахмановой Н.В.,

при секретаре Хабибуллиной А.В.,

с участием представителя истца ООО ФИО6» - ФИО1 ФИО5, действующего на основании доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ФИО7» к Государственной инспекции труда в ... о признании предписания незаконным,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Связьоптикстрой» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в ... о признании предписания незаконным.

В обоснование иска указано, что < дата > в отношении ООО «ФИО9», и.о. главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в ... ФИО2 ФИО8. вынесено предписание ...-... с требованием об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данным предписанием ФИО2 ФИО10 обязала истца оформить журнал выдачи наряд допусков в соответствие с требованиями. Указать фамилию, И.О. подпись лица, получившего закрытый наряд-допуск, а именно в нарядах - допусках ...,363,364,365 от < дата >, ...,367 от < дата > В качестве правового обоснования указанных требований перечислены ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 41 Приказа Минтруда России от < дата >...н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте».

С указанным предписанием ООО «ФИО11» не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В предписании в качестве основания требований об устранении нарушений указаны ст. 212 ТК РФ. п. 41 Приказа Минтруда России от < дата >...н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» (далее - Приказ от < дата >...н).

Однако указанные нормы права не содержат требований относительно сроков заполнения указанной графы журнала выдачи наряд - допусков, а, следовательно, не могут служить правовым обоснованием вмененного административного правонарушения.

Кроме того, форма журнала выдачи нарядов - допусков, утвержденная Приказом от < дата >...н, является рекомендуемой, следовательно, законодательно не установлены обязательные графы, которые должны присутствовать в указанном журнале, а значит, и сроки заполнения таких граф.

Более того, нормативно установлен только срок сдачи наряд-допуска работнику, выдавшему данный наряд - допуск (п. 47 Приказа от < дата >...н). Таким образом, факт отсутствия заполненной графы «подпись лица, получившего закрытый наряд-допуск» в журнале выдачи наряд допусков, не является нарушением, так как законодательно срок внесения такой записи не предусмотрен и определяется самостоятельно на усмотрение заявителя. Следовательно, указанное деяние нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не является.

Предписание не соответствуют закону, так как вынесено на основании результатов проверки, проведенной с существенными нарушениями, и, следовательно, данные результаты проверки не могут быть доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства.

В связи с чем, просит предписание от < дата >...-... признать незаконным полностью.

Представитель истца ООО «ФИО13» - ФИО1 ФИО12., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в РБ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора являются индивидуальным трудовым спором.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу приведенных положений трудового законодательства Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании проведенного расследования несчастного случая с тяжелым исходом происшедшего < дата > в 9 час. 50 мин, в ООО «ФИО14» по адресу: 450001, ... лит. Е. < дата >...-... было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки. Внеплановая документарная проверка в ООО «ФИО15» проводилась с < дата > по < дата >. В ходе проведения проверки установлено, что нарушены государственные нормативные требования охраны труда, а именно журнал выдачи нарядов допусков оформляется с нарушениями требований. Отсутствует фамилия, И.О. подпись лица, получившего закрытый наряд-допуск, а именно наряд-допуск ..., 363, 364, 365 от < дата >, ..., 367 от < дата >. Нарушены требования: ст. 212 Трудового Кодекса РФ. п. 41 Приказа Миинтруда России от < дата >...н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте».

Предписанием и.о. главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО2 ФИО16...-.../3 от < дата > на ООО «Связьоптикстрой» возложена обязанность в срок до < дата > произвести следующее: журнал выдачи нарядов допусков оформить в соответствие с требованиями. Указать фамилию, И.О. подпись лица, получившего закрытый наряд - допуск, а именно в нарядах -допусках ..., 363, 364, 365 от < дата >, ..., 367 от < дата > Основание: ст. 212 Трудового Кодекса РФ, п. 41 Приказа Минтруда России от < дата >...н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте».

Согласно ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Статьей 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с п. 41 Приказа Минтруда России от < дата >...н «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» учет работ по нарядам-допускам ведется в журнале учета работ по наряду-допуску.

Для организации безопасного производства работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда - допуска, назначаются: а) должностные лица, имеющие право выдавать наряд - допуск, из числа руководителей и специалистов; б) ответственный руководитель работ из числа руководителей и специалистов (может не назначаться в случаях, определенных иными нормативными правовыми актами в сфере охраны труда); в) ответственный исполнитель (производитель) работ из числа рабочих (бригадиров, звеньевых и высококвалифицированных рабочих). Вышеуказанные должностные лица должны пройти соответствующую специальную подготовку (п. 27 Правил).

Должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте, обязано: а) организовать разработку документации по охране труда при работах на высоте; плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ; разработку и введение в действие технологических карт на производство работ на высоте для стационарных рабочих мест; утверждение ППР на высоте для нестационарных рабочих мест; оформление нарядов - допусков; б) организовывать выдачу средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя, а также обеспечить своевременность их обслуживания, периодическую проверку, браковку; в) организовать обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, проведение соответствующих инструктажей по охране труда; г) вести личные книжки учета работ на высоте (п. 19 Правил).

Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда - допуска, с обязательным включением в него помимо работ, указанных в пункте 11 Правил, работ на нестационарных рабочих местах (п. 21).

Форма журнала учета работ по наряду допуску на производство работ на высоте и указания по его заполнению, предусмотрены приложением ... к Правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденным приказом Минтруда России от < дата >...н.

Согласно примечаний, при работах по наряду-допуску в журнале учета работ по наряду-допуску (далее - журнал) оформляется только первичный допуск к работам и указываются номер наряда-допуска, место и наименование работы, дата и время начала и полного окончания работы (графы 1, 2, 6 и 7).

Таким образом, в Правилах имеется указание на сроки заполнения графы «подпись лица, получившего закрытый наряд-допуск» журнала выдачи наряд-допусков.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Государственная инспекция труда в ... действовала в пределах предоставленных ей полномочий, допущенные нарушения трудового законодательства являются очевидными, противоречат нормам трудового законодательства, не являются спором между работником и работодателем, представляют собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом.

Указанное толкование норм права соотносится с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от < дата >.

Следовательно, указание в исковом заявлении на содержание в предписании неверной информации по сроку его обжалования в судебном порядке, указывая на 10-ти дневный срок, основано на неверном толковании норм права.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования ООО «ФИО17» к Государственной инспекции труда в ... о признании предписания незаконнымне подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «ФИО18 к Государственной инспекции труда в ... о признании предписания незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Н.В. Абдрахманова