ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1146/2021 от 02.06.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1146/2021

Решение

Именем Российской Федерации

02 июня 2021 года г.Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Карпенко А.В.,

с участием помощника военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона Афанасьева О.Е., действующего на основании поручения от 17.02.2021,

представителя ответчика Ковалевой О.Ю., действующей на основании доверенности №77/334-н/77-2020-5-1257 от 16.11.2020,

представителя третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Быкова А.С., действующего на основании доверенности №57 от 08.07.2020,

при секретаре судебного заседания Анненковой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

Установил:

Заместитель военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности.

В обосновании иска указал, что 57 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, о капитальном ремонте, о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в местах массового пребывания людей, а также о жилищно-коммунальном хозяйстве. Проведенной проверкой установлено, что здания столовой (инв. № 268, 1968 года постройки и ввода в эксплуатацию) и казармы (инв. № 468, 1966 года постройки и ввода в эксплуатацию), расположенные по адресу: <адрес>, военный городок , войсковая часть , состоят на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и являются собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России. Проведенной проверкой установлены факты неисполнения собственником - Минобороны России обязанности по проведению капитального ремонта казарменно-жилищного фонда. Так, на территории военного городка (<адрес> расположено здание казармы (инв. 468, 1966 года стройки, площадью 6652 м2), осмотром которого с привлечением соответствующих специалистов установлено, что в результате длительной эксплуатации здания в сложных климатических условиях, не проведения с момента постройки его текущего и капитального ремонта, в фундаменте здания, наружных и внутренних стенах образовались множественные трещины, кровельная гидроизоляция обветшала (протекает на 75 % общей площади), электрооборудование устарело и требует замены. Вместе с тем, проникновение внутрь здания атмосферных осадков способствует разрушению строительных конструкций и внутренней отделки, а также интенсивному развитию грибковой плесени на потолках и стенах помещений. Скапливающаяся на стенах влага создает предпосылки к возникновению коротких замыканий электропроводки, поражению личного состава электрическим током и возникновению возгораний.

Также, на территории военного городка <адрес> расположено здание столовой (инв. 286, 1968 года постройки, площадью 4168 м2), осмотром которого установлено, что столовая находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта, поскольку фундамент, стены, фасады, цоколь имеют многочисленные трещины и обрушения. Водоотводящие устройства здания столовой разрушены. Кровля указанного здания протекает по всей площади, полы столовой имеют многочисленные трещины, а также их проседание в результате разрушения несущих конструкций. Окна находятся в прогнившем состоянии, их герметичность нарушена. Система отопления и система холодного водоснабжения в результате отсутствия обслуживания износилась и требует полной замены. Система горячего водоснабжения отсутствует вовсе. Канализация забита, требуется замена, в связи с чем, сливы попадают в подвальное помещение. Электрооборудование, силовые кабели имеют временной износ, в связи с чем, отсутствует возможность подключения электрических котлов и другого варочного оборудования. Система вентиляции свои функции не выполняет по причине не герметичности стыков и малой мощности двигателя. В овощном цехе вентиляция отсутствует вовсе.

В результате не принятия мер по проведению текущего и капитального ремонта 06.04.2020 произошло обрушение несущей стены варочного цеха столовой инв. № 268. Вместе с ней произошло частичное обрушение крыши, поврежден трубопровод внутренней системы водоснабжения, внутренней системы водоотведения, системы вентиляции указанного цеха. Трубопровод водоснабжения 06.04.2020 был перекрыт ввиду сильной утечки. Также было отключено электропитание на здании столовой инв. № 268, по причине того, что силовой электрический кабель проходил по обрушенной стене и в результате обрушения произошёл обрыв кабеля. В настоящее время доступ в здание столовой ограничен только в помещения варочного, мясо-рыбного цехов.

По результатам проводимых командованием войсковой части с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО Минобороны России ежегодных сезонных осмотров в 2017-2020 годах здания казармы и столовой, а также осмотров специалистами с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса «СТРЕЛА-П» установлено, что сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта.

Истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации: провести внеплановый (внеочередной) осмотр зданий столовой (инв. № 268) и казармы (инв. № 468) военного городка войсковой части <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; по результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести капитальный ремонт зданий столовой (инв. № 268) и казармы (инв. № 468) военного городка войсковой части <адрес> либо принять решение о дальнейшем предназначении указанных зданий.

В судебном заседании помощник военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона ФИО3, исковые требования поддержал, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» контроль за техническим состоянием материально-технической базой возложен на пользователя - командира войсковой части. С целью определения технического состояния объектов недвижимого имущества расположенных на территории войсковой части проводятся систематические плановые (весенний, осенний) и внеплановые (внеочередные) осмотры (пункт 44 Приказа № 860). При общем осмотре обращается особое внимание на недостатки, вызванные нарушением правил пользования и содержания, эксплуатации материально-технической базы, снижающие эксплуатационные качества, долговечность конструкций и инженерного оборудования. При принятии комиссией решения о признании объекта аварийным и подлежащим списанию представителями войсковой части (пользователь объекта) в соответствии с Порядком списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2013 № 222дсп, а также разъяснениями Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 02.07.2014 № 141/19151 и от 23.09.2016 № 141/299912 в адрес ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России представляется комплект документов на списание. Согласно письму командира войсковой части от 25.03.2021 №468 проведение ремонта зданий столовой (инв.№268) и казармы (инв.№468) военного городка №1 войсковой части 98670 не проводится, так как в настоящее время подготавливаются документы на списание здания столовой (инв.№268) и казармы (инв.№468). В соответствии с выводами отчета осмотра технического состояния здания казармы инв.№ 468, военного городка , <адрес> утверждённый начальником филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) В.И.Талагаевым 25.05.2020, степень повреждения и физического износа несущих конструкций, степень повреждения и физический износ несущих конструкций (кирпичных стен) здания составляет от 41 до 50% согласно ВСН 53-86 (Р) табл. 10 и 31-40% согласно табл.30, как III категория (неудовлетворительная) «Пособие по обследованию строительных конструкции зданий» (табл.2.1) «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ». Со степенью повреждения 31-60% (табл.3) Методики оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений» Всероссийский НИИ по проблемам ГО и чрезвычайных ситуаций. Имеются повреждения, трещины в кирпичной кладке несущих стен помещений санузла в районе левого крыла и лестничной клетке, свидетельствующие о снижении несущей способности и об ограничении работоспособности конструкций. Техническое состояние несущих строительных конструкций оценивалось в соответствии с ГОСТ 31937 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», как «ограничено работоспособное состояние» граничащее с «аварийным состоянием». В соответствии с выводами отчета осмотра технического состояния здания столовой инв.№ 268, военного городка , <адрес>, отдельные элементы строительных конструкций (перекрытия) в соответствии с ГОСТ 31937 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга» оценивалось как «ограниченно-работоспособное техническое состояние» состояния строительной конструкции, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности. Эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и мониторинге технического состояния (при необходимости), граничащее (в ряде помещений) с категорией п.3.13 аварийное состояние. Таким образом, в ходе осмотра зданий столовой (инв.№268) и казармы (инв.№468) военного городка войсковой части 98670 <адрес>, сделан вывод о том, что вышеуказанные здания являются аварийными и проводить капитальный ремонт нецелесообразно. Дополнила, что проверкой установлено, что спорные здания являются аварийными и подлежат списанию, в связи с чем, в настоящее время готовятся соответствующие документы. Дополнительного осмотра зданий специалистами не требуется, поскольку он проведен ранее.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО6 исковые требования не признал, поддержал возражения ответчика. Дополнил, что в настоящее время готовятся документы на списание спорных объектов.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.209 собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.20 Устава ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012 ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основной целью деятельности является осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, здания столовой (инв. № 268, 1968 года постройки и ввода в эксплуатацию) и казармы (инв. № 468, 1966 года постройки и ввода в эксплуатацию), расположенные по адресу: <адрес>, военный городок , войсковая часть , состоят на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и являются собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России.

57 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части 98670 требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, о капитальном ремонте, о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в местах массового пребывания людей, а также о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Проведенной проверкой установлены факты неисполнения собственником - Минобороны России обязанности по проведению капитального ремонта казарменно-жилищного фонда.

Так, на территории военного городка <адрес>) расположено здание казармы (инв. 468, 1966 года стройки, площадью 6652 м2), и здание столовой (инв. 286, 1968 года постройки, площадью 4168 м2).

Согласно отчету технического состояния здания ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса «СТРЕЛА-П» 2020 года, степень повреждения и физического износа несущих конструкций казармы инв. № 468, военного городка , <адрес> составляет от 41 до 50% согласна ВСП 53-86 (P) табл.10 и 31-40% согласно таблице 30, как III категория (неудовлетворительная) «Пособие по обследованию строительных конструкций зданий» (табл.2.1) «ЦНИИПРОМЗДАНИЙ». Со степенью повреждения 31-60 % (табл.3). «Методики оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений» Всероссийский НИИ по проблемам ГО и чрезвычайных ситуаций. Имеются повреждения, трещины в кирпичной кладке несущих стен помещений санузла в районе левого крыла и лестничной клетке, свидетельствующие о снижении несущей способности и об ограничении работоспособности конструкции. Техническое состояние несущих строительных конструкций оценивалось в соответствии с ГОСТ 31937 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», как «Ограниченно работоспособное состояние» (категория технического состояния, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности конструкции, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирования конструкций возможности при контроле их состояния, продолжительности и условий эксплуатации) граничащее с «аварийным состоянием».

Рекомендовано: на основании полученных диагностических и расчетных данных об уровне повреждения (процент износа) и риска обрушения определить инженерные мероприятия, повышающие устойчивость здания (сооружения) к воздействию возможных опасных природных и техногенных нагрузок; разработать проект повышения инженерной безопасности здания (сооружения), который может включать инженерные решения по: усилению (возведению) подпорных стенок; усилению основных несущих конструктивных элементов; ремонту ограждающих конструкций; провести работы по восстановлению и повышению несущей способности кирпичных стен; выставить ограждение с тыльной стороны здания не менее 5 метров от окон санузлов и лестничной клетке для обеспечения безопасности личного состава от обрушения фрагментов облицовочного силикатного кирпича; произвести капитальный ремонт кровельного покрытия на аналогичное либо произвести установку скатной кровли для увеличения срока службы; восстановить герметичность системы канализации и водоснабжения; восстановить антикоррозионное покрытие плит перекрытий; организовать мониторинг за техническим состоянием несущих конструкций, с занесением результатов наблюдения в «Журнал учета технического состояния здания»; контролировать температурно-влажностный режим помещений санитарного узла; восстановить отмостку по периметру здания; оборудовать (восстановить) на здание систему организованного истока атмосферных осадков; организовать работу по содержанию здания.

Согласно отчету технического состояния здания ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса «СТРЕЛА-П» от 29.04.2020, степень повреждения и физического износа несущих конструкций столовой инв.№268, в/г №1, «Красная речка», Хабаровск-41, пер. Кедровый, 14:

Корпус А и Б: Степень повреждения и физического износа несущих конструкций (кирпичные стены) корпуса А и Б столовой составляет от 21 до 30% согласно (ВСН 53-86 (Р) табл. 10) и как 31-40 % согласно табл. 30. (перекрытия из сборного железобетонного настила). Признаки износа: трещины в плитах, следы протечек или промерзаний на плитах и на стенах. Как III категория (неудовлетворительная) «Пособием по обследованию строительных конструкций зданий» «ЦНИИПРОМЗДАНИИ» т.2.1 (общая оценка технического состояния конструкций при предварительном обследовании зданий). III категория технического состояния (неудовлетворительное) со степенью повреждения 31-60% (сильные) т.3 «Методики оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений» Всероссийский НИИ по проблемам ГО и чрезвычайных ситуаций. Неудовлетворительное состояние несущих конструкций (кирпичных стен), промораживание и выветривание кладки. Снижение прочности кладки до 25%, фрагментарное разрушение кирпичной кладки с выпадением отдельных кирпичей. Техническое состояние несущих строительных конструкций и здания в соответствии с ГОСТ 31937 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования мониторинга» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», как «работоспособное состояние» - категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается;

Центральный корпус: Отдельные элементы строительных конструкций перекрытия в соответствии с ГОСТ 31937 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга» оценивалось как «ограниченно - работоспособное техническое состояние» состояния строительной конструкции, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного крушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и мониторинге технического состояния (при необходимости), граничащее (в ряде помещений) с категорией п. 3.13 аварийное состояние (Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта), от 51 до 60%, местами от 61 до 80% (ВСН 53-86р таб.27 Перекрытия деревянные оштукатуренные). Глубокие трещины в перекрытии, диагональные, продольные и поперечные трещины в перекрытии, заметный прогиб (1/100 пролета); обнажение древесины балок; поражение гнилью. Согласно «Методики оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений», МЧС России, Всероссийский НИИ по проблемам ГО и ЧС" т.3, степень повреждения перекрытия оценивается к тяжелое 61-90% и устанавливается категория технического состояния IV (ветхое). Согласно «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», СП 13-102-2003 раздел 3, на отдельных участках оценивается как недопустимое состояние (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Эксплуатация объекта допустима, только после проведения необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций (перекрытий центрального корпуса) здания столовой инв.№268. Для более точного определения технического состояния здания в целом требуется проведение комплексного детального инструментального обследования основных строительных конструкций здания, включая высокоразрешающий мониторинг динамических характеристик конструктивной части здания с детальной идентификацией (выделением геодинамических и конструктивных резонансов здания и соответствующих им форм собственных колебаний с последующим перерасчетом значений физического износа, несущих конструкций здания).

Рекомендовано: оградить доступ личного состава в аварийно - опасные помещения здания центрального корпуса столовой; произвести замену деревянных перекрытий центрального корпуса столовой; восстановить поврежденные участки стен центрального корпуса (перекладка до 30 % от площади); произвести капитальный ремонт кровли с заменой стропильной системы; заменить инженерные сети теплоснабжения, ХВС, канализации; устройство организованного водостока; восстановить отмостку по периметру здания; произвести косметический ремонт помещений; заменить электропроводку; восстановить приточно-вытяжную вентиляцию.

Учитывая, что в ходе осмотра зданий столовой (инв.№268) и казармы (инв.№468) военного городка войсковой части <адрес>, специалистами сделан вывод о том, что они являются аварийными и Министерство обороны, как собственник указанных зданий, полагает нецелесообразным проводить их капитальный ремонт, при этом в настоящее время готовятся документы на их списание, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность принять решение о дальнейшем предназначении указанных зданий.

Что касается исковых требований о проведении внепланового осмотра зданий столовой и казармы с участием специализированных организаций, суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку такой осмотр был проведен ранее и его результаты изложены в отчетах технического состояния зданий ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса «СТРЕЛА-П».

Кроме того, поскольку спорные объекты готовятся к списанию, проведение их дополнительного осмотра специалистами является нецелесообразным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования заместителя военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести капитальный ремонт – удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации по результатам проведенного осмотра принять решение о дальнейшем предназначении здания столовой казармы военного городка войсковой части <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Судья Карпенко А.В.

Мотивированное решение изготовлено 02.07.2021.