УИД 66RS0015-01-2023-001084-43
Дело №2-1146/2023
Мотивированное решение составлено 25.09.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года город Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Асбеста Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 22» Асбестовского городского округа о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования,
Установил:
И.о. прокурора города Асбеста Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Асбестовский городской суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 22» Асбестовского городского округа (далее – МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО) о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, указав, что в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.
И.о. прокурора города Асбеста Свердловской области просит обязать МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию Асбестовского городского округа в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.4-8).
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил заявленные требования, просит обязать МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО составить паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов с учетом предложений разработанных по результатам комиссионного обследования объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения таких предложений (л.д.113-117).
Судом в ходе рассмотрения дела, в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление образованием Асбестовского городского округа (л.д.95).
Помощник прокурора города Асбеста Козлов Я.Р., в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в уточненной редакции.
Представитель ответчика МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО в судебное заседание не явился, дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное мнение, в соответствии с которым возражений против удовлетворения требований не высказал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.32, 109).
Представитель третьего лица Администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому, не оспаривая заявленных исковых требований, указал, что органом местного самоуправления в Асбестовском городском округе, в которое образовательное учреждение должно представлять паспорт доступности организации является Управление образованием АГО. С учетом времени для приведения необходимых мероприятий, согласований паспорта в ином органе, просит установить реальный и разумный срок по приведению паспорта доступности для инвалидов в соответствие в действующих законодательством не менее одного года со дня вступления я решения суда в законную силу. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.110-111).
Представитель третьего лица Управления образованием Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому, не оспаривая заявленных исковых требований, просит с учетом количестве запланированных мероприятий по обследованию учреждений, подведомственных Управлению образованием АГО установить разумные реальные сроки, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.100- 102).
Выслушав помощника прокурора, изучив и исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В силу статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. (п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктами 7,8 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другие обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и на более подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Министерства образования и науки в Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 (далее Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Как указано в п.п. «г» п.8 Порядка, паспорт доступности должен содержать в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации».
В силу п.9, п.10 Порядка, для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.
Согласно п. 13, п.14 Порядка, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 468) предложения по принятию управленческих решений. Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями – в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.
В судебном заседании установлено, что МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО осуществляет образовательную деятельность на территории Асбестовского городского округа Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления, на территории которого является администрация Асбестовского городского округа (л.д.9-19).
В нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности не направлен (л.д.20-21).
Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Вместе с тем, судом установлено, что до настоящего времени МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО вышеизложенные обязанности реализуются не в полном объеме, что приводит к нарушению прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних на доступность объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.
Как следует из документов, представленных Управлением образования АГО, в соответствии с постановлением администрации Асбестовского городского округа от *Дата**Номер*-ПА, МАОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» АГО включено в план-график обследований объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Асбестовского городского округа на 2023-2024 годы (л.д.103-108).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, суду не представлено.
Согласно ст. ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным удовлетворить требования истца.
В силу ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Асбестовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 22» Асбестовского городского округа (ИНН 6603009935) обязанность составить паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов с учетом предложений разработанных по результатам комиссионного обследования объекта в течение трех месяцев со дня утверждения таких предложений.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 22» Асбестовского городского округа (ИНН 6603009935) в доход бюджета Асбестовского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда Е.А. Емашова