Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2013 года.
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе: председательствующего Фурман Е.Ю.
При секретаре Брагиной Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании права на оплату электрической энергии по тарифу, установленному для домов, имеющих автономное теплоснабжение, возложении обязанности по перерасчету оплаты за электрическое снабжение.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с исковым заявлением к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании права на оплату электрической энергии по тарифу, установленному для домов, имеющих автономное теплоснабжение, возложении обязанности по перерасчету оплаты за электрическое снабжение ссылаясь на то, что истец проживает в доме, который приобрел в собственность /дата скрыта/. Технический паспорт на данный дом (от /дата скрыта/) в разделе 5 «Благоустройство объекта индивидуального жилищного строительства» в колонке /номер скрыт/ «отопление» содержит информацию об автономном отоплении (от электрокотла), а в колонке № 9 «горячее водоснабжение» содержит аналогичную информацию об автономном снабжении (от электрокотла). Поскольку дом был построен в /данные скрыты/ и в техническом паспорте содержится информация об автономном тепло и водоснабжении от электрического котла, следовательно, имеется документальное доказательство, подтверждающее отсутствие централизованного тепла и водоснабжения. Климатические условия региона места нахождения моего дома не позволяют обходиться без отопления и горячей воды, печь в доме отсутствует, электрический котел установлен специализированной организацией, имеющей право на данные виды работ, считает правомерным ходатайство о проведении перерасчета по тарифу /данные скрыты/ руб./кВт.ч., поскольку истец подпадает под категорию населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Установка электроводонагревателя произведена предприятием ООО «Фирма Айзберг» /дата скрыта/. Согласно п. 1.1. раздела 1 «Общие сведения об электроводонагревателе» паспорта и инструкции по эксплуатации, данный электроводонагреватель представляет собой электрический котел водогрейный ZOTA «Lux», предназначен для обогрева жилых и производственных помещений, а также нагрева воды для технических целей. Таким образом, данный электрический водонагреватель подпадает под категорию электроотопительной электроустановки. Согласно п. 1.2. постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011г. № 52/2 за 2012г. для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен одноставочный тариф в размере 2,05 руб./кВт.ч. Аналогично установлены тарифы и на /данные скрыты/ постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края /номер скрыт/ от /дата скрыта/Истец обратился к ответчику с заявлением о проведении перерасчета по тарифам, установленным для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, указанными в приложении к постановлению комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от /дата скрыта//номер скрыт///дата скрыта/ и за /данные скрыты/ г. по тарифам, установленным постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 39/3 от 30.11.2010г. В ответ на данное заявление для применения при расчетах соответствующего тарифа истцу указано на необходимость предоставления документов, свидетельствующих об оборудовании дома электроотопительной электроустановкой. Во исполнение указанного требования истец в /данные скрыты/. направил ответчику копию паспорта и инструкции по эксплуатации электроводонагревателя /данные скрыты//номер скрыт/, приобретенного /дата скрыта/ у ИП фио с заявлением о произведении перерасчета. В ответ на данное заявление ответчик разъяснил, что разрешение на установку электроотопительной установки, где проектным решением это не предусмотрено, выдает электросетевая компания, к сетям которой присоединены установки потребителя. Также ответчик указал, что электроотопительная установка принимается к расчетам только при наличии такого разрешения. Поскольку установка электрического котла произведена в /данные скрыты/ истец обратился в ЗАО «Независимая экспертиза и оценка» и получил заключение специалиста /номер скрыт/ от /дата скрыта/, согласно которому система отопления подключена к системе электропитания и шине заземления в соответствии с «Правилами устройства электроустановок», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», требованиями ГОСТ Р МЭК 335-1-94, ГОСТ Р МЭК 60335-2-35-2000 и требованиям, указанном в паспорте на изделие. Истец считает, что у него есть право требовать у ответчика перерасчета уплаты за электроэнергию за период с /дата скрыта/ (с даты установки электроотопительной электроустановки) по настоящее время, т.е. за последние три года с даты обращения к ответчику с соответствующими заявлениями. Просит признать право на оплату электроэнергии по тарифу, установленному законодателем для домов, имеющих автономное теплоснабжение, в размере /данные скрыты/ руб./кВт.ч. в соответствии с постановлениями Правительства Хабаровского края от 26 12.2011г. № 52/2 на 2012г. и Правительства Хабаровского края № 39/3 о- 30.11.2010г. на /данные скрыты/ обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за электроснабжение за период с /дата скрыта/ (с даты установки электроотопительной электроустановки) по настоящее время.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. Об отложении слушания дела не просил, о причинах неявки суд не уведомил. Согласно заявления просит рассмотреть дело по существу в его отсутствии.
Суд, с участием лиц, участвующих в деле, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1 в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности № /номер скрыт/ от /дата скрыта/, исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям и дополнила суду о том, что когда истец пришел за техническими условиями, может он не понял, но ему объяснили, что на те дома, которые не снабжены электроотопительными электроустановками, на них выдаются технические условия /данные скрыты/ кВт, а ему выдали на /данные скрыты/ кВт. Технические условия он выполнил, единственное они не отразили что у него имеется электроотопительная электроустановка. В домах, где установлена электрическая плита, то дают /данные скрыты/, согласно документам ему выдали на /данные скрыты/ кВт. Он должен дополнить технические условия именно на саму электроотопительную электроустановку. Согласно заключения специалиста электроустановка подключена правильно. Согласно заключения специалиста установка электроотопительной электроустановки произведена со всеми нормами и правилами, единственное не было получено разрешения на установку. Учитывая акт об осуществлении технологического присоединения /номер скрыт/, устные пояснения руководства при получении документов, только в тех жилых домах, которые снабжаются электроотопительной электроустановкой, дается такая больше мощность /данные скрыты/ кВт. Для чего дается разрешение, это когда специалист приходит, осматривает, и говорит, что электроотопительная электроустановка подсоединена правильно, о том, что он подсоединил ее правильно имеется заключение специалиста. Сетевая организация выдала технические условия на 15 кВт, и объяснили, что только для таких домов, дается такая большая мощность.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «ДЭК» ФИО3, действующая на основании доверенности от /дата скрыта/ исковые требования не признала и пояснила, что при наличии документов, имеющихся в материалах дела, удовлетворить исковые требования не представляется возможным, поскольку, что технические условия запрашивались, но о наличии электроотопительной электроустановки там не указывалось. Согласно документов от /данные скрыты/ ФИО1 за подключением электроотопительной электроустановки не обращался и технические условия ему на ее установку не выдавались. Понижающий тариф дается потребителям, у которых электроотопительная электроустановка установлена в установленном порядке. Установленный порядок начинается именно с запроса технических условий. В данном случае сетевая организация говорит, что ничего сделано не было. Правила присоединения электроотопительной электроустановки к электросетям от 27.12.04 г. № 861 для физических лиц предусмотрено присоединение к электросетям электросетевых организаций электроотопительных электроустановок до /данные скрыты/ кВт. включительно без разделения на котлы, плиты и т.д. Свыше /данные скрыты/ кВт. это уже юридические лица или индивидуальные предприниматели. Градации в законе, сколько именно для плиты или электроотопительной электроустановки, специалист просто на просто не могла сказать. Ссылка представителя истца на заключение специалиста, выводы заключения говорят лишь о том, что технические характеристики электроводонагревателя соответствует техническим характеристикам указанных в технической документации и в паспорте изделия. Вопрос для специалиста не стоял, имеется ли разрешение сетевой организации на подключение данной электроустановки, такого вопроса и не могло стоять, так как данного разрешения и не было.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью /данные скрыты/ кв.м, инв /номер скрыт/, расположенного по адресу: /адрес скрыт/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /номер скрыт/, выданным /дата скрыта/ Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В соответствие со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями ч.1 ч.2 п.5 ст. 153 Жилищного кодекса РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ст.154 ч.3 и ч.4 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Положениями статьи 155 ч.9 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Положениями ч.1 и ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.54 Постановления Правительства РФ от /дата скрыта//номер скрыт/ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке, в том числе, регулируемые тарифы на электрическую энергию, реализуемую гарантирующими поставщиками, к числу потребителей которых относится население.
На основании Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.11.2008 г. № 54/5 «Об установлении на 2009 год тарифов на электрическую энергию для населения, поставляемую энергоснабжающими организациями в зонах децентрализованного энергоснабжения Хабаровского края», Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2009 г. № 52/5 «Об установлении на 2010 год тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю», Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.11.2010 г. № 39/3 «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю», Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011 г. № 52/2 «Об установлении на 2012 год тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю» установлены тарифы на электрическую энергию для населения, соответственно тарифы: на /данные скрыты/ г. для городского населения /данные скрыты/ руб./кВтч., для городского населения, проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами /данные скрыты/ руб./кВтч; одноставочный тариф на /данные скрыты/ г. для городского населения – /данные скрыты/ руб./кВтч, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками – /данные скрыты/ руб./кВтч; одноставочный тариф на /дата скрыта/ г. для городского населения – /данные скрыты/ руб./кВтч, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками – /данные скрыты/ руб./кВтч; одноставочный тариф на /данные скрыты/ г. для городского населения – /данные скрыты/ руб./кВтч (с /дата скрыта/ по /дата скрыта/) /данные скрыты/ руб./кВтч (с /дата скрыта/ по /дата скрыта/), для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками – /данные скрыты/ руб./кВтч (с /дата скрыта/ по /дата скрыта/) и /данные скрыты/ руб./кВтч (с /дата скрыта/ по /дата скрыта/).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент /данные скрыты/.
Как установлено в судебном заседании, /дата скрыта/ ООО «Фирма Айсберг» (номер лицензии СРО МОРЭПЭ СD /номер скрыт/) в жилом доме, расположенном по адресу: /адрес скрыт/, собственником которого является ФИО1, был установлен электроводонагреватель /данные скрыты/ заводской номер /данные скрыты/, что подтверждается паспортом и инструкцией, талоном на установку электроводонагревателя /данные скрыты/
/дата скрыта/ и /дата скрыта/ ФИО1 обратился в ОАО «Дальневосточная Энергетическая компания» с заявлениями о проведении перерасчета с /дата скрыта/ по тарифам, установленным для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Как следует из ответа ОАО «ДЭК» на заявления ФИО1 о перерасчете, для принятия решения о применении при расчете соответствующего тарифа необходимо предоставить документы, свидетельствующие об оборудовании дома электроотопительной электроустановкой в установленном законом порядке.
Согласно Приказа Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Как следует из сообщения Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей № 378 от 05.04.2013 г. на электроснабжение жилого /адрес скрыт/ в /адрес скрыт/ выдавались технические условия /номер скрыт/ от /дата скрыта/ Присоединение электроотопительной установки по указанному адресу не запрашивалось и техническими условиями не предусматривалось.
Данные обстоятельства также подтверждаются техническими условиями для присоединения к электрическим сетями /номер скрыт/ от /дата скрыта/, актом об осуществлении технологического присоединения /номер скрыт/ от /дата скрыта/, актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон /номер скрыт/ от /дата скрыта/, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям /номер скрыт/ от /дата скрыта/
По разъяснению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края к категории плательщиков, проживающих в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными плитами и (или) электроотопительными установками, относятся лица, проживающие в домах, где установка электроплиты и (или) электроотопительной установки (при отсутствии централизованного отопления) предусмотрена проектом.
Разрешение на установку электроотопительной установки, где проектным решением это не предусмотрено, выдает электросетевая компания, к сетям которой присоединены установки потребителя. Электроотопительная установка к расчетам принимается только при наличии данного разрешения.
В соответствии с разъяснениями ФСТ России технические условия, выданные сетевой организацией, должны учитывать включение электроплиты и (или) электроотопительной установки в проект на электроснабжение.
Дом считается оборудованным стационарными электроплитами в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом; получить технические условия от сетевой организации; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию органами Ростехнадзора.
Электрическая энергия представляет собой источник повышенной опасности, в связи с чем, нельзя самовольно увеличивать нагрузку электрической сети сверх пределов, допустимых проектной документацией, так как это может привести к перегреву токоведущих частей оборудования и к пожару. Поэтому приведенный порядок обусловлен необходимостью обеспечения соблюдения характеристик надежности и безопасности (в том числе и пожарной) жилого дома; безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества.
Ответственность гарантирующего поставщика, территориальной сетевой организации может наступить ограничение или временное прекращение подачи электрической энергии потребителю, за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; невыполнение требований к качеству отпускаемой потребителю энергии.
Категория надежности электроснабжения обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя, в отношении которых заключен договор.
Отопительная электроустановка истца должна быть отнесена ко второй категории надежности электроснабжения, прекращение подачи электроэнергии на которую может повлечь нарушения технологических процессов оборудования, причинение материального ущерба.
Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Документы, подтверждающие отнесение отопительной электроустановки ко второй категории надежности электроснабжения (в том числе и о наличии резервного источника питания) не предоставлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что электроотопительная установка - электроводонагреватель /данные скрыты/ заводской номер /номер скрыт/ установленная ООО «Фирма Айсберг» в жилом доме, расположенном по адресу: /адрес скрыт/, собственником жилого помещения ФИО1/дата скрыта/ установлена в нарушении установленного действующими нормативными актами порядка, в связи с чем наличие данной электроотопительной установки не предоставляет потребителю – ФИО1 права на оплату электрической энергии по тарифу, установленному для домов, имеющих автономное теплоснабжение и перерасчете оплаты за электрическое снабжение за период с /дата скрыта/
Также, в обосновании исковых требований истец ФИО1 ссылается на заключение специалиста /номер скрыт/ от /дата скрыта/ ЗАО «Независимая экспертиза и оценка».
Как следует из данного заключения специалистами было проведено: внешний осмотр, исследование работоспособности, визуально-инструментальное исследование системы отопления на базе электроводонагревателя торговой марки /данные скрыты/ заводской номер /номер скрыт/ установленной по адресу: /адрес скрыт/. Согласно данного заключения при внешнем осмотре, в ходе проверки работоспособности, при визуальном-инструментальном исследовании системы отопления неисправности не были обнаружены. Также, согласно выводов данного заключения, технические характеристики электроводонагревателя соответствуют характеристикам, указанным в «Правилах устройства электроустановок», «Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», требованиям ГОСТ Р МЭК 335-1-94, ГОСТ Р МЭК 60335-2-35-2000 и требованиям указанным в паспорте на изделие.
Указанное заключение специалиста суд не может быть принято как основание для удовлетворения требований истца, поскольку данное заключение не являться документом, свидетельствующим об оборудовании дома электроотопительной установкой в установленном законом порядке.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании права на оплату электрической энергии по тарифу, установленному для домов, имеющих автономное теплоснабжение, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическое снабжение.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании права на оплату электрической энергии по тарифу, установленному для домов, имеющих автономное теплоснабжение, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическое снабжение - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья: Фурман Е.Ю.