Дело № 2-1147\2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2019 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ионовой Ю.М.
при секретаре Молодцовой Ю.Е.
с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2
представителя ответчика УПФР в <адрес> (межрайонное) ФИО3, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в <адрес> (межрайонное) о признании решения незаконным, о возвращении социального статуса пенсионера, о понуждении назначить выплату пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в <адрес> (межрайонное) о признании решения незаконным, о возвращении социального статуса пенсионера, о понуждении назначить выплату пенсии. В обоснование своих требований указывая, что он приехал из Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Согласно справке Бершадского объединения Пенсионного фонда <адрес> ФИО1 получает пенсию по возрасту с <дата>.
В связи с тем, что ФИО1 проживает в Российской Федерации, он отказался от пенсионных выплат на Украине.
<дата> он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о переводе пенсии из Украины в Российскую Федерацию. По указанному заявлению решением территориального органа Пенсионного фонда РФ от <дата> ему была назначена досрочная страховая пенсия по старости с <дата> и решением от <дата> осуществлен перевод на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечении с <дата>.
В последующем, решением ответчика № от <дата> истцу была прекращены пенсионные выплаты с <дата>.
Истец просит суд признать решение ответчика № от <дата> незаконным, признать решение ответчика об отмене выплаты пенсии, назначенной Берщадским объединенным управлением Пенсионного фонда <адрес> незаконным, вернуть социальный статус пенсионера, назначить выплату пенсии с <дата>.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО4 Исковые требования и доводы иска поддержали. Представитель пояснила, что прежде чем осуществить перевод пенсии, они консультировались в пенсионном фонде, где им дали положительное заключение. После того, как они отказались от получения пенсии на Украине, им вдруг отказывают и здесь. Из-за того, что ФИО1 утратил статус пенсионера, у них возникли проблемы с миграционной службой Российской Федерации. Исковые требования в части признания решения ответчика об отмене выплаты пенсии, назначенной Бершадским объединенным управлением Пенсионного фонда <адрес> незаконным, не поддерживают.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 просит в иске отказать, указывая, что все основания прекращения выплаты пенсии ФИО1 указаны в решении № и ответе от <дата>.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от <дата> (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В соответствии со ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 приехал из Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
<дата> ФИО1 обратился с заявлением в УПФР в <адрес> о переводе пенсии из Украины в Российскую Федерацию.
По заявлению ФИО1 от <дата> решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> ему была назначена досрочная страховая пенсия по старости с <дата>, а также по заявлению от <дата> решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> ему был осуществлен перевод на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению с <дата>.
При этом, в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием документально подтвержденного страхового стажа по Списку №, его стаж по мнению ответчика составляет 8 лет 01 мес.19 дн.
Согласно справке Бершадского объединения Управления Пенсионного фонда <адрес>№ от <дата> ФИО1 получает пенсию по возрасту с <дата>.
В силу статей 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из письма №\П-62 от <дата> УПФР в <адрес> следует, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости у ФИО1 недостаточно страхового стажа, 22 года 01 мес. 22 дн. При этом, в страховой стаж не были включены периоды его обучения с <дата> по <дата> в училище №<адрес>, период службы в армии по призыву с <дата> по <дата>.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Статья 91 Закона РФ № 340-1 указывает, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Согласно ст. 94 Закона РФ № 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10,11,12,29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.
Таким образом, с учетом указанных периодов, страховой стаж ФИО1 составляет более 25 лет, следовательно, он имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
С <дата> ФИО1 был переведен на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в силу ст. 5 которого, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, которая назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие проживание истца в зоне радиоактивного загрязнения в указанные периоды, а именно, удостоверение серии В-1 № от <дата> о факте проживания на территории усиленного радиологического контроля ( 4 зона) в городе Ладыжин Винницкой области.
Согласно ст. 49 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и др. государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть Территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Согласно п. 4 статьи 2 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", зона усиленного радиоэкологического контроля (IV категория) - эта территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Кюри/кв. км, или стронция от 0,02 до 0,15 Кюри / кв. км, или плутония от 0,005 до 0,01 Кюри/кв. км при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 миллизиверт (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Таким образом, суд приходит к выводу, что зона радиоактивного загрязнения на территории Украины, на которой проживал истец, по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в РФ. В законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст. 6 - 11 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г., что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону усиленного радиоэкологического контроля (IV категория) по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования ФИО1 в части признания незаконным решения УПФР в <адрес> (межрайонное) № от <дата> и о понуждении назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента ее прекращения, подлежат удовлетворению.
Соответственно, с назначением досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 приобретет статус пенсионера, решения суда по возврату статуса пенсионера не требуется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать решение УПФР в <адрес> (межрайонное) № от <дата> незаконным.
Обязать УПФР в <адрес> (межрайонное) возобновить выплату досрочной пенсии ФИО1 с <дата>.
В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.М.Ионова