ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1147/2016 от 09.02.2017 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2017 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сойновой Н.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению « Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» о признании права на получении ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области как лицу, имеющему нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР» и обязании произвести перерасчет заработной платы с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области,

установил:

истица Сойнова Н.В.. обратилась в Одоевский районный суд с требованиями к муниципальному общеобразовательному учреждению « Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» о признании права на получении ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области как лицу, имеющему нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР» и обязании произвести перерасчет заработной платы с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области, обосновывая их тем, что она работает учителем русского языка и литературы у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ работая в общеобразовательных учреждениях на территории Казахской ССР, она была награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР», что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ она работает в образовательных учреждениях на территории Арсеньевского района Тульской области. До ДД.ММ.ГГГГ ей в соответствии с п/п3 п.2 ст.9 Закона Тульской области «Об образовании» ответчик выплачивал ежемесячную надбавку в виде 10% к должностному окладу из средств бюджета области за указанный нагрудный знак. Однако с ДД.ММ.ГГГГ ей прекратили выплачивать надбавку, ДД.ММ.ГГГГ она письменно обратилась за разъяснением к ответчику, письмом за от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ей сообщил, что указанная надбавка согласно акту проверки нецелевого и неэффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета Тульской области муниципальному образованию Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ признана необоснованной. Считает, что указанная надбавка была выдана ей органом государственной власти – Министерством образования Казахской ССР, входившей в состав СССР. Указанный знак аналогичен такому же нагрудному знаку, награждаемому в РСФСР и в других союзных республиках, что является общеизвестным фактом и не требует дополнительного доказывания. РФ является правопреемницей СССР, истица считает, что она была награждена ведомственным знаком отличия в труде СССР, поэтому имеет право на получение указанной надбавки.

В судебном заседании истица Сойнова Н.В. заявленные исковые требования признала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истицы Суменкова О.Г. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что Казахская ССР на момент награждения истицы ведомственным знаком отличия входила в состав СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, которая приняла на себя все свои обязательства СССР и должна их выполнять в полном объеме. Считает, что поскольку такая же награда была во всех республиках, входящих в состав бывшего СССР, т.к. в 1943 г. было отменен союзный наградной знак, то лица, награжденные в период времени существования союзного государства нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» в союзных республиках должны по аналогии иметь все льготы и социальные выплаты, в противном случае налицо дискриминация. Изложенное подтверждается ответом директора департамента государственной службы и кадров Министерства образования и науки Российской Федерации, где сообщается, что «основываясь на правопреемственности РФ по отношению к обязательствам СССР, департамент считает, что нагрудные знаки «Отличник народного просвещения», выданные работникам сферы образования союзных республик в составе СССР до ДД.ММ.ГГГГ, приравниваются к нагрудным знакам «Отличник народного просвещения РСФСР» и в части обязательств, возникающих у государства перед награжденными указанными нагрудными знаками, тождественны».

Представитель ответчика Пимков К.В. исковые требования не признал, пояснив, что школа финансируется за счет средств областного бюджета, своих средств не имеет. Истица достойна по своим трудовым и деловым качествам получать ежемесячную надбавку, однако в Акте проверки нецелевого и неэффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета Тульской области муниципальному образованию Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ выплата ей надбавки признана признана необоснованной, поэтому в приказе МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» о назначении надбавок за награждение нагрудным знаком «Отличник народного просвещения Казахской ССР» не включена.

Представитель третьего лица Министерства образования Тульской области по доверенности Клокова А.Б. исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся общие вопросы образования, трудовое законодательство. Согласно п.2
ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда. Финансовое Обеспечение полномочий по оплате труда работников общеобразовательных учреждений должен осуществлять субъект РФ, т.е. в данном случае Тульская область. Кроме того, в соответствии с п.2.1, п..3 ст.26.3 названного закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами критерии нуждаемости. Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в т.ч. исходя из установленных законами и иными нормативными актами субъекта РФ критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Реализуя предоставленное федеральным законодательством право, Законом Тульской области от 30.09.2013 г. №1989-ЗТО «Об образовании» установлен целый ряд дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для педагогических и иных работников государственных общеобразовательных организаций, находящихся в ведении области, муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Тульской области, в частности, ч.2 ст.9 данного закона установлена ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу из средств бюджета области нагрудные знаки и почетные звания: "Почетный работник общего образования Российской Федерации", "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации"; нагрудный значок "Отличник народного просвещения". Этот перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. В этом перечне отсутствует указание на право получения надбавки лицами, имеющими нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР». Финансовое обеспечение реализации государственного полномочия осуществляется за счет субвенций из бюджета Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законами Тульской области №2223-ЗТО, №2394-ЗТО. Проверка нецелевого и неэффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета Тульской области проводилась в соответствии с п.2 ч.3 ст.4 Закона Тульской области от 1.04.2011 г. №1556 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тульской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам» и графиком проверок подведомственных министерству образования Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ., в рамках которой было выявлено нарушение, заключающееся в необоснованных установлении и выплате надбавки Сойновой Н.В.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Арсеньевский район в зал суда не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежаще, в сообщении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования Арсеньевский район.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Согласно п. «е», «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В силу статьи 26.2, п.13 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 9 марта 2016 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит п.3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ ( в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В части 3 статьи 4 данного Федерального закона, закреплены основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования, одной из которых является разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В Тульской области правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования, полномочия органов государственной власти Тульской области в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и иных работников системы образования Тульской области регулируются Законом Тульской области от 30.09.2013 N 1989-ЗТО "Об образовании".

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Частью 2 ст. 9 Закона Тульской области от 30.09.2013 N 1989-ЗТО "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники, руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений, деятельность которых связана с образовательным процессом, государственных образовательных организаций, находящихся в ведении области, и муниципальных образовательных организаций имеют право на ежемесячные надбавки к должностному окладу из средств бюджета области за:

1) почетные звания "Народный учитель СССР" или "Народный учитель Российской Федерации" - в размере 20 процентов должностного оклада;

2) почетные звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" или "Заслуженный учитель" бывших союзных республик, "Заслуженный мастер производственного обучения" - в размере 15 процентов должностного оклада;

3) нагрудные знаки и почетные звания: "Почетный работник общего образования Российской Федерации", "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации"; нагрудный значок "Отличник народного просвещения" - в размере 10 процентов должностного оклада.

Как явствует из трудовой книжки Сойновой Н.В. (запись ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в средней школе <адрес> Казахской ССР. В графе «Сведения о награждениях и поощрениях» ее трудовой книжки (запись ) указано, что она награждена знаком «Отличник народного просвещения Казахской ССР».

Изложенное подтверждается удостоверением Министерства народного

образования Казахской ССР от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район» усматривается, что истице устанавливалась ежемесячная надбавка в размере 10% как имеющей нагрудный знак «Отличник народного образования».

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ по МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район» «О доплатах и надбавках сотрудникам в соответствии с нагрузкой и штатным расписанием» истице с ДД.ММ.ГГГГ надбавка за нагрудный знак не установлена.
Актом проверки нецелевого и неэффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета Тульской области муниципальному образованию Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ (л.), констатируется, что ранее выплачиваемая надбавка за нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР» признана необоснованной, как нецелевое использование средств бюджета Тульской области.

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в периоды 2014-2015 г. осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местному бюджету.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Таким образом, в судебном заседании достоверно было установлено, что истица награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения Казахской ССР» и не имеет нагрудного знака «Отличник народного образования», который дает право на ежемесячную надбавку в размере 10% должностного оклада в соответствии с Законом Тульской области «Об образовании» за счет средств субъекта федерации.

По мнению суда, ссылка истицы и ее представителя на то, что Российская Федерация является правопреемником СССР, куда входила Казахская ССР как суверенное государство, обладавшее правом выхода из СССР, которая выполняет все обязательства СССР, несостоятельна, так как Федеральный закон «Об образовании» не предусматривает такой меры социальной поддержки, как ежемесячная надбавка в размере 10% за счет федеральных средств.

По мнению суда, предусматривая ежемесячную надбавку за почетные звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" или "Заслуженный учитель" бывших союзных республик (п.2ч.2 ст.9), п. 3 ч.2 ст.9 закона Тульской области предусматривает выплату этой надбавки только за награждение нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» и не указано, что такое право имеют награжденные аналогичным знаком в союзных республиках.

Таким образом, в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством, обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях Тульской области, включая обеспечение расходов на оплату труда педагогов и предусмотренных законом мер их социальной поддержки, одной из которых является надбавка за нагрудный знак, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Формой реализации данного полномочия является предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета Тульской области.

Суд не признает достоверным утверждение, содержащееся в письме директора департамента государственной службы и кадров Министерства образования и науки Российской Федерации, где сообщается, что департамент считает, что нагрудные знаки «Отличник народного просвещения», выданные работникам сферы образования союзных республик в составе СССР до 1.01.1992 г., приравниваются к нагрудным знакам «Отличник народного просвещения РСФСР», и в части обязательств, возникающих у государства перед награжденными указанными нагрудными знаками, тождественны», поскольку оно является мнением не уполномоченного Законом должностного лица и не основано на нормативных актах.

Вместе с тем суд отмечает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с частью 5 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, орган местного самоуправления (Собрание депутатов муниципального образования Арсеньевский район) не принимал нормативного акта, предусматривающего дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, в т.ч. в части установления педагогам, имеющим нагрудный знак «Отличник народного просвещения» бывших союзных республик СССР, ежемесячную надбавку в размере 10% оклада.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного истицей иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сойновой Н.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению « Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» о признании права на получении ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области как лицу, имеющему нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР» и обязании произвести перерасчет заработной платы с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу из средств бюджета области отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2017 года.

Председательствующий Л.В. Валицкая