РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
14 июня 2013 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Ямалеевой С.А.
с участием: представителя заявителя МБДОУ ЦРР -детский сад №139- ФИО1, действующая по доверенности,
представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области ФИО2, действующая по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 1148 по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка- детский сад №139 о признании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области незаконными, возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №139 обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области, выразившееся в невнесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся статуса юридического лица МБДОУ ЦРР№139, возложении обязанности внести изменения в ЕГРЮЛ в раздел «сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» о том, что МБДОУ ЦРР детский сад №139 «является действующим юридическим лицом», возмещении расходов на оплату госпошлины.
В обоснование требований заявитель указал, что в соответствии со ст. 13.1 ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юриди_ческих лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменном виде сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации, на основании чего регист_рирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юри_дическое лицо находится в процессе реорганизации.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 10.07.2012 № 1459 «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж_дения детского сада «Детство» комбинированного вида» было принято решение о реоргани_зации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра раз_вития ребенка - детского сада № 139 путем присоединения его к МБДОУ детский сад «Детст_во».
Во исполнение указанного постановления был издан приказ управления образования Администрации города Нижний Тагил (исполняет функции учредителя для заявителя), в со_ответствии с п. 2 которого, лицом, ответственным за подачу заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации и за публикацию сообщений в Вестнике го_сударственной регистрации было назначено Муниципальное бюджетное дошкольное образо_вательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида.
В соответствии с требованиями действующего законодательства и приказом управле_ния образования МБДОУ ДС «Детство» было подано в МРИ ФНС России № 16 по Свердлов_ской области заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации.
ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о том, что юридиче_ское лицо МБДОУ ЦРР № 139 находится в процессе реорганизации в форме присоединения. ГРН записи - №. В выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Сведения о со_стоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрацион_ное дело» указано, что «юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме при_соединения».
Постановлением Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ в выше_сказанное постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми реорганиза_ция МБДОУ детский сад № 139 отменена.
г. МБДОУ ЦРР № 139 в МРИ ФНС России № 16 было подано заявление с просьбой внести в единый государственный реестр юридических лиц изменения: включить в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором на_ходится регистрационное дело» данные о том, что МБДОУ ЦРР № 139 «является действую_щим юридическим лицом». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России № 16 по Свердловской области отказала заявителю внести данные изменения.
Согласно части 1 ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, орга_низация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муници_пального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организа_ция вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, госу_дарственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 2.1 Устава Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение обще_доступного и бесплатного дошкольного образования. Основной вид деятельности Учрежде_ния - оказание услуги по организации предоставления дошкольного образования в соответст_вии с муниципальным заданием Учредителя, в т.ч. осуществление образовательной деятель_ности с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей дошкольного возраста, обеспечение их содержания и воспитания (п. 2.3. Устава).
Указание в ЕГРЮЛ о нахождении в стадии реорганизации предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения Учреждением своих обязательств, а при невозмож_ности их исполнения прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, что нарушает права и законные интересы Учреждения.
Действующим законодательством не предусмотрена форма обращения в регистри_рующий орган в виде соответствующего уведомления или заявления в случае принятия Уч_реждением решения об отмене процедуры реорганизации. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного орга_на, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и законные интересы юр. лица, может быть признан судом недействительным.
Требования просит удовлетворить на основании ст. ст. 8, 12, 13 ГК РФ, ст. ст. 88,98, 245 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в части признания незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области, выразившееся в невнесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся статуса юридического лица МБДОУ ЦРР№139, возложении обязанности внести изменения в ЕГРЮЛ в раздел «сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» о том, что МБДОУ ЦРР детский сад №139 «является действующим юридическим лицом», просил их удовлетворить. От требований возмещения судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины отказался, в данной части отказ принят судом.
Представитель заинтересованного лица требования признал, указал, что иного пути восстановить нарушенного права заявителя, кроме принятия судом решения нет, т.к. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в перечень которых заявление либо уведомление, содеражщее сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица не входит, в связи с чем Инспекция не имеет возможности внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица.
Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные суду письменные материалы дела, суд
находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что данным Законом регулируются отношения, возникшие в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением реестра. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванного закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Судом установлено, что Администрацией города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж_дения детского сада «Детство» комбинированного вида» было принято решение о реоргани_зации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра раз_вития ребенка - детского сада № 139 путем присоединения его к МБДОУ детский сад «Детст_во». Единственным учредителем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка- детский сад №139- Муниципальное учреждение управление образования Администрации города Нижний Тагил, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования Администрации г.Н.Тагил издан приказ № «О реализации постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Детство» комбинированного вида» и лицом, ответственным за подачу заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации и за публикацию сообщений в Вестнике го_сударственной регистрации было назначено Муниципальное бюджетное дошкольное образо_вательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида (п.2).
Из ЕГРЮЛ следует, что на основании заявления - уведомления МБДОУ ДС «Детство» внесена запись о том, что юридическое лицо -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №139 находится в процессе реорганизации в форме присоединения и в результате реорганизации прекратит свою деятельность.
В соответствии с п.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Статьей 16 п. 2 вышеназванного закона предусмотрено, что реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, в соответствии с которыми реорганиза_ция МБДОУ детский сад № 139 отменена.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ ЦРР №139 предоставил в МРИ ФНС №16 по Свердловской области заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором на_ходится регистрационное дело» данные о том, что МБДОУ ЦРР № 139 «является действую_щим юридическим лицом», представив постановление Администрации города Н.Тагил №2540 от 07.11.2012г., которое является основанием для внесения вышеназванных изменений.
Из вышеназванного следует, что до завершения процедуры реорганизации (ст. 16 Закона) принято решение о выходе из стадии реорганизации, в связи с чем МБДОУ ЦРР № 139 обратился в МРИ ФНС России № 16 для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
Учитывая, что Законом о госрегистрации не установлен порядок регистрации сведений о прекращении процедуры реорганизации, суд считает, что он носит уведомительный характер с последующим внесением сведений в ЕГРЮЛ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законом не предусмотрена невозможность государственной регистрации таких изменений.
В данном случае в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № путем присоединения к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Детство», в связи с чем МБДОУ ЦРР №139 обратилось с заявлением об изменении данных сведений.
Информационным письмом от 24.01.2013г. МРИ ФНС России № 16 заявителю отказано внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица, основанием к отказу указано, что в формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц заявление (уведомление) содержащее сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица не входит.
В случае подачи заявления об измении сведений о юридическом лице новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Иных оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон о регистрации не предусматривает.
В силу ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Информационным письмом от 24.01.2013г. МРИ ФНС России № 16 заявителю отказано внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица, основанием к отказу указано, что в формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц заявление (уведомление) содержащее сведения об отмене процедуры реорганизации юридического лица не входит.
В соответствии с ч.2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа правоотношения, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется юридическим лицом по своей воле и своем интересе( п.2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Все представленные документы в совокупности подтверждают, что регистрирующий орган в установленный срок не осуществил государственную регистрацию на основании представленного пакета документов и отказал в этом.
С учетом изложенного суд считает, что требование о признании незаконным бездействия МИФНС России №16 по Свердловской области выраженного в невнесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся статуса юридического лица, подлежит удовлетворению.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом изложенного суд считает возможным возложить на МИФНС России №16 по Свердловской области обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка- детский сад №139 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной Инспекции ФНС России №16 по Свердловской области, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся статуса юридического лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка- детский сад №139.
Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России №16 по Свердловской области внести изменения в ЕГРЮЛ: включить в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» данные о том, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №139» «является действующим юридическим лицом».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья-подпись. И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен 17 июня 2013 года.