Дело № 2 -1148/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд по тем основаниям, что она является лицом, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> являлась воспитанницей муниципального образовательного учреждения Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сортавальского муниципального района Республики Карелия и находилась на полном государственном обеспечении. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района (далее - Администрация) от 17.12.2014 № 2300 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее -Список). Проживать по месту регистрации истцу невозможно, т.к. количество проживающих превышает количество квадратных метров на человека. <Данные изъяты>. Просит обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить в порядке очереди благоустроенное жилое помещение, согласно норм, действующих на территории Сортавальского городского поселения.
В судебном заседании ФИО1, заявленные требования поддержала, пояснила, что жильем не обеспечена, в настоящее время вынуждена жить в съемной квартире с подругой. В мае 2019 года должна освободить эту квартиру. Проживание по месту регистрации невозможно. Просила удовлетворить требования.
Представитель администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на доводы иска, из которого следует, что Администрация возражает против исковых требований истца. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> Администрация не располагает денежными средствами для приобретения жилого помещения для истца, а те денежные средства, которые выделяются на софинансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Карелия, осваиваются в порядке очередности возбужденных исполнительных производств.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты Республики Карелия, - в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее представлен письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по соблюдению жилищных прав лиц указанной категории. До 03.11.2017 полномочия по формированию единого списка таких лиц на основании сведений органов местного самоуправления республики входили в компетенцию Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, которое в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (раздел «Сортавальский муниципальный район», строка 19). Законом Республики Карелия от 21.12.2017 № 2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Сортавальскому муниципальному району предусмотрена субвенция на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан в размере 5381 тыс.руб. Администрацией Сортавальского муниципального района произведена оплата по заключенным 4 муниципальным контрактам на сумму 4366826 руб. 93 коп. Просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Сортавальского муниципального района, - в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела ФИО1 является лицом, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении. <Данные изъяты>
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО1 являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Детский дом», где находилась на полном государственном обеспечении.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 17.12.2014 № 2300 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении, по месту регистрации, по адресу: <Адрес обезличен> Этим же распоряжением Администрации ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, за ФИО1 закреплено право на получение по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм, однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72). Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона.
До 03.11.2017 уполномоченным органом Республики Карелия по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являлось Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Согласно Положению о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, данный орган обеспечивает предоставление мер по государственном обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, формирует списки детей-сирот, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 21).
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Приказом Министерства социальной зашиты, труда и занятости Республики Карелия от 07.10.2016 № 331-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» на основании сведений, представленных администрацией Сортавальского муниципального района, ФИО1 включена в список детей указанной категории. ФИО1 значится в указанном Списке под № 19.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона.
К их числу относятся, в частности, необеспеченность жилым помещением, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.6 ст. 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в ч. 6 ст. 3 настоящего Закона.
Таким образом, из представленных документов следует, что истец ФИО1 в установленном законом порядке признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения признается администрацией Сортавальского муниципального района, поскольку именно органом местного самоуправления истец признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилого помещения.
На сегодняшний момент право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не реализовано. Жилых помещений в собственности истца не имеется, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.08.2018.
Истец зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен> фактически проживает по адресу: <Адрес обезличен>. Ранее проживала с матерью в квартире по адресу: <Адрес обезличен>
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование указанного Списка, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что ФИО1 не имеет возможности проживать в закрепленном за ней жилом помещении, суд считает, что на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставляемое истцу жилое помещение должно находится в границах Сортавальского городского поселения, т.е. по месту жительства истца.
При этом ссылка ответчика о недостаточности финансирования в связи с тем, что указанное государственное полномочие подлежит исполнению за счет средств субвенций, предоставляемых муниципальному органу из бюджета Республики Карелия, не может быть принята судом, поскольку данное обстоятельство, равно как и освоение выделенных субвенций в связи с исполнением других судебных решений, не может служить основанием для отказа истцу в иске и лишения истца гарантий, установленных законом.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения.
Взыскать с администрации Сортавальского муниципального района в пользу ФИО1 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 30.08.2018.