ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1148/19 от 22.07.2019 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года <адрес>

Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А., с участием представителей истца –Администрации <адрес> Республики Ингушетия Чахкиевой Э.М., Аушевой Ф.М., представителя ответчика Цороева И.В-Г., Тимурзиева А.К., представителя У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>Ужаховой Л.Я.,

при секретаре Оздоеве Х.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Ингушетия к Кодзоевой Э. С., У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании недействительной государственной регистрации права на недвижимое имущество, признании самовольной постройкой и его сносе,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> Республики Ингушетия обратилась в суд с иском к Кодзоевой Э.С. о признании недействительной государственной регистрации права собственности на жилое трехэтажное здание, признании самовольной постройкой и сносе ее за свой счет, ссылаясь на следующее.

В ходе проведенной в рамках муниципального земельного контроля Администрацией <адрес> проверено нежилое трехэтажное здание (с подвалом и мансардой) с кадастровым номером 06:05:0100009:1866, общей площадью 1052,1 кв.м., расположенное в <адрес>. Согласно выписке из ЕГРП (запись о регистрации права в ЕГРП 06:05:0100009:1866 -06/002-06/002/2017-3 от ДД.ММ.ГГГГ) данное здание на праве собственности принадлежит Кодзоевой Э. С. и зарегистрировано как «жилой дом». Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 06:05:0100009:549, площадью 944 (девятьсот сорок четыре) кв.м., с разрешенным использованием - «под индивидуальное жилищное строительство». Между тем, в ходе осмотра установлено, что указанное здание используется в качестве нежилого. Практически все помещения в здании сдаются в аренду под предпринимательскую деятельность - магазины, а также лицам, предоставляющим медицинские услуги. При указанных обстоятельствах здание фактически является нежилым и используется под предпринимательскую деятельность без предусмотренного действующим законодательством перевода из одной категории в другую. Из этого следует, что данное строение, согласно п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ, является самовольной постройкой, возведенной (созданной) без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Просит, признать недействительной и подлежащей аннулированию запись о государственной регистрации права собственности Кодзоевой Э. С. на жилое трехэтажное здание с кадастровым номером 06:05:0100009:1866 общей площадью 1052,1 кв.м., расположенное в <адрес> государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Признать жилое трехэтажное здание с кадастровым номером 06:05:0100009:1866, общей площадью 1052,1 кв.м., расположенное в <адрес>, самовольной постройкой. Обязать Кодзоеву Э. С. осуществить снос принадлежащего ей указанного строения за свой счет.

В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Цороев И.В-Г. и Тимурзиев А.К. исковые требования не признали, заявили ходатайство и применении срока исковой давности, просили отказать в удовлетворении искового заявления в связи с истечением срока исковой давности.

Кодзоева Э.С., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Представитель У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия Ужахова Л.Я. пояснила об обоснованности ходатайства о применении срока исковой давности, однако вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса).

По общему правилу, срок исковой давности составляет три года (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса).

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункты 1, 2 статьи 199 Гражданского кодекса).

Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором возведено строение принадлежит Кодзоевой Э.С. на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГМошхоева Л.А.- «Продавец», передала Кодзоевой Э. С. в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство, кадастровый (или условный) , общей площадью 944.00 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, Центральный административный округ, <адрес>, , а Покупатель оплатила установленную продажную стоимость в соответствии с условиями настоящего договора.

Отчуждаемый земельный участок принадлежит Продавцу на праве собственности на основании Договора купли- продажи земельного участка от 22.03.2007г., заключенного с <адрес> Республики Ингушетия, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права.

Из разрешения на строительство частного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчиком выдано Кодзоевой Э.С. разрешение на строительство объекта недвижимости по адресу: РИ, <адрес>, сроком на три года.

На указанном земельном участке не позже января 2014 года завершено строительство дома. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок были проданы гр. Мурзабековой Ф. М.-Гиреевне, которая по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала их гр. Картоевой Ф.М., последняя по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанную недвижимость передала в собственность Кодзоевой Э.С., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество, выданные У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также договорами.

Кроме того, согласно договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Центральный административный округ, <адрес>, , использовалось собственником путем сдачи его в аренду.

С исковым заявлением администрация обратилась в мае 2019 года за пределами трехлетнего срока исковой давности, поэтому законные основания для удовлетворения требования отсутствуют.

Согласно п. 1.9. Положения " О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования " <адрес> ", утвержденного решением городского совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 10/71-1, муниципальный земельный контроль осуществляет Администрация <адрес>.

В соответствии с Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "<адрес>", основными задачами муниципального земельного контроля являются:

- соблюдение юридическими, должностными и физическими лицами установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

- сохранение и воспроизводство плодородия почв при использовании земли как средства производства в сельском хозяйстве;

- выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель;

- другие задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законами Республики Ингушетия и муниципальными правовыми актами.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок использования земель юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении их деятельности и реализации своих прав на землю.

Муниципальные инспекторы осуществляют земельный контроль за:

- соблюдением юридическими, должностными и физическими лицами установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Муниципальные инспекторы обязаны: предотвращать, выявлять и пресекать земельные правонарушения; - принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений;

- проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений;

Основной формой деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля является проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в процессе осуществления деятельности обязательных требований земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Проверка проводится в соответствии с настоящим Положением.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прилагается.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок и по итогам их рассмотрения направляет в прокуратуру города в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Утвержденный руководителем Администрации <адрес> ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования "<адрес>".

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения главы Администрации <адрес> о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года.

В судебном заседании представитель истца заявил, что с 2014 года каких-либо проверок соблюдения земельного законодательства по указанному адресу Администрацией <адрес> не проводилось.

При таких обстоятельствах, суд считает ходатайство о применении сроков исковой давности подлежащим удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении искового заявления Администрации муниципального образования «<адрес>» к Кодзоевой Э. С. о признании недействительной государственной регистрации права собственности на жилое трехэтажное здание, признании самовольной постройкой и сносе ее за свой счет, отказать в связи с истечением срока исковой давности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Ингушетия.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна

Судья Магасского районного суда

Республики Ингушетия Г.А. Мурзабеков