ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1148/2016 от 14.10.2016 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1148/2016РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Янишевского В.Е.,

с участием представителя истцов помощника Югорского межрайонного прокурора Казакова М.И.,

представителя истца администрации Советского района Берестова А.А.,

при секретаре Махмутовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1148/2016 по иску Югорского межрайонного прокурора, действующего в интересах Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры, администрации Советского района к Ташланову И.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением,

УСТАНОВИЛ:

Югорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры, администрации Советского района с исковым заявлением к Ташланову И.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки деятельности ОАО «СКС» выявлены нарушения при расходовании выделенных бюджетных средств. Установлено, что (дата) между Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры и администрацией Советского района было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета ХМАО - Югры муниципальному образованию на софинансирование мероприятий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду (дата), предметом которого являлось предоставление субсидии из бюджета округа в размере 4 056 100 рублей. В дальнейшем к указанному соглашению заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии от (дата), согласно которому сумма субсидии, предоставляемой из бюджета округа, увеличена до 34 149 100 рублей, а также в новой редакции изложен план мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду. (дата) и (дата) Ташлановым И.В. в адрес главы администрации Советского района направлены соответствующие заявки с предоставлением локального сметного расчета выполненных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (дата) с приложением справок по форме КС-2 и КС-3. По результатам рассмотрения указанных документов 04.08.2015г., 05.08.2015г. на расчетный счет ОАО «СКС» перечислены денежные средства в размере 4 269 600 рублей, (дата) на расчетный счет ОАО «СКС» перечислены денежные средства в размере 30 092 982 рублей. При этом к моменту поступления денежных средств на счета ОАО «СКС» и до прекращения исполнения Ташлановым И.В. обязанностей генерального директора ОАО «СКС» работы по подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) не были выполнены. Также бюджетом округа ОАО «СКС» предоставлена субсидия в размере 3 869 700 рублей на проведение мероприятий по капитальному ремонту в том числе, сетей тепловодоснабжения (адрес) на сумму 1 400 940 рублей. При этом работы по ремонту сетей тепловодоснабжения по (адрес) на сумму 1 400 900 рублей не выполнены. И.о. генерального директора ОАО «СКС» Ташланов И.В., представив недостоверные сведения о фактическом выполнении работ на общую сумму 14 385 068,6 рублей, злоупотребил своими должностными полномочиями, чем причинил ущерб бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По данному факту противоправных действий Ташланова И.В. расследовано уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Приговором Советского районного суда от (дата) Ташланов И.В. признан виновным в совершении указанного преступления. Установленные данным приговором противоправные действия ответчика привели к возникновению ущерба в связи с неправомерным получением субсидии, что привело к возникновению гражданско-правового обязательства по возмещению вреда.

Югорский межрайонный прокурор просит суд взыскать с Ташланова И.В. в доход Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ущерб в размере 14 385 068,6 рублей.

(дата) Югорский межрайонный прокурор представил уточнения искового заявления, в которых просит суд взыскать с Ташланова И.В. в доход Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ущерб в размере 14 385 068,6 рублей в следующем порядке: в пользу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 13 665 815,20 рублей, в пользу муниципального образования Советский район в размере 719 253,43 рубля.

Представитель истцов помощник Югорского межрайонного прокурора Казаков М.И., представитель истца администрации Советского района Берестов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебной повесткой. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ

Ответчик Ташланов И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, телефонограммой, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Ташланова И.В. в соответствии с положениями ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя истцов помощника Югорского межрайонного прокурора Казакова М.И., представителя истца Берестова А.А., изучив материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению.

Ст. 1 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает в качестве основных начал гражданского законодательства, имеющих конституционное значение, равенство участников регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права и обязанности в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ наряду с другими основаниями возникают вследствие причинения вреда другому лицу.

Приговором Советского районного суда ХМАО-Югры от 12.08.2016г. Ташланов И.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Приговор суда вступил в законную силу 23.08.2016г.

Вступившим в законную силу приговором суда установлено, что преступления совершены ФИО1 при следующих обстоятельствах.

ФИО1, исполняя обязанности генерального директора ОАО «Советские коммунальные системы» и, являясь единоличным исполнительным органом данной организации, осознавая, что реально работы по подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) не выполнены, желая использовать денежные средства, предоставленные в виде субсидии ОАО «СКС» на основании соглашения (номер) от (дата), на нужды ОАО «СКС», не связанные с подготовкой к осенне-зимнему периоду, (дата) за своей подписью в адрес главы администрации Советского района из ОАО «СКС» обеспечил направление соответствующей заявки с предоставлением локально-сметных расчетов выполненных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (дата), а (дата) в период времени с (время) по (адрес), умышленно подписал справку о стоимости выполненных работ и затрат, акт о приемке выполненных работ (дата) о выполнении капитального ремонта инженерных сетей тепловодоснабжения по (адрес). На основании постановления администрации (адрес) от (дата), на расчетный счет ОАО «СКС» (номер), открытый в ОАО КБ «Кольцо Урала», расположенном по (адрес), перечислены денежные средства в размере 203 700 рублей и 3 869 700 рублей. При этом, к моменту поступления денежных средств на счета ОАО «СКС» и до прекращения ФИО1 исполнения обязанностей генерального директора ОАО «СКС», то есть до (дата), указанные работы по подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) на сумму 1 400 900 рублей не были выполнены, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

(дата) между Департаментом ЖКХ и энергетики ХМАО - Югры и администрацией Советского района заключено соглашение (номер) о предоставлении субсидии из бюджета ХМАО - Югры муниципальному образованию на софинансирование мероприятий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду 2015-2016 годов, предметом которого являлось предоставление субсидии из бюджета в размере 4 056 100 рублей. (дата) заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии, согласно которому сумма субсидии, предоставляемой из бюджета округа, увеличена до 34 149 100 рублей.

ФИО1, продолжая осуществлять свой преступный умысел, осознавая, что реально работы по подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) не выполнены, желая использовать денежные средства, предоставленные в виде субсидии на нужды ОАО «СКС», не связанные с подготовкой к осенне-зимнему периоду, (дата), в период времени с (время), в здании ОАО «СКС», расположенном по (адрес), умышленно подписал справки о стоимости выполненных работ и акты о приемке выполненных работ, в том числе: капитальный ремонт инженерных сетей тепловодоснабжения (адрес) на сумму 1 929 240 рублей, капитальный ремонт инженерных сетей тепловодоснабжения детский сад-администрация (адрес) на сумму 2 589 841,58 рубль, капитальный ремонт сетей водоотведения (адрес) на сумму 267 858,82 рублей, капитальный ремонт инженерных сетей тепловодоснабжения (адрес)- ж/д вокзал (адрес) на сумму 2 309 920,8 рублей, капитальный ремонт инженерных сетей тепловодоснабжения (адрес) на сумму 3 179 912 рублей, капитальный ремонт инженерных сетей тепловодоснабжения (адрес) на сумму 2 022 647,44 рублей, капитальный ремонт КНС (адрес) на сумму 684 748 рублей, а также (дата) и (дата), за своей подписью в адрес главы администрации Советского района из ОАО «СКС» обеспечил направление соответствующих заявок с предоставлением локально-сметных расчетов выполненных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (дата).

На основании постановления администрации Советского района от (дата) на расчетный счет ОАО «СКС» (номер), открытый в Филиале Западно-Сибирский ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие», расположенном по (адрес)(дата) перечислены денежные средства в размере 4 056 100 рублей, на расчетный счет ОАО «СКС» (номер), открытый в Филиале Западно-Сибирский ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие», расположенном по (адрес)(дата) перечислены денежные средства в размере 213 500 рублей; на основании постановления администрации Советского района от (дата) на расчетный счет ОАО «СКС» (номер), открытый в Филиале Западно-Сибирский ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие»,расположенном по (адрес)(дата) перечислены денежные средства в размере 6 402 629,51 рублей, (дата) на расчетный счет ОАО «СКС» (номер), открытый в ООО КБ «Кольцо Урала», расположенном по (адрес) перечислены денежные средства в размере 23 690 352,49 рублей.

При этом, к моменту поступления денежных средств на счета ОАО «СКС» и до прекращения ФИО1 исполнения обязанностей генерального директора ОАО «СКС», то есть до (дата), указанные работы по подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) на общую сумму 12 984 168,64 рублей не были выполнены, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Таким образом, ФИО1, исполняя обязанности генерального директора ОАО «СКС» при подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) и при подготовке к осенне-зимнему периоду (дата) причинил своими действиями ущерб бюджету Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на общую сумму 14 385 068,6 рублей, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

Таким образом, вышеуказанным приговором суда достоверно установлен факт причинения материального ущерба ФИО1 истцам Департаменту жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры и администрации Советского района в размере 14 385 068,60 рублей, который в соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ подлежит взысканию с ФИО1 в пользу истцов.

Так согласно решению внеочередного заседания Совета директоров ОАО «Советские коммунальные системы» (далее - ОАО «СКС») (номер) от (дата) ФИО1 назначен на должность исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Советские коммунальные системы» с (дата) до проведения годового собрания акционеров по результатам работы ОАО «СКС» за (дата). В соответствии с приказом (номер) от (дата) ФИО1 вступил в должность исполняющего обязанности генерального директора ОАО «СКС».

В соответствии с материалами дела, ответчик находился в должности исполняющего обязанности генерального директора ОАО «СКС» до (дата).

Протоколом (номер) общего собрания учредителей ОАО «СКС» от (дата) установлено, что (дата)% уставного капитала ОАО «СКС» принадлежит муниципальному образованию Советского района.

Как предусмотрено п. 3.1 дополнительного соглашения, (номер) от (дата) к трудовому договору (номер) от (дата), в должностные обязанности работника входят: п.п. 3.1.2 обеспечивать в пределах своей компетенции деятельность, направленную на получение и увеличение прибыли Общества; п.п. 3.1.4 обеспечивать проведение технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов оборудования и инженерных сетей в соответствии с действующими отраслевыми и нормативными документами; п.п. 3.1.5 организовывать и обеспечивать выполнение работ по подготовке коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду (далее - ОЗП); п.п. 3.1.9 не допускать в Обществе возникновение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и роста сверхнормативных потерь тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения; п.п. 3.1.29 осуществлять текущие платежи по газу, электроэнергии и заработной платы.

Таким образом, ФИО1 являлся должностным лицом, то есть лицом, выполняющим в ОАО «СКС» организационно-распорядительные функции.

В связи с тем, что ущерб был причинен ФИО1 истцам при исполнении им трудовых обязанностей, суд при разрешении спора должен руководствоваться нормами Трудового Кодекса РФ.

Так согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Как усматривается из постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», при решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать иную личную заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

В соответствии с приговором Советского районного суда ХМАО - Югры от 12.08.2016г. установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.

Таким образом, приговором Советского районного суда ХМАО - Югры от 12.08.2016г., и положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", обоснованно указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

В судебном заседании из материалов уголовного дела № 1-124/2016установлено, что подготовка к отопительному сезону (дата) осуществлялось ОАО «СКС» в том числе с использованием бюджетных средств, выделенных из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета Советского района в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013г. № 423-п (далее - Государственная программа), и муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Советского района до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Советского района от (дата)(номер) (далее - Муниципальная программа).

Согласно ч. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственными программами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

В соответствии с п. 1 Порядка реализации мероприятия 1.2. Государственной программы «Предоставление субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду, в том числе с применением композитных материалов» для обеспечения бесперебойной работы газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципальным образованиям предоставляются субсидии на проведение капитального ремонта (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду, в том числе с применением композитных материалов. В силу п. 5 Порядка субсидии муниципальным образованиям предоставляются на основании соглашения, заключаемого между Департаментом и муниципальным образованием, по форме, утверждаемой Департаментом.

Во исполнение указанных положений (дата) между Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры и администрацией Советского района заключено соглашение (номер) о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальному образованию на софинансирование мероприятий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду (дата), предметом которого являлось предоставление субсидии из бюджета округа в размере 4 056 100 рублей.

В дальнейшем к указанному соглашению заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии от (дата), согласно которому сумма субсидии, предоставляемой из бюджета округа, увеличена до 34 149 100 рублей, а также в новой редакции изложен План мероприятий по подготовке к ОЗП. С учетом указанных изменений согласно приложению (номер) к Соглашению от (дата) в рамках соглашения планировалось выполнить следующие работы:

  1. Капитальный ремонт сетей ТВС по (адрес) протяженностью 30 метров (стоимость 1 929 240 рублей);
  2. Капитальный ремонт сетей водоотведения на КНС (адрес) протяженностью 10 метров (стоимость 684 748 рублей);
  3. Капитальный ремонт сетей водоотведения по (адрес) протяженностью 70 метров (стоимость 267 858,82 рублей);
  4. Капитальный ремонт сетей ТВС, детский сад-администрация (адрес) протяженностью 130 метров (стоимость 2 589 841,58 рублей);
  5. Капитальный ремонт сетей ТВС (адрес) протяженностью 250 метров (стоимость 3 179 912 рублей);
  6. Капитальный ремонт сетей ТВС (адрес) протяженностью 270 метров (2 309 920,8 рублей);
  7. Капитальный ремонт сетей ТВС котельная (адрес) протяженностью 130 метров (стоимость 2 022 647,44 рублей).

В соответствии с п. 6.6. постановления администрации Советского района от (дата)(номер) (с изменениями, внесенными постановлением администрации Советского района от (дата)(номер)) «О порядке субсидирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства из средств бюджета Советского района» (далее - Порядок) для предоставления субсидии в целях обеспечения (возмещения) затрат на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду предоставляет следующие документы:

выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее, чем за шесть месяцев до дня подачи заявки;

копию документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя, заверенного в установленном законодательством порядке;

сводный сметный расчет стоимости реконструкции, модернизации, капитального ремонта систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Советского района;

копии договоров подтверждающих выполнение работ, приобретение материалов и прочее (при наличии);

копии платежных документов, подтверждающих осуществление оплаты по договорам, подтверждающим выполнение работ, приобретение материалов и прочее;

унифицированные формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», подтверждающих выполнение объемов работ.

Во исполнение указанных требований Государственной программы и Порядка для получения субсидии из бюджета округа и Советского района (ОАО «СКС» (дата) и (дата) ФИО1 в адрес главы администрации Советского района направлены соответствующие заявки с предоставлением локального сметного расчета выполненных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (дата) (с учетом дополнительного соглашения от (дата), заключенного между администрацией Советского района и Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры) с приложением справок по форме КС-2 и КС-3.

По результатам рассмотрения указанных документов на основании постановлений администрации (адрес) от (дата)(номер) «О предоставлении субсидии», от (дата)(номер) «О предоставлении субсидии», договоров от 04.08.2015г. и от 28.09.2015г. о предоставлении субсидии, заключенных между администрацией (адрес) и ОАО «СКС», платежными поручениями от 04.08.2015г., 05.08.2015г. на расчетный счет ОАО «СКС» перечислены денежные средства в размере 4 269 600 рублей, платежными поручениями от 30.09.2015г. на расчетный счет ОАО «СКС» перечислены денежные средства в размере 30 092 982 рублей.

При этом к моменту поступления денежных средств на счета ОАО «СКС» и до прекращения исполнения ФИО1 обязанностей генерального директора ОАО «СКС» работы по подготовке к ОЗП (дата) не выполнены.

Также на основании соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальному образованию Советский район на софинансирование мероприятий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к ОЗП 2014-2015 годов от (дата) администрации Советского района бюджетом округа предоставлена субсидия в размере 3 869 700 рублей на проведение соответствующих мероприятий. Согласно плана мероприятий ОАО «СКС» в (дата) должно было осуществить капитальный ремонт сетей тепловодоснабжения по (адрес) на сумму 1 400 940 рублей.

С целью получения субсидии из бюджета округа и Советского района ФИО1 (дата) обеспечил направление соответствующей заявки с предоставлением локально-сметных расчетов выполненных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду (дата).

(дата) по результатам рассмотрения указанных документов на основании постановления администрации Советского района (номер) от (дата) ОАО «СКС» предоставлена субсидия для возмещения затрат, связанных с подготовкой к ОЗП (дата) 203 700 рублей и 3 869 700 рублей.

При этом работы по ремонту сетей тепловодоснабжения по (адрес) на сумму 1 400 900 рублей не выполнены.

В соответствии с п. 7 Порядка субсидии муниципальным образованиям предоставляются за фактически выполненные объемы работ, за исключением авансовых платежей, предусмотренных заключенными органами местного самоуправления контрактами. Учитывая, что работы по подготовке к ОЗП осуществлялись силами ОАО «СКС», денежные средства перечислены в его адрес в полном объеме за фактически выполненные работы.

Согласно п.п. 6 п. 6.6 постановления администрации Советского района от (дата)(номер) «О порядке субсидирования в сфере жилищно- коммунального хозяйства из средств бюджета Советского района» для предоставления субсидии в целях обеспечения (возмещения) затрат на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду заявитель предоставляет в том числе унифицированные формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», подтверждающих выполнение объемов работ.

Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «СКС» ФИО1, представив недостоверные сведения о фактическом выполнении работ на общую сумму 14 385 068,6 рублей, злоупотребил своими должностными полномочиями, чем причинил ущерб бюджету Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с действовавшим на момент предоставления субсидии ОАО «СКС» на подготовку к отопительному периоду (дата) п. 2 Порядка реализации мероприятия 1.2 «Предоставление субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду», являющемуся приложением № 2 к Государственной программе, уровень софинансирования автономным округом проведения капитального ремонта (с заменой) составляет 95%, уровень софинансирования муниципальными образованиями - 5%.

Аналогичные требования содержались в редакции Государственной программы на момент предоставления субсидии на подготовку к отопительному сезону 2015-2016 годов.

Учитывая, что объем финансирования со стороны автономного округа составил 95 %, а муниципального образования Советский район - 5 %, размер причиненного ущерба в размере 14 385 068, 60 рублей Югорский межрайонный прокурор в судебном заседании просил суд взыскать с ФИО1 ущерб, причиненный преступлением, в следующей пропорции:

в пользу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 13 665 815, 20 рублей;

в пользу муниципального образования Советского района - в размере 719 253, 43 рублей.

Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса РФ, означает, что бюджетные средства доводятся до конкретного получателя бюджетных средств с указанием цели их использования, а согласно части 3 статьи 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ, настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку субъектом ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда, по общему правилу, является лицо, причинившее вред, а из имеющегося в материалах дела приговора суда в отношении ответчика видно, что непосредственным причинителем вреда бюджету является ответчик ФИО1, суд полагает, что Югорский межрайонный прокурор обоснованно пришел к выводу о необходимости возложении на ответчика обязанности по возмещению причиненного материального ущерба с разделением пропорционального взыскания между Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и муниципальным образованием Советский район.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, которые бы свидетельствовали об ином размере ущерба, ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме в связи с тем, что ответчиком ФИО1, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, суду не представлены доказательства подтверждающие основания для снижения размера ущерба, причиненного преступлением.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Советский район ХМАО - Югры государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в размере 60 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Югорского межрайонного прокурора, действующего в интересах Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры, администрации Советского района к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного преступлением, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ущерб в размере 13 665 815 (тринадцать миллионов шестьсот шестьдесят пять тысяч восемьсот пятнадцать) рублей 20 копеек.

Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ущерб в размере 719 253 (семьсот девятнадцать тысяч двести пятьдесят три) рубля 43 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Федеральный суд ХМАО-Югры через Советский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья В.Е. Янишевский