ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1148/2022 от 01.06.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2 – 1148/2022

УИД: 37RS0007-01-2022-001513-83

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма 01 июня 2022 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шустиной Е.В.,

при секретаре Калининой Д.Л.,

с участием истца Панова С.А., представителя ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области Блиновой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1148/2022 по иску Панова Сергея Аркадьевича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни,

УСТАНОВИЛ:

Панов С.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области) о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, просит взыскать с ответчика в его пользу денежное вознаграждение за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочное время за период с мая 2019 года по март 2022 в размере 204 159 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Мотивирует свои исковые требования тем, что майор внутренней службы Панов С.А. согласно приказу УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя начальника учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. 15.04.2020 УФСИН России по Ивановской области заключило с ним очередной контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по должности заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области. Согласно п. 6.2. данного контракта руководитель обязуется обеспечить Панову С.А. своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление ему социальных гарантий. Согласно Правил внутреннего распорядка учреждения у него установлена 40-часовая рабочая неделя. За период службы с мая 2019 по настоящее время у истца накопилось большое количество отработанных часов в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 688 часов. ДД.ММ.ГГГГ Панов С.А. обратился к врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочное время в 2019 и 2020 годах (в этом рапорте стоят отметки подтверждающие работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также, что за данную работу оплата не производилась), однако врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области отказал истцу, ссылаясь на указание УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ где якобы сказано, что он должен согласовать свой рапорт на предоставление отгулов с заместителем начальника УФСИН России по Ивановской области по направлению деятельности, с данным указанием истца никто не знакомил. Согласовав свой рапорт с заместителем начальника УФСИН России по Ивановской области 14.02.2022, Панов С.А. обратился к начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в 2019 и 2020 годах (где также стояли отметки о том, что за данную работу оплата не производилась и дополнительные дни отдыха не предоставлялись). К этому рапорту истец приложил копии приказов о привлечении его к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, однако начальник ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области, ссылаясь на то, что истцом не соблюдены сроки обращения к руководителю, поскольку, как следует из положения пункта 6 статьи 55 Федерального закона №1978-ФЗ от 19.07.2018 «О службе в уголовно­-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока и предстоящим отпуском за последующие годы. В связи с тем, что Панов С.А. своевременно с рапортом о предоставлении ему дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не обращался, то ему было отказано в предоставление дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни в 2019 и 2020 годах.

Согласно пункта 6 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ от 19.07.2018 «О службе в уголовно-­исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В данном пункте нигде не сказано о сроках подачи рапорта на предоставление дополнительных дней отдыха либо оплату компенсации. 16.02.2022 Панов С.А. в очередной раз обратился к начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области о предоставлении ему дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни 2021 года и январь 2022 годов (где также стояли отметки о том, что за данную работу оплата не производилась и дополнительные дни отдыха не предоставлялись), приложив к данному рапорту копии приказов о выполнении им работы в выходные и праздничные дни, однако истцу вновь было отказано по тем же причинам. В связи с тем, что Панову С.А. было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни, 16.02.2022 он обратился к начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с рапортом о предоставлении ему оплаты за работу в выходные и праздничные дни 2019, 2020, 2021 годов и в январе 2022 года (где также стояли отметки о том, что за данную работу оплата не производилась и дополнительные дни отдыха не предоставлялись), на что истцу в очередной раз отказали, ссылаясь на то, что денежная компенсация действующим сотрудникам УИС с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни согласно приказу Минюста РФ от 05.08.2021 №132, не предусмотрена.

Согласно пункта 5 приложения 11 приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 №132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и праздничные дни.

Согласно приказу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГк «О предоставлении дней (часов) отдыха за ранее отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочное время сотрудникам учреждения» в ноябре - декабре 2021 года Панову С.А. были предоставлены дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 и 2019 годах. Получается в ноябре-декабре 2021 года брать дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни 2018, 2019 годов можно было, а в марте 2022 года данные дни отдыха уже не предоставлялись, не смотря на то, что законодательство в данной области не менялось.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Однако согласно приказу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской область от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дней (часов) отдыха за ранее отработанное время в выходные, нерабочие праздничные дни и сверхурочное время сотрудникам учреждения» ряду сотрудников предоставлены дополнительные дни отдыха за работу в 2021 году. Работая по одним и тем же законам, приказам, ряд сотрудников может взять дополнительные дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а другие нет.

Истец считает, что действия начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области в части не предоставления ему дней отдыха за ранее отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочное время, а также не выплата ему денежной компенсации за указанные отработанные часы являются неправомерными, а также содержащими признаки трудовой дискриминации в отношении истца, противоречащими требованиям Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», абзацу 6 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ, части 3 статьи 37 Конституции РФ, части 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, поскольку остальные сотрудники учреждения, исполняющие трудовые функции в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочное время получают за равный с истцом труд фиксированное законодательством денежное вознаграждение либо получают компенсацию в виде дополнительных дней отдыха.

Задолженность ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области перед истцом исходя из его оклада в размере 24333 рубля., составила 204159 рублей. Причиненный истцу моральный вред он оценивает в 5 000 рублей.

В судебном заседании истец Панов С.А. исковые требования поддержал по изложенным основаниям, дополнительно пояснил, что проходил службу в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с 01 января 2018 года по 16 мая 2022 года в должности заместителя начальника. Ему была установлена 40 часовая рабочая недели, график 5 через 2. Он привлекался к работе в выходные, нерабочие праздничные дни на основании приказов учреждения. До апреля 2019 года включительно все дни отдыха полагающиеся за работу в выходные и праздничные дни, ему предоставлены. С мая 2019 года у него оставались неиспользованные дни отдыха за работу в нерабочие и выходные праздничные дни. 30.09.2021 он обратился с рапортом с просьбой произвести оплату за выходные и праздничные дни. На основании рапорта был издан приказ –ос от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ему выплатили только за сверхурочную работу. В ноябре 2021 года он обращался с рапортом о предоставлении дней отдыха, на основании которого был издан приказ – к от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ему предоставили дополнительные дни отдыха за отработанное время в 2018-2019гг. Затем он обратился с рапортом 09.02.2022, просил дни отдыха в счет ранее отработанных дней с середины мая 2019 года по 2020 год. ДД.ММ.ГГГГ его рапорт был рассмотрен, было отказано со ссылкой на п.6 ст.55 ФЗ №197, так как он не своевременно обратился. Тогда он написал рапорт от 16.02.2022 и просил предоставить дни отдыха за работу в выходные праздничные дни за период с 2021 года и январь 2022 года. 17 февраля 2022 года ему было отказано со ссылкой на п.6 ст.55 ФЗ №197. 17.02.2022 после того, как ему было отказано два раза, он обратился за компенсацией за период работы с 02.05.2019 по 08.01.2022. 18.02.2022 его рапорт был рассмотрен, отказано, поскольку Приказом № 132 не предусмотрена денежная компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица УФСИН России по Ивановской области Блинова Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, в соответствии с ч.4 ст. 55 Федерального закона №197-ФЗ от 19.07.2018 «О службе в уголовно-­исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» дополнительные дни отдыха могут предоставляться в другие дни недели, но если такое невозможно, то присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску. Учетный период составляет один год. По истечении учетного периода сотрудник должен был обратиться с рапортом на выплату компенсации или на предоставление дополнительных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску. Истец не обращался к руководству с рапортом ни на предоставление дополнительных дней отдыха, ни на выплату компенсации. Первый раз истец обратился 09.02.2022, когда истекли все сроки, указанные в п. 4 ст. 74 Федерального закона №197. Истцу денежное довольствие выплачивалось ежемесячно, и он не мог не знать, что нарушено его право. Согласно п.8 ст.74 Федерального закона №197 нарушены сроки служебного спора. Трехмесячный срок необходимо считать с 20 числа каждого месяца, когда истец получил заработную плату. С момента написания рапорта на имя руководителя был дан ответ на следующий день 10 февраля 2022 года, а с иском истец обратился только 11 апреля 2022 года. Десятидневный срок на обжалование с момента, когда руководитель дал ответ истцу, а тот его получил, истцом также пропущен. Приказом Минюста от 05.08.2021 № 132 в п.7 Приложения №11 сотрудникам установлен ненормированный рабочий день, в связи с этим компенсация им не выплачивается.

Заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Как следует из положений части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Во исполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ ФСИН России принят приказ от 27.05.2013 № 269, которым утверждён, в том числе Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок от 27.05.2013 № 269).

Согласно п. 2 Порядка от 27.05.2013 № 269 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. п. 8, 9, 16, 17, 18 Порядка от 27.05.2013 № 269 выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия; сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников; за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка).

Судом установлено, что приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс Панов С.А. назначен на должность заместителя начальника учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.242-243).

Приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс контракт с Пановым С.А. был расторгнут, и он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 221).

В спорный период, то есть с мая 2019 года по март 2022 года, истец Панов С.А. на основании соответствующих приказов (том 1 л.д. 20-81, 126-159) многократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается табелями учёта использования рабочего времени (том 1 л.д.84-107, 160-194) и не оспаривается представителем ответчика и третьего лица в судебном заседании.

Реализуя свое право на предоставление компенсации в виде дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истец обращался к руководству ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, и такая компенсация ему была предоставлена:

05.03.2020 за ранее отработанное время с 08.00 часов 16.02.2020 до 08.00 часов 17.02.2020 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

08.04.2020, 09.04.2020 за ранее отработанное время с 08.00 часов 15.03.2020 до 08.00 часов 16.03.2020, с 08.00 часов 29.03.2020 до 08.00 часов 30.03.2020, (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

29.04.2020 за ранее отработанное время с 08.00 часов 26.04.2020 до 08.00 часов 27.04.2020 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

13.05.2020 за ранее отработанное время с 08.00 часов 02.05.2020 до 08.00 часов 03.05.2020 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

30.06.2020 за ранее отработанное время с 08.00 часов 26.06.2020 до 08.00 часов 27.06.2020 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

22.09.2020, 23.09.2020 за ранее отработанное время 18.07.2020 и 02.08.2020 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ);

25.11.2021, 26.11.2021, 29.11.2021, 30.11.2021, 13.12.2021, 14.12.2021, 15.12.2021, 16.12.2021, 17.12.2021, 20.12.2021, 21.12.2021, 22.12.2021, 23.12.2021, 24.12.2021, 27.12.2021, 28.12.2021, 29.12.2021, 30.12.2021 за ранее отработанное время с 08.00 часов до 24.00 часов 02.12.2018, с 08.00 часов до 24.00 часов 16.12.2018, с 08.00 часов 04.01.2019 до 08.00 05.01.2019, с 08.00 часов 07.01.2019 до 08.00 часов 08.01.2019, с 08.00 часов до 24.00 часов 03.02.2019, 08.00 часов 08.03.2019 до 08.00 часов 09.03.2019, с 08.00 часов до 24.00 часов 24.03.2019, с 08.00 часов до 24.00 часов 07.04.2019, с 08.00 часов до 24.00 часов 21.04.2019, с 08.00 часов до 24.00 часов 20.10.2019 (приказ от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Панова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ), что не оспаривается стороной истца в судебном заседании.

За остальное время отработанное истцом в спорный период сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истец ни компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, ни денежной компенсации не получал, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Возражая против удовлетворения исковых требований истца, представитель ответчика и третьего лица ссылается на то обстоятельство, что в период действия Порядка от 27.05.2013 № 269 истец к руководству ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении компенсации за работу в выходные и праздничные дни не обращался, приказы о выплате ему такой компенсации не издавались. Порядок от 27.05.2013 № 269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701. В настоящее время Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённым Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена. Кроме того, согласно п. 7 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Суд вышеуказанную позицию применительно к периоду с мая 2019 года по сентябрь 2021 года включительно, требуемой ко взысканию компенсации, признаёт несостоятельной, основанной на неверном толковании норм права.

Судом установлено, что в спорные периоды с 27.05.2013 по 01.10.2021 действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации от 27.05.2013 № 269.

С 02.10.2021 действует Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённый Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701.

22.08.2021 г. начал действие приказ Минюста России от 05.08.2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

Согласно п.7, 14 Приложения № 11 к Приказу № 132 установлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней, он предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в УИС, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска. Данное положение введено впервые, до этого такой отпуск сотрудником УИС не предоставлялся.

Приказом ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области, в том числе и заместителю начальника Учреждения Панову С.А., был установлен ненормированный служебный день (т.1 л.д. 240-241).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.01.2005 № 7-О указал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах истец имеет право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01 мая 2019 года по сентябрь 2021 года.

Приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.09.2021). При этом, приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, действующий со 2 октября 2021 года, денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ (п. 7 Приказа № 132 от 05.08.2021).

Таким образом, за период с 03 октября 2021 года по март 2022 года у истца отсутствует право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени. Данное время компенсируется в счет предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день и компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.

Представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, установленного ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Истец считает, что не пропустил срок обращения в суд, поскольку с рапортом он обратился к непосредственному руководителю, это не является служебным спором. В суд он обратился в течение трех месяцев со дня, когда узнал о нарушении своего права, т.е. с момента, когда стал разбираться и собирать документы на компенсационную выплату. Отказ в выплате компенсации вышестоящему руководителю он не обжаловал, сразу, в течение трех месяцев, обратился в суд.

Рассматривая ходатайство представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о пропуске вышеуказанных сроков, суд приходит к следующему.

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который вступил в силу с 01 августа 2018 года. Указанным Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ установлены сроки разрешения служебного спора. Таким образом, проверяя довод представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, суд руководствуется ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

В соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с частью 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 7 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора (часть 8 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Приказом Минюста России от 11.09.2019 № 200 утверждён Порядок рассмотрения служебного спора в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее Порядок рассмотрения служебного спора).

Согласно п.4 Порядка рассмотрения служебного спора служебный спор по рапорту сотрудника рассматривается непосредственным руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в УИС, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении (п.5 Порядка рассмотрения служебного спора).

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, директор, уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (п.7 Порядка рассмотрения служебного спора).

Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина, поступающего на службу в УИС либо ранее состоявшего на службе в УИС, директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником) на основании документов, представленных сотрудником или гражданином, поступающим на службу в УИС либо ранее состоявшим на службе в УИС, а также документов, находящихся в распоряжении учреждения или органа УИС.

По результатам рассмотрения служебного спора директор, уполномоченный руководитель или руководитель (начальник) назначает сотрудника, ответственного за подготовку проекта решения по итогам рассмотрения служебного спора.

Решение по итогам рассмотрения служебного спора утверждается директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником).

Копия решения по итогам рассмотрения служебного спора в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается сотрудником кадрового подразделения учреждения или органа УИС сотруднику или гражданину, поступающему на службу в УИС либо ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. (п.п. 8,11,12 Порядка рассмотрения служебного спора).

Из приведённых нормативных положений следует, что сотрудник уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; заявление сотрудника (бывшего сотрудника) подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Изложенное согласуется с позицией, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017.

При несогласии сотрудника с решением непосредственного руководителя (начальника) или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу, служебный спор рассматривается вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Вышестоящим руководителем заявление подлежит рассмотрению также в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину, ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

В связи с этим, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд, если от ответчика поступило заявление о пропуске такого срока истцом, являются: обращение сотрудника с рапортом к руководителю для разрешения служебного спора; принятие (непринятие) соответствующим начальником решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения; обращение сотрудника с рапортом к вышестоящему руководителю в случае несогласия с решением принятым непосредственным руководителем или неполучении от него ответа; принятие (непринятие) вышестоящим руководителем решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения и обращение в суд с соответствующим иском в случае несогласия с решением руководителя по служебному спору.

Истец воспользовался предоставленным ему правом разрешить служебный спор в порядке, установленном ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, подав 17.02.2022 соответствующий рапорт на имя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области (том 1 л.д.17-19).

Рапорт был рассмотрен начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области 18.02.2022 года, истцу было отказано в выплате денежной компенсации, указано, что действующим сотрудникам УИС с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни Приказом Минюста РФ от 05.08.2021 № 132, указанная выплата не предусмотрена.

В этот же день ответ был вручен истцу лично, что сторонами не оспаривается.

Как было указано судом выше, исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что служебный спор был рассмотрен по существу, соответственно, срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, был продлён, при этом факт пропуска истцом Пановым С.А. предусмотренного законом срока для разрешения служебного спора должностным лицом не установлен.

Согласно ч. 8 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора.

Как установлено судом, ответ на рапорт от 17 февраля 2022 года истец Панов С.А. получил 18 февраля 2022 года.

В суд истец обратился 20 апреля 2022 года, т.е. с пропуском срока, установленного ч. 8 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли возможность обратиться в суд за разрешением спора в течение установленного законом срока, истцом не представлено.

Довод истца Панова С.А. о том, что правоотношения по реализации права на компенсационную выплату, в рассматриваемом случае, не являются служебным спором, судом отклоняется, поскольку он противоречит ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ. Соответственно, к данным правоотношениям применимы сроки обжалования решения руководителя, установленные ст. 74 указанного Закона.

В данном случае для разрешения служебного спора истец обратился к непосредственному руководителю, который, в силу принципа служебного подчинения, являлся руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы. Рапорт истца был рассмотрен по существу, ему был дан ответ, который подлежал обжалованию в суд, в соответствии с п. 8 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, в течение 10 дней.

При таком положении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.05.2019 по 01.02.2022 в связи с пропуском истцом срока для защиты нарушенного права, учитывая, что отсутствие оснований к его восстановлению влечет отказ в удовлетворении иска.

Поскольку требование о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не подлежит удовлетворению, суд оставляет без удовлетворения производные требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, Панову Сергею Аркадьевичу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.

Председательствующий Е.В.Шустина

Мотивированное решение составлено 6 июня 2022 года