Дело № 2-1148/2022
УИД 65RS0001-01-2021-003653-55
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд
В составе:
председательствующего - судьи Умновой М.Ю.,
при секретаре – Толстиковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинский области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты на <данные изъяты>, возложении обязанности назначить и выплачивать ФИО меру социальной поддержки ежемесячную денежную выплату на <данные изъяты>, суд
у с т а н о в и л:
<адрес> городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО с данным иском, указав следующие обстоятельства.
В ходе проведения проверки по заявлению ФИО было установлено, что она имеет двоих детей, не работает, состоит на учете по <адрес> как получатель мер социальной поддержки <данные изъяты>.
02.06.2021 года ФИО обратилась с заявлением о продлении единовременной денежной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года №199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Однако в выплате отказано по причине того, что доходы семьи на одного члена семьи превышают доход, установленный законом. В семье трудоустроен только ее супруг. В соответствии с судебным решением супруг выплачивает алименты на содержание <данные изъяты> ребенка.
Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 26.02.2021 года №57 установлена величина прожиточного минимума в размере 15 906 руб.
При расчете дохода на одного члена семьи ответчик не исключил из общих доходов семьи алименты, выплачиваемые ее супругом по решению суда, после чего среднедушевой доход будет составлять 15 599,22 рублей.
В связи с чем, прокурор просит признать незаконным решение отделение по <адрес> ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от 14 июля 2021 года № об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты на <данные изъяты>.
Возложить обязанность на отделение по <адрес> ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" назначить и выплачивать ФИО меру социальной поддержки ежемесячную денежную выплату на <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор ФИО заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила суд его удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" ФИО, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на иск, указав, что при расчете среднедушевого дохода ими учитывалась, в том числе, сумма заработной платы супруга ФИО, а исключение алиментов из заработной платы при расчете среднедушевого дохода семьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 года №384 и Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 7 мая 2020 года №, не предусмотрено.
Истец ФИО в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Из материалов дела следует, что 02.06.2021 истец ФИО обратилась в отделение по <адрес> ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей: ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 81-83)
По указанному заявлению отделением по <адрес> ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" 14.07.2021 года принято решение №-з об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением указанной выплаты.(л.д. 43)
Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно (далее - ЕДВ) регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 года №384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - Постановление №); Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 7 мая 2020 года №209. (далее Порядок №209)
В соответствии с п. 2 Постановления №384 выплата ЕДВ осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 26.02.2021 года №57 установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения – 15 906 рублей
В соответствии с п. 19 Постановления №384, п. 2.1 Порядка №209 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Пунктом 21 Постановления №384, п.2.3 Порядка №209 определены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
Пунктом 25 Постановления №384, п. 2.7 Порядка №209 определены виды доходов, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
В соответствии с п. 22 Постановления №384, п. 2.4 Порядка №209 среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ЕДВ, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В соответствии с п. 26 Постановления №384, п. 2.8 Порядка №209 доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 Постановления №384, п. 2.10 Порядка №209 уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи. В этих целях уполномоченным органом запрашиваются необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (запрос сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами).
Пунктом 16 Постановления №384, п. 1.13 Порядка №209 определены основания для отказа в назначении ЕДВ, в том числе превышения размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленного на территории Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 июня 1998 года N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области", за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ЕДВ.
Согласно пункту 21 Постановления №384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе алименты (подпункт "г").
Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети. В постановлении Правительства Российской Федерации №384 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят и алименты. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Суд отклоняет доводы стороны ответчика, что из расчета среднедушевого дохода сумма алиментов не исключается, поскольку, исходя из положений постановления №384 и Постановления Правительства Сахалинской области от 7 мая 2020 года №209 следует, что суммы уплаченных алиментов подлежат включению в доход семьи их получающей с одновременным включением в состав членов семьи лица, на которое эти алименты выплачиваются, что соответственно влечет исключение данных сумм алиментов из дохода семьи, претендующей на получение социальной выплаты, при условии не включения такого лица в состав членов семьи. В противном случае учет алиментов в доход семьи, в состав которой не включено лицо, на содержание которого производится уплата алиментов, повлечет учет алиментов в качестве дохода в двойном размере (как в семье, производящей уплату алиментов, так и в семье, получающей алименты), что противоречит смыслу определения среднедушевого дохода членов семьи в целях предоставления социальных выплат и гарантий социальной защиты. Аналогичное положение закреплено и в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в соответствии с которым из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
Таким образом, из заработной платы мужа истца ФИО подлежит вычету сумма удержанных алиментов в размере 129 625,07 рублей.
Расчет, представленный прокурором стороной ответчика не опровергнут, принимается судом как арифметически правильный, поэтому среднедушевой доход семьи ФИО составляет 15 599,22 рубля, что меньше установленной величины прожиточного минимума.
При таких обстоятельствах, на основании указанный положений закона, с учетом положений ст. 196 ГПК РФ, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования <адрес> городского прокурора в интересах ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинский области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты на <данные изъяты>, возложении обязанности назначить и выплачивать ФИО меру социальной поддержки ежемесячную денежную выплату на <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение отделения по <адрес> ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от 14 июля 2021 года №-з об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты на <данные изъяты>.
Возложить обязанность на отделение по <адрес> Государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки <адрес>" назначить и выплачивать ФИО меру социальной поддержки ежемесячную денежную выплату на <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - М.Ю. Умнова
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий - М.Ю. Умнова