Дело № 2-1149/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Нерюнгри 11 июня 2014 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Чеплаковой Н.В.,
при секретаре Хитуевой Г.К.,
с участием прокурора Нерюнгринской городской прокуратуры - помощника прокурора Оденцова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Нерюнгринского городского прокурора в защиту интересов муниципального образования городское поселение «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Чульман» о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Нерюнгринский городской прокурор в защиту интересов муниципального образования городское поселение «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц обратился с исками к администрации городского поселения «Поселок Чульман»:
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по улице МТФ <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по переулку Сосновый <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по улице <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по <адрес>;
- о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу по <адрес>.
В соответствии с определением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ соединены в одно производство восемь указанных гражданских дел по искам Нерюнгринского городского прокурора в защиту интересов муниципального образования городское поселение «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Чульман» о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г.Нерюнгри в рамках проведенной проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения, а также организации транспортного обслуживания населения установлено, что на 94 дороги местного значения общей протяженностью 52790,59 пог.м., находящихся на территории городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района, не оформлено право собственности. Согласно действующему законодательству на администрацию городского поселения «Поселок Чульман» возложена обязанность по регистрации права на автомобильные дороги местного значения общего пользования и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. Несмотря на то, что фактически указанный объект находится в муниципальной собственности городского поселения «Поселок Чульман», до настоящего времени право собственности на него в соответствии с действующим законодательством не зарегистрировано.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.
На основании изложенного Нерюнгринский городской прокурор в защиту интересов муниципального образования городское поселение «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц просит обязать администрацию городского поселения «Поселок Чульман» произвести государственную регистрацию права собственности на вышеназванные автомобильные дороги.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Нерюнгринской городской прокуратуры Оденцов Н.И. исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержал в полном объеме.
Ответчик администрация городского поселения «Поселок Чульман» была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. К судебному заседанию от представителя ответчика Андрейчук Г.Д., действующей на основании доверенности, поступил отзыв относительно исковых требований, в котором отраженно ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Руководствуясь частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации городского поселения «Поселок Чульман».
Из представленного суду отзыва представителя ответчика администрации городского поселения «Поселок Чульман» Андрейчук Г.Д. на исковые требования следует, что ответчик не имеет возражений по заявленным требованиям, поскольку находит их обоснованными. Однако при принятии решения просит суд учесть, что в срок, установленный прокурором в исковом заявлении, администрация исполнить требования о регистрации права собственности на автомобильные дороги не имеет возможности, поскольку необходимо соблюсти процедуру регистрации объектов и оформления технической документации. В связи с изложенным просит суд при удовлетворении исковых требований установить срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, изучив доводы прокурора, изложенные в исковых заявлениях, исследовав доводы представителя ответчика, отраженные в отзыве, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Так, постановлением главы городского поселения «Поселок Чульман» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, который включает, в том числе автомобильные дороги по <адрес>
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Устава городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), принятого решением Чульманского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 этой же статьи Устава к вопросам местного значения относится также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Из информации, предоставленной прокурору г.Нерюнгри и.о. главы городского поселения «Поселок Чульман» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что юридическое оформление дорог, находящихся в границах поселения, в кратчайшие сроки не представляется возможным по причине ограниченных финансовых возможностей поселения, а также отсутствия правоустанавливающих документов на дороги о передаче их городскому поселению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В пункте 7 статьи 3 данного Федерального закона определено, что под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона государственная регистрация является доказательством возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами.
Таким образом, суд полагает, что бездействие администрации городского поселения «Поселок Чульман» нарушает права неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд считает, что администрацией городского поселения «Поселок Чульман» не была выполнена возложенная на нее обязанность по государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в виде автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь в суд с настоящими исками, прокурор г.Нерюнгри выступает в защиту интересов городского поселения «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц.
Требования Нерюнгринского городского прокурора основаны на законе.
С учетом изложенного суд находит исковые требования Нерюнгринского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию городского поселения «Поселок Чульман» обязанность произвести государственную регистрацию права собственности автомобильных дорог, расположенных по <адрес>
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время исполнить решение суда не представляется возможным ввиду отсутствия в местном бюджете требуемых средств, обоснованными. Однако срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, о котором указывает представитель ответчика в своем ходатайстве, не может быть признан разумным.
В данном случае суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нерюнгринского городского прокурора в защиту интересов муниципального образования городское поселение «Поселок Чульман» и интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Чульман» о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Поселок Чульман» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества в виде:
- автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 397,7 пог.м;
- автомобильной дороги по улице МТФ <адрес>, протяженностью 1393,67 пог.м;
- автомобильной дороги по переулку Сосновый <адрес>, протяженностью 200 пог.м;
- автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 750 пог.м;
- автомобильной дороги по улице <адрес>, протяженностью 801,37 пог.м;
- автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 800 пог.м;
- автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 200 пог.м;
- автомобильной дороги по <адрес>, протяженностью 675 пог.м.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через суд, вынесший решение.
Председательствующий: