ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1149/2014 от 30.06.2014 Ставропольского районного суда (Самарская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 июня 2014 года      г. Тольятти

 Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

 председательствующего судьи Шишкина А.Г.

 с участием:

 заявителя ФИО1, ее представителя ФИО2 в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ,

 представителя заинтересованного лица - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

 при секретаре Пашкевич А.С.

 рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело № 2-1149/14 по заявлению ФИО1 об обжаловании решения должностного лица органа местного самоуправления,

 УСТАНОВИЛ:

 Заявитель обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным заявлением. Просит: признать незаконными решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГг.; отменить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

 В судебном заседании заявитель и ее представитель заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить. При этом пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами гражданского дела №, находящегося в производстве Ставропольского районного суда Самарской области им стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по распределению социальной выплаты было принято решение отказать в предоставление социальной выплаты ФИО1. С решением не согласны, так как решение о предоставлении или отказе в предоставлении выплаты не входит в компетенцию администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, и данное решение принято с нарушением действующей процедуры.

 Представитель ответчика – Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что администрация муниципального района Ставропольский на законном основании отказала в предоставлении социальной выплаты ФИО1

 Суд, выслушав заявителя, ее представителя, администрации муниципального района Ставропольский, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 Заявитель свои требования оформила в виде заявления, которым обжалуется решение комиссии по распределению социальной выплаты администрации муниципального района Ставропольский. При рассмотрении данного гражданского дела должны применяться положения главы 25 ГПК РФ.

 В соответствии со ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 Согласно ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

 Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин (организация) вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Пунктом 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по её мнению, были нарушены права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 Судом установлено, что семья ФИО1, составом 4 человека включена в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ» по муниципальному району Ставропольский Самарской области.

 ФИО1 обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский за получением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям, специалистам - участникам в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

 Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ФИО1 о поступлении денежных средств из областного бюджета на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий и предложило заключить трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи.

 ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с тем, что ФИО1 не заключила трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты, предусматривающей обязательство работать в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы по трудовом договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, комиссией было принято решение отказать в предоставлении социальной выплаты ФИО1, вернуть денежные средства в счет социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей в областной бюджет.

 Постановлением правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 г.».

 Механизмом реализации программы определено, что механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.

 Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Государственные заказчики Программы осуществляют:

 отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;

 согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансового обеспечения;

 заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 контроль за ходом выполнения мероприятий Программы.

 В соответствии с законодательством Российской Федерации основанием для получения за счет средств федерального бюджета государственной поддержки на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села является бюджетная заявка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с государственными заказчиками Программы.

 Приложением № 16 к Программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

 Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858.

 Приложением № 1 к Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

 Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

 В целях реализации мероприятий программы на территории Самарской области в рамках полномочий, установленных Положением о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2008 N 100 на территории Самарской области были приняты следующие правовые акты, действовавшие на момент принятия оспариваемого решения :

 -Приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 10.09.2009 № 169-П «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в Самарской области»;

 -Приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 10.09.2009 № 170-П «Об утверждении порядка документального подтверждения гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами, наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты»;

 -Приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 10.09.2009 № 171-П «Об утверждении порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в Самарской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов».

 В целях реализации Программы на территории муниципального района Ставропольский Самарской области Администрацией муниципального района и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области заключено Соглашение № 66 от 25.06.2013 г. «О предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования муниципальный район Ставропольский Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности…».

 Муниципальная услуга реализуется в соответствии с Административным регламентом Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам….участникам ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.»».

 Так, Типовым положением определено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).

 Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

 Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

 Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Орган исполнительной власти обязан уведомить получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств.

 Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.

 Орган исполнительной власти в срок, указанный в соглашении о порядке обслуживания социальных выплат, перечисляет указанные в пункте 10 настоящего Типового положения средства на банковские счета получателей социальных выплат.

 Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

 а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

 б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты;

 в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленному в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

 г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты;

 д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.

 Указанные в пункте 20 настоящего Типового положения договоры до представления их в кредитную организацию проходят проверку в органе исполнительной власти на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.

 После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 20 настоящего Типового положения, кредитная организация направляет в орган исполнительной власти, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

 Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.

 Органы местного самоуправления вправе выполнять следующие функции по реализации мероприятий, связанных с предоставлением социальных выплат, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти:

 а) вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти;

 б) разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат;

 в) заключение с кредитными организациями соглашений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Типового положения, и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанном соглашении, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;

 г) проверка указанных в пункте 20 настоящего Типового положения договоров до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;

 д) ведение реестров выданных свидетельств по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Типовому положению.

 Указанный перечень действий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

 Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования муниципальный район Ставропольский Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности…» определено, что орган местного самоуправления обязуется в том числе проверять правильность оформления документов, указанных в п. 12 и 28 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением № 1 к Правилам, и достоверность содержащихся в них сведений, формировать списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях к Программе и направлять их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в Орган исполнительной власти. Орган исполнительной власти обязуется обеспечить утверждение сводного списка участников мероприятий, оформление и выдачу свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобрететение) жилья в сельской местности.

 Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 10.09.2009 № 169-П «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в Самарской области», в редакции действовавшей на момент издания оспариваемого решения определено, что право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья в сельской местности в Самарской области удостоверяется именным документом - Свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренному приложением N 16 к Программе.

 Свидетельства оформляются на обычной бумаге, подписываются заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, должностным регламентом которого предусматривается решение вопросов социального развития села, и заверяются гербовой печатью министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство).

 Вручение Свидетельств получателям социальной выплаты или уполномоченным ими в установленном законодательством порядке лицам производится министерством или органом местного самоуправления в случае, если это предусмотрено соглашением, заключенным в соответствии с пунктом 25 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением N 16 к Программе (далее - соглашение). Вручение Свидетельств оформляется протоколом вручения Свидетельств по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. В случае если вручение Свидетельств осуществляется органом местного самоуправления, копия протокола вручения Свидетельств передается в министерство.

 Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что орган местного самоуправления осуществляет вручение получателям социальных выплат Свидетельств, оформленных в установленном порядке Органом исполнительной власти.

 Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, что закреплено в Типовом положении.

 Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено представителем органа местного самоуправления заявителю свидетельство надлежащим образом уполномоченным органом было оформлено, но органом местного самоуправления не выдано.

 Вместе с тем, вышеназванными правовыми актами, регулирующими правоотношения органов государственной власти, местного самоуправления и участников программы орган местного самоуправления правом на отказ в социальной выплате не наделен.

 Содержание принятого решения не соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 В силу п.25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Суд читает, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы ФИО1 в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

 Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

 При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

 либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

 Необходимой мерой для восстановления нарушенного права заявителя суд считает отмену оспариваемого решения.

 В силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд. Сроки обращения в суд не пропущены.

 Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконным решение комиссии по распределению социальной выплаты муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

 Отменить решение комиссии по распределению социальной выплаты муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский районный суд Самарской области.

 Судья                                      А.Г. Шишкин