ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1149/21 от 08.12.2021 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

дело № 2-1149/21РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 08 декабря 2021 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Герасименко В.С., при секретаре Мисюра Е.С., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городское поселение «Селенгинское» к Правительству Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Администрации муниципального образования «Кабанский район» об оформлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования городское поселение «Селенгинское» (далее МО ГП «Селенгинское») обратилась в суд к ответчикам Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Администрации муниципального образования «Кабанский район» с исковым заявлением об обязании в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером , используемый под объект временного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в местности «Клюквенная падь» в границах муниципального образования городское поседение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия, мотивируя требования тем, что на территории МО расположен земельный участок, используемый для временного размещения твердых коммунальных отходов Кабанского и Прибайкальского районов, согласно действующей территориальной схеме обращения с отходами. На указанный земельный участок, несмотря на то, что он расположен на территории МО ГП «Селенгинское», государственная собственность не разграничена, то есть данный земельный участок не является муниципальной собственностью, и используется для исполнения полномочий Республики Бурятия в области обращения с отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к полномочиям муниципального района, согласно п.14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пунктом 15 статьи 4 Закон Республики Бурятия от 09.03.2010г. № 1254- IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов является полномочием Правительства Республики Бурятия, реализуемом в лице уполномоченного органа исполнительной власти - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия. Ответчиками меры для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером: , используемого под размещение объекта временного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на в местности «Клюквенная Падь», не приняты, что приводит к невозможности реализации возложенных полномочий, не позволяет должным образом контролировать исполнение региональным оператором своих функций на территории территориальной зоны обращения с отходами, обеспечивать обустройство и содержание объекта размещения ТКО, что ставит под угрозу здоровье людей, проживающих вблизи данного объекта и нарушает права истца, поскольку на последнего фактически возложена обязанность по содержанию земельного участка. 24.11.2020 г. истцом указанный земельный участок, используемый под размещение объекта временного размещения твердых коммунальных отходов, предоставлен в пользование ООО «БХК - Восток» на основании договора аренды, как лицу, осуществляющему функции по транспортированию ТКО с мест накопления (контейнерных площадок) до объекта размещения по соглашению с региональным оператором ООО «ЭкоАльянс», 16.04.2021 г. подписано Соглашение о расторжении договора аренды. Частью 3 правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156, следует, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Ввиду того, что объект временного размещения ТКО региональному оператору и/или оператору, осуществляющему транспортирование ТКО не предоставлено на каком -либо правовом основании, последние не несут расходы по расчистке и дальнейшему обращению с отходами. На территории свалки регулярно происходят возгорания, что создает негативную экологическую обстановку, создает невыносимые условия для жителей п. Селенгинск. При этом региональный оператор ООО «ЭкоАльянс» за оформлением прав на используемый для размещения ТКО земельный участок, не обращался, Министерством природных ресурсов, несмотря на наличие решений протокольных совещаний, меры для разрешения указанного вопроса не принимаются, оставляя его на разрешение органов местного самоуправления, тем самым самоустраняясь от исполнения. Согласно ст.4 Закона РБ от 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» и ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия Республики Бурятия в области обращения с отодами, в том числе организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Статьей 8.1 предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законами субъекта РФ в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Считая, что указанная свалка является объектом районного и регионального значения, просит требования удовлетворить.

Определением суда от 13 октября 2021г. к участию в деле привлечено в качестве соответчика Правительство Республики Бурятия.

06 декабря 2021 г. истец уточнил исковые требования, просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии РБ, а также Администрацию МО «Кабанский район» в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда оформить на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером , используемый под объект временного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в местности «Клюквенная падь» в границах муниципального образования городское поседение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель истца Администрации МО ГП «Селенгинское» - его глава ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом их уточнения.

В судебном заседании представитель истца Администрации МО ГП «Селенгинское» по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении доводам, с учетом их уточнения.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв. Дополнительно пояснила, что действующее законодательство и предоставленные Правительству Республики Бурятия в соответствии с ним полномочия не содержат оснований для возложения на Правительство РБ обязанности по принятию мер для оформления прав на земельный участок. Истец, ссылаясь на положения закона об отходах производства и потребления просит возложить обязанность по оформлению прав собственности, однако в рамках данного закона к полномочиям субъектов РФ относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. При этом Правительство РБ делегировало свои полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами Министерству природных ресурсов и экологии РБ, которое является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, а также является распорядителем бюджетных средств в данной сфере. Кроме того, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжение ими, предоставление указанных земельных участков осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении участков, расположенных на территории такого городского поселения. Истцом не указаны нормы права для возложения обязанности по оформлению прав на земельный участок на Правительство РБ.

Представитель ответчика Министерство природных ресурсов и экологии РБ по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дне и времени рассмотрения дела, ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку ссылка на положения законодательства, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами является не состоятельной, поскольку исходя из требований речь идет о переходе права на земельный участок, а данные отношения регулируются нормами земельного законодательства, а не нормами законодательства об охране окружающей среды. Законодательство об отходах производства и потребления не исключает возможность нахождения у муниципальных образований на каком-либо праве объектов, предназначенных для осуществления деятельности по обращению с отходами. Основания для перехода прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления, являются исчерпывающими и закреплены в Земельном кодексе РФ, при этом принудительная передача таких земельных участков на основании судебного акта законодательством не предусмотрена. Минприроды РБ не является уполномоченным органом в области имущественных отношений, не осуществляет полномочий по оформлению прав на земельные участки.

Представитель ответчика Администрации МО «Кабанский район» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации МО «Кабанский район», поскольку основания для оформления прав отсутствуют.

Представитель третьего лица ООО «ЭкоАльянс» по доверенности ФИО6, будучи надлежаще извещенной о дне и времени судебного заседания, не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен объект размещения отходов, не разграничена, то собственником земельного участка является администрации МО ГП «Селенгинское», которая и обязана проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Представитель третьего лица ООО «ЭкоАльянс» по доверенности ФИО7, будучи надлежаще извещенной о дне и времени судебного заседания, не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно публичной кадастровой карте Росреестра часть границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером совпадает с границами земельного участка с кадастровым номером .

Из выписки ЕГРН усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования- под свалку бытовых и промышленных отходов, образован участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2011г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» орган Администрация МО ГП «Селенгинское» Кабанского района РБ уполномочен на распоряжение таким земельным участком, ограничение прав- аренда ООО «БХК-Восток» сроком с 03.12.2020г. по 13.12.2022г.

В рамках статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия, закреплённые за Правительством Республики Бурятия ст. 4 Закона РБ от 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» реализуется последним путем принятия мер регулирующего, распорядительного характера, предусмотренных действующим законодательством, т.е. путем осуществления соответствующего нормативного правового регулирования, заключения соглашения с региональным оператором, определяемым на основании конкурсного отбора.

Согласно п.п. «ф»п.1ст.22 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995г. №140-I «О Правительстве Республике Бурятия» Правительство РБ координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ.

Правительство Республики Бурятия делегировало свои полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами Министерству природных ресурсов и экологии РБ, которое на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РБ, утв. Постановлением Правительства РБ от 09.03.2007г. №65, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, а также является распорядителем бюджетных средств в этой сфере.

Из части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, которая в настоящее время утверждена приказом Минприроды РБ от 29.04.2020г. №159-ПР и реализуется региональным оператором ООО «ЭкоАльянс».

Согласно Соглашению, подписанному между Республикой Бурятия и в лице Министерства природных ресурсов и экологии РБ и ООО «ЭкоАльянс» 14 мая 2018 года региональный оператор обязан осуществлять сбор и транспортирование ТКО на объекты хранения, переработки или утилизации в соответствии с территориальной схемой, где в качестве объекта временного размещения отходов указан земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с п. 9.8 Таблицы, утвержденной территориальной схемы, для всей территории муниципального образования «Кабанский район» местом размещения отходов определен земельный участок с кадастровым номером (в настоящее время преобразован путем разделения на три самостоятельных объекта, свалка фактически сформирована на участке с кадастровым номером ), расположенный в местности «Клюквенная Падь» в границах муниципального образования городское поселение «Селенгинское», со сроком размещения до 2023 года.

Из абзаца 2 пункта 4 правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 следует, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 3.4. правил осуществление деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства РБ от 09.12.2016г. №570 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено Территориальной схемой.

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

В силу положений статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 земельного кодекса РФ.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий)…

Из правового анализа приведенной нормы следует, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ (указано выше).

Как усматривается из материалов дела, истец просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии РБ оформить на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером , используемый под объект временного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в местности «Клюквенная падь» в границах муниципального образования городское поседение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия, ссылаясь на то, что Минприроды РБ является исполнительным органом государственной власти РБ, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, а также Администрацию МО «Кабанский район» как орган местного самоуправления, которое вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Однако, оценивая доводы сторон, руководствуясь нормами действующего законодательства, судом законных оснований для удовлетворения требований истца не установлено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что предоставление земельных участков (в т.ч. по договору аренды), государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, т.е. администрация МО ГП «Селенгинское» не лишена возможности заключить договор с лицом, осуществляющим функции по транспортированию ТКО с мест накоплений до объекта размещения по соглашению с региональным оператором ООО «ЭкоАльянс».

При таких обстоятельствах, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчиков в отношении спорного земельного участка, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации муниципального образования городское поселение «Селенгинское» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.С. Герасименко