ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-114/19 от 24.01.2019 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-114/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Тайлаковой Ю.А.,

при секретаре Слаута А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав по потребителей «Сутяжник» в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее ООО «УК «Север») о защите прав потребителей, с учетом уточнения исковых требований просила признать бездействие ответчика ООО «УК «Север» в части не снижения размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность с *** по *** как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде незаконным; обязать ответчика ООО «УК Север»устранить допущенные нарушения прав потребителей, применитьметодику уменьшения оплаты за потребленный ресурс горячее водоснабжение как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенногоза расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде,тождественной изложенной в Письме Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.12.2014 , в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества; обязать ответчикаООО «УК Север» производить уменьшение оплаты за горячее водоснабжение не надлежащегокачества с использованием суммарного начисления денежных средств за ресурси потребления горячего водоснабжения потребителями за расчетный период месяц,без предоставления потребителями посуточных и почасовых показаний квартирных приборов учета.

В обоснование уточненный исковых требований указано, что ответчик ООО «УК «Север» является компанией обслуживающей жилой фонд в .... В силу закона на ответчика возложена обязанность по поставке горячей воды надлежащего качества жителям домов находящихся в управлении ООО «УК «Север». В ***председатель совета дома №*** по ... обратился с заявлением об уменьшении оплаты за потребленную горячую воду за период с ***по момент обращения. ***в адрес председателя совета дома № *** по ... был направлен ответ, в котором ему было предложено представить почасовые показания индивидуальным приборов учета установленных в квартирах жилого дома №*** по ....

Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды должна быть не меньше 60 градусов и не выше 75 градусов, независимо от применяемой системы теплоснабжения.

Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Порядок перерасчета платы в связи с некачественным оказанием потребителю коммунальной услуги определен п. 101 названных Правил, согласно которому при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждый 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 % размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, порядок расчета изменения платы за горячее водоснабжение, изменение размера платы за горячее водоснабжение при снижении температуры горячей воды свыше допустимых отклонений при отсутствии приборов учета горячей воды (Изменение размера платы за горячее водоснабжение при снижении температуры горячей воды свыше допустимых отклонений при наличии приборов учета горячей воды идентичен) в жилом помещении приведен письме Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.12.2014года , который состоит из следующих этапов:

1. Расчет размера ежемесячной платы за горячее водоснабжение (без снижения):

...

2. Расчет продолжительности отклонения температуры горячей воды от допустимой:

...

3. Расчет доли снижения размера ежемесячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды от допустимой температуры:

...

4. Расчет размера снижения ежемесячной платы за горячее водоснабжение:

...

5. Размер месячной платы за горячее водоснабжение с учетом снижения из-за отклонения температуры горячей воды от допустимых значений:

...

Полагает, что ответчик при снижении оплаты должен использовать Порядок расчета, приведенный в Письме Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.12.2014 , в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в Примере N 2 с учетом изменений имеющихся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Ответчик ООО «УК «Север» в период с *** по *** не производил уменьшения оплаты за горячее водоснабжение жителям жилого фонда обслуживаемых управляющей компанией, мотивируя это тем, что жители не подают почасовых показаний.

Полагает, что ответчиком должна применяться методика уменьшения как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Представитель АКОО «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «УК «Север» ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, настаивал на рассмотрении дела по существу.

Представитель третьего лица АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс» ФИО2 в судебном заседании, оставила вопрос по заявленным требованиям на усмотрение суда.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании полагала, что требования подлежат удовлетворению.

Третьи лица – Барнаульский филиал ООО «Сибирская теплосбытовая компания», ФИО4, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В данном случае суд не принимает признание иска ответчиком, так как это противоречит закону.

Как следует из ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом № *** по ... осуществляет ответчик – ООО «УК «Север», что не оспаривалось сторонами.

*** председатель совета многоквартирного дома № *** по ... ФИО4 обратился с претензией об уменьшении оплаты за некачественное горячее водоснабжение в по методике, изложенной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 04.12.2014 .

Как следует из ответа директора ООО «УК «Север» от *** , управляющая компания не имеет возможности производить уменьшение оплаты, поскольку не предоставлены почасовые показания индивидуальных приборов учета для производства перерасчета, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.12.2014 не является официальным документом и носит частный характер.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам с пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.

В соответствии с п.п. в, д, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

При этом одним из требований к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению является обеспечение соответствия температуры горячей воды точке водоразбора требованиям законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Как следует из положений п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170, под точками водоразбора понимаются краны, смесители.

В подпункте «а» пункта 33 Правил указано, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Пунктом 98 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 101Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии сприложением N 2к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренныхприложением N 1к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии сприложением N 2к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Пунктом 5 приложения № 1 к Правилам № 354 содержит положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 % размера платы, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.

Как следует из п. 150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Таким образом, действующим законодательством определен порядок уменьшения платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества. В данном случае письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.12.2014 не является нормативным документом, и возложить обязанность на управляющую компанию по применению методике, указанной в данном письме, у суда не имеется оснований.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения прав потребителей.

Кроме того, истец в настоящем иске обжалует бездействия коммерческой организации, не наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Такого способа защиты нарушенного права законом не предусмотрено (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Требования о признании незаконным бездействия управляющей компании ответчика ООО «УК «Север» в части не снижения размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность являются основанием иска, но не способом защиты нарушенного права.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу указанной нормы право предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов возложено на истца.

Учитывая, что предъявление настоящего искового заявления не повлечет восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов потребителей, требования заявлены на будущее время и о предполагаемых нарушениях прав потребителей, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав по потребителей «Сутяжник» в интересах неопределенного круга лиц отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

Председательствующий Ю.А. Тайлакова