Дело № 2-114/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Порхов
Порховский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пинаки Т.В.,
при секретаре Степанове С.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/2020 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Экопром» в лице регионального оператора филиала Общества с ограниченной ответственностью «Экопром» о понуждении заключения договора в редакции истца при отклонении отдельных пунктов протокола разногласий, об обязании установки контейнера, обязании оформления договора и производстве перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Экопром» в лице регионального оператора филиала Общества с ограниченной ответственностью «Экопром» о понуждении заключения договора в редакции истца при отклонении отдельных пунктов протокола разногласий, об обязании установки контейнера, обязании оформления договора и производстве перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявления указано, что истец, как потребитель услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), не имеет действующего договора с региональным оператором - ООО «Экопром», на оказание услуг по обращению с ТКО. В районе расположения земельных участков истца, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, жилые <адрес>, №; земельные участки №№, №, отсутствует место накопления (площадка) ТКО (муниципальная площадка), в связи с чем истцом была подана заявка в Администрацию Порховского района о согласовании создания места накопления ТКО на территории сельских поселений муниципального образования «Порховский район». Постановлением Администрации Порховского района № от ДД.ММ.ГГГГ согласовано и определено место (площадка) накопления ТКО, Решением № от ДД.ММ.ГГГГ согласовано создание места (площадки) накопления ТКО на территории сельского поселения «Полонская волость» муниципального образования «Порховский район». После строительства места накопления ТКО на основании заявки истца сведения о месте накопления ТКО на территории сельского поселения включены в реестр мест накопления ТКО за №. После чего ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана заявка региональному оператору по обращению с ТКО на территории Псковской области - ООО «Экопром», на заключение договора, а также претензия относительно выставляемых счетов, так как услуга оператором по вывозу ТКО с земельных участков истца не осуществляется, в том числе и в связи с отсутствием зарегистрированного на тот момент места накопления ТКО.
ДД.ММ.ГГГГ истцом от регионального оператора получен проект договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с ТКО, с извещением об оказании истцу данной услуги с февраля 2019 года.
С проектом договора истец не согласился и ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением о внесении изменений в указанный проект договора. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен новый проект договора с частично внесенными изменениями. При этом не были внесены сведения в Приложение № к договору - о принадлежности контейнера и указания места накопления ТКО. Так в Приложении указана принадлежность контейнера «собственность потребителя», с чем истец не согласен, та как контейнер им не приобретается и ему не принадлежит, в связи с чем в договоре следует указать «собственность регионального оператора». Место накопления ТКО указано «контейнерная площадка», однако следует указать точный адрес площадки и ее номер, исходя из реестра мест накопления ТКО. Договор составлен на нескольких страницах, не прошит и подписан только в конце договора. Истец считает, что договор с региональным оператором на обращение с ТКО отсутствует, поэтому выставление счетов на оказанную услугу недопустимо.
В связи с отсутствием договора с региональным оператором истец пользуется возможностью заключенного ранее договора на размещение бытовых отходов с ООО «Экор.Ос» от ДД.ММ.ГГГГ, и самостоятельно на протяжении последних лет осуществляет вывоз ТКО, образующихся в ходе его жизнедеятельности, на Порховский полигон ТКО. Заявления регионального оператора об оказании услуги по обращению с ТКО ничем не подтверждаются, существующие в д. Логовино муниципальные контейнерные площадки не имеют отношения к земельным участкам истца, расположены на расстоянии более 300 м. и относятся исключительно к многоквартирным домам. Построенная истцом и зарегистрированная контейнерная площадка региональным оператором не оборудована контейнером, вследствие чего ее эксплуатация невозможна, соответственно невозможно исполнение договора по обращению с ТКО.
Истец просит суд принять в Приложении № к договору с ООО «Экопром» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами раздел «принадлежность контейнера» - графа 6 информации по предмету договора, в редакции истца, а именно - «собственность регионального оператора». Обязать ООО «Экопром» установить контейнер объемом 0,24 м.3 на контейнерную площадку № реестра мест накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования «Порховский район» по адресу: Порховский район, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, <адрес>. Принять в Приложении № к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами раздел «место накопления твердых коммунальных отходов» - графа 7 информации по предмету договора, в редакции истца, а именно - «контейнерная площадка № <адрес>, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, <адрес>». Обязать ответчика предоставить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде, исключающем возможность подмены листов в договоре, а именно - скрепить листы договора с проставлением удостоверяющей печати и подписями сторон на прошивочном (скрепляющем) листе бумаги, расположенном на оборотной стороне последней страницы договора. Произвести перерасчет платы за обращение с ТКО ООО «Экопром» по лицевым счетам № <...> <адрес>, <адрес>, и № д. <адрес>, улица ФИО2<адрес>, <адрес>, на ноль в связи с неоказанием услуги. Взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, аналогичные указанным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «Экопром». В ходе судебного разбирательства исковые требования не признала в полном объеме. При этом пояснила, что договор с истцом заключен по типовой форме, мусор с контейнерных площадок, расположенных в д. <адрес>, ответчиком вывозится, в том числе мешковым сбором, услуги по вывозу мусора истцу оказываются. 1% валовой выручки на установку контейнеров включен в расходы регионального оператора, на период 2020-2022 годы, однако финансовых средств на эти цели не имеется.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что работает в должности заместителя главы Администрации сельского поселения «Полонская волость» Порховского района Псковской области. ООО «Экопром» не реже одного раза в неделю вывозит мусор из д. <адрес> Порховского района, из контейнеров, а также мешковым сбором. По заявке Администрации сельского поселения Региональным оператором выданы мешки для мусора, которые выдаются гражданам при оплате услуги по вывозу ТКО. Покупка Администрацией сельского поселения контейнера будет являться нецелевым использованием денежных средств.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п. 1, п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 1 ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (п.2).
В соответствии с положениями ст. 24.7 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п. 1). Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации (п. 3). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5).
Таким образом, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Положениями п. 5 ст. 30, ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, и за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями ст. 13.4 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, которые применяются к отношениям, возникающим, в том числе между собственниками жилых домов и региональными операторами, в части не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 8(1) вышеуказанных Правил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключает Региональный оператор.
Пунктом 8(3) Правил предусмотрено, что в случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. 8(10) Правил).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (п. 8(11) Правил).
Пунктом 8(14) Правил установлено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Согласно п. 8(15) Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил).
Пунктом 9 вышеуказанных Правил установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 10 Правил складирование твердых коммунальных отходов потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов может осуществляться, в том числе, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 13(1) Правил установлена обязанность регионального оператора ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направлять в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Пунктом 90 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») установлено, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2019 N 11696-АО/06 по вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО, организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования). Учитывая требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что истец является владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, <адрес>, №, №, и жилых домов №, 38.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Порховского района Псковской области с заявкой о согласовании с Администрацией Порховского района создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений муниципального образования «Порховский район» (т. 1 л.д. 34).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным председателем комиссии заместителем Главы Администрации Порховского района Псковской области по промышленности, строительству и ЖКХ ФИО8, комиссией в соответствии с постановлением Администрации Порховского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О согласовании и определении мест (площадок) накопления ТКО на территории сельских и городского поселений муниципального образования «Порховский район», на основании заявки истца произведено обследование дворовой территории по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, <адрес> (л.д. 36-37).
Комиссией установлено, что планируемое место (площадка) накопления ТКО размещена на территории частного домовладения, площадью 3 кв.м., с географическими координатами <данные изъяты>. Источниками образования ТКО предполагаются частные домовладения по улице ФИО2<адрес>, <адрес>, <адрес>. Площадка будет иметь ограждение, представленное стеной хозяйственной постройки, покрытие под контейнер - углубленный в грунт металлический лист. Предполагается установка одного контейнера.
По результатам обследования комиссией согласовано создание места (площадки) накопления ТКО по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, <адрес>, согласно прилагаемой схемы. Владелец места (площадки) накопления ТКО наделяется правом оборудовать место (площадку) накопления ТКО в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и обязанностью следовать представленной и согласованной схеме территориального размещения и технической документации, содержать и эксплуатировать место (площадку) накопления ТКО и территорию обслуживания в соответствии с Правилами обращения с отходами на территории муниципального образования «Порховский район», соблюдать требования иных правовых актов Администрации Порховского района на протяжении всего срока действия настоящего разрешения, а также ликвидировать место (площадку) накопления ТКО после аннулирования настоящего разрешения.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38) установлено, что место (площадка) нахождения накопления ТКО по вышеуказанному адресу соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-28-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.4.110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (т. 1 л.д. 38).
Таким образом, контейнерная площадка обустроена истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Информация о данном месте (площадке) накопления ТКО Администрацией Порховского района включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 5 л.д. 243).
С ДД.ММ.ГГГГ на территории Псковской области деятельность по обращению с ТКО осуществляет региональный оператор ООО «Экопром».
ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана заявка региональному оператору ООО «Экопром» на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональным оператором направлен истцу проект договора от ДД.ММ.ГГГГ, от подписания которого истец оказался, направив ответчику мотивированный отказ от ДД.ММ.ГГГГ с предложением о внесении в договор ряда изменений, в том числе относительно установки контейнера, находящегося в собственности ответчика, на обустроенную истцом вышеуказанную контейнерную площадку накопления ТКО.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу повторно направлен проект договора с частично урегулированными сторонами разногласиями по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением требований истца об установке контейнера, находящегося в собственности ответчика, на обустроенную истцом контейнерную площадку.
Действующим законодательством не предусмотрена исключительная и безусловная обязанность собственника жилого дома по несению расходов на приобретение контейнера для накопления ТКО.
Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ№-тко для ООО «Экопром» утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Псковской области на 2020-2022 годы. В судебном заседании установлено, что в период с 2020 года расходы ответчика на приобретение контейнеров включены в стоимость на оказание потребителям услуг по обращению с ТКО, в том числе в отношении истца. В валовую выручку регионального оператора включены, в том числе, расходы на приобретение контейнеров и их содержание в размере 1%.
Учитывая изложенное, обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требование истца об установке контейнера - неотъемлемой части контейнерной площадки, на обустроенную им контейнерную площадку № накопления ТКО, по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, <адрес>, сведения о которой внесены в соответствующий реестр, за счет средств регионального оператора, обоснованно и подлежит удовлетворению.
В приложении № к указанному договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемому сторонами, раздел I «Объем и место накопления твердых коммунальных отходов», наряду с иными необходимыми сведениями, в графе 6 «принадлежность контейнера» указано - собственность потребителя, в графе 7 «место накопления твердых коммунальных отходов» - контейнерная площадка. Указан также объем устанавливаемого контейнера - 0,24 куб.м.
Учитывая изложенное, обязанность ответчика осуществить установку принадлежащего ему контейнера, требование о внесении соответствующих сведений в указанное приложение № к договору является обоснованным и подлежащим удовлетворению. В графе 6 приложения - Принадлежность контейнера следует указать: «Собственность регионального оператора»; в графе 7 - Место накопления твердых коммунальных отходов: «Контейнерная площадка № 1 Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, <адрес>».
Поскольку объем заключаемого сторонами договора превышает один лист, в целях устранения сомнений в подлинности и нарушения целостности договора, суд считает обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению требование истца об обязании ответчика от имени регионального оператора ООО «Экопром» заключаемый договор прошить, скрепить подписью должностного лица и печатью юридического лица. Требование об обязании истца подписать договор удовлетворению не подлежит, поскольку исковые требования предъявлены к ответчику.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат как необоснованные, по следующим основаниям.
В обоснование требования о производстве перерасчета платы за обращение с ТКО истец указал, что данная услуга ему ответчиком не оказана. В подтверждение
данных доводов им представлены договоры на размещение ТКО, заключенные с ООО «Экор.Ос» от ДД.ММ.ГГГГ № Р04/194, от ДД.ММ.ГГГГ № № (т. 5 л.д. 170, 171) по которым заказчик ФИО1, как собственник ТКО, поручил, а ООО «Экор.Ос», как исполнитель, принял на себя обязательство по приему, размещению ТКО IV-V класса опасности, с территории заказчика, самостоятельно доставленных им на полигон, на условиях договора; акты сдачи-приемки твердых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 33; т. 5 л.д. 170, 171, 205).
Вместе с тем, указанные договоры и акты не являются достаточными, объективными и бесспорными доказательствами неоказания ответчиком истцу услуг по обращению с ТКО, в том числе путем использования контейнеров на иных контейнерных площадках, находящихся в д. <адрес> Порховского района Псковской области. В указанных актах содержатся сведения о принятии от истца твердых отходов, а не твердых коммунальных отходов, в том числе только дважды в 2019 году и дважды в 2020 году. Из представленных ответчиком копий маршрутных журналов за 2019-2020 годы усматривается, что вывоз ТКО с мест накопления ТКО, расположенных в д. Логовино, региональным оператором осуществляется ежемесячно регулярно и неоднократно, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, не доверять которым у суда нет оснований, указавшего, что вывоз мусора из д. <адрес> Порховского района осуществляется региональным оператором не реже одного раза в неделю, в том числе из контейнеров и мешковым сбором.
В соответствии с вышеуказанными Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются собственниками ТКО с региональным оператором. Правилами также установлено, что если сторонами разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вопреки доводам истца, условиями действующего в настоящее время типового договора предусмотрен способ складирования ТКО - в контейнеры, без указания какого-либо определенного места расположения контейнерной площадки. Несмотря на отсутствие контейнера на площадке по адресу истца, какого-либо запрета со стороны ответчика и иных лиц на осуществление складирования истцом ТКО на иных площадках накопления ТКО, расположенных в д. Логовино, а также мешковым сбором, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для производства перерасчета платы за обращение с ТКО по указанным истцом лицевым счетам, не имеется. Поскольку сторонами разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, до дня заключения договора услуги по обращению с ТКО региональным оператором оказываются истцу в соответствии с типовым договором.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Экопром» в лице регионального оператора филиала Общества с ограниченной ответственностью «Экопром» о понуждении заключения договора в редакции истца при отклонении отдельных пунктов протокола разногласий, об обязании установки контейнера, обязании оформления договора и производстве перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить частично.
Графы 6 и 7 Приложения № раздела I «Объем и место накопления твердых коммунальных отходов» к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемому между ФИО1 и Обществом с ограниченной ответственностью «Экопром», изложить в следующей редакции: графа 6 Принадлежность контейнера: «Собственность регионального оператора»; графа 7 Место накопления твердых коммунальных отходов: «Контейнерная площадка № 1 Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, <адрес>».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экопром»:
- установить контейнер объемом 0,24 м.3 на контейнерную площадку № реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских и городских поселений муниципального образования «Порховский район» Псковской области по адресу: Псковская область, Порховский район, д. <адрес>, ул. ФИО2<адрес>, <адрес>;
- договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый между ФИО1 и Обществом с ограниченной ответственностью «Экопром», от имени регионального оператора Общества с ограниченной ответственностью «Экопром», прошить, скрепить подписью должностного лица и печатью юридического лица.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Экопром» в пользу ФИО1 600 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении исковых требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Порховский районный суд.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2020 года.
Председательствующий судья подпись Т.В. Пинаки
Копия верна.
Судья Порховского районного суда
Псковской области Т.В. Пинаки
Решение в законную силу не вступило.