Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2014 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Батомункуевой Д.А., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Алсагаевой Е.К., ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к ПБОЮЛ ФИО1об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПБОЮЛ ФИО1 с требованием обязать ответчика обеспечить проведение оценки уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 5.7. (раздел II Автомобильный транспорт) Требований по обеспечению транспортной безопасности); разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (п. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности», п. 5.8. (раздел II Автомобильный транспорт) Требований по обеспечению транспортной безопасности).
Исковые требования были уточнены. Истец просил суд обязать ответчика обратиться в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в после включения в реестр категорированных объектов.
Помощник прокурора Алсагаева Е.К. в судебном заседании поддержала исковые требования. Суду пояснила, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию транспортных услуг с нарушениями действующего законодательства в области транспортной безопасности. Просила удовлетворить иск, установив срок до 01 июня 2014 г.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 иск не признали. Пояснили суду, что обязанность по категорированию на ответчика действующим законодательством не возложена, нормативного документа, разъясняющего порядок обращения в компетентный орган, не издано. Соответственно считают, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка планов обеспечения транспортной безопасности в настоящее время преждевременно, поскольку в реестр категорированных объектов транспортное средств, принадлежащее ИП ФИО1, не включено. Просили оставить иск без удовлетворения.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 полагает, что иск заявлен необоснованно. Пояснила суду, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, процедура не носит заявительный характер.
Представитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще. Неявка последнего не препятствует рассмотрению спора по существу.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 4).
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).
Понятие категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для целей Федерального закона N 16-ФЗ определено в п. 2 ст. 1, это - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; понятие оценки уязвимости - в п. 6 его ст. 1, это- определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Конкретные Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта", предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 209 от 05 августа 2011 года.
Пунктом 5 названных Требований предусмотрен перечень обязанностей, которые должен исполнять субъект транспортной инфраструктуры в рамках обеспечения транспортной безопасности. При этом обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению проведения категорирования транспортных средств в форме обращения в уполномоченный орган - Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, не предусмотрена.
Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона, категорированные объекты включаются в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанный Порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта РФ, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в том числе о собственнике, а также ином субъекте транспортной инфраструктуры (п. 4 реестра).
В соответствии с п. 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно п. 11 Реестра, основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа
Исходя из системного анализа положений вышеуказанных правовых актов следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов, не предусмотрена.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор просит понудить ответчика к совершению определенных действий по устранению нарушений законодательства в сфере транспортной безопасности. Таковых оснований, по мнению суда, не имеется, ввиду того, что в настоящее время категорирование компетентным органом государственной власти в отношении объекта транспортной инфраструктуры не проведено, а проведение оценки уязвимости объекта, разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности возможны лишь в отношении объектов, которым присвоена соответствующая категория.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обстоятельством, имеющим правовое значение, является определение конкретной правовой нормы, в силу которой у ПБОЮЛ ФИО1 возникает обязанность по совершению определенных действий.
Такой нормативно-правовой акт в настоящее время отсутствует.
Ввиду того, что у ответчика обязанность по проведению категорирования отсутствует, компетентный государственный орган данную процедуру не провел, соответственно оснований для понуждения ИП ФИО1 в части обращения в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры не имеется.
Поскольку действующим законодательством требования по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждению в установленном порядке результатов оценки уязвимости, а также по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры распространяются лишь на объекты транспортной инфраструктуры, которые уже включены в Реестр категорированных объектов, также отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика по выполнению указанных требований.
Таким образом, иск подлежит отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к ПБОЮЛ ФИО1об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова