Дело № 2-114/2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2015 года ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Щербина О.Н.,
при секретаре судебного заседания Батчаеве Р.Х.,
с участием: истцов ФИО6, ФИО11, ФИО12,
представителя истцов ФИО13, действующего на основании доверенностей, зарегистрированных в реестре за 1-220 от 14.02.2014 (доверенность ФИО6) и № 2-245 от 05.03.2014 (доверенность ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15),
представителя ответчика Правительства КЧР ФИО16, действующего на основании доверенности № 02/18 от 13.01.15 г.,
представителя третьего лица администрации Зеленчукского муниципального района – ФИО17, действующей на основании доверенности № 01-1669 от 24.11.2014г.,
представителей третьего лица Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности ФИО18, действующего на основании доверенности № 1 от 13.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО6, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата как гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ, на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики,
установил:
В Зеленчукский районный суд обратились ФИО6, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата как гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ, на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
В своем исковом заявлении истцы просили:
- Признать право на получение государственного жилищного сертификата как гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ, на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики за: ФИО11 ДД.ММ.ГГГГрождения; ФИО14 ДД.ММ.ГГГГрождения; ФИО12 ДД.ММ.ГГГГрождения; ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ.рождения, и включить выше указанных граждан в состав семьи ФИО6 как членов семьи получателя сертификата.
- Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики внести Изменения в приложение №2 к Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 373 от 02.09.2008 г. «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий сильного ливневого дождя с крупным градом, подтоплением, прошедших на территорию Карачаево-Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ в позиции № и изложить в следующей редакции:
ФИО6 - <данные изъяты>;
ФИО7 - <данные изъяты>;
ФИО1 - <данные изъяты>;
ФИО2 - <данные изъяты>;
ФИО3 - <данные изъяты>;
ФИО5 - <данные изъяты>;
ФИО11 - <данные изъяты>;
ФИО14 - <данные изъяты>;
ФИО12 - <данные изъяты>;
ФИО15 - <данные изъяты>.
- Признать за ФИО6 право на повторное получение в порядке замены ранее выданного именного государственного жилищного сертификата (далее ИГЖС) для приобретения жилья на семью из <данные изъяты> человек общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
- Взыскать из казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежные средства в пользу ФИО6 по ИГЖС за <данные изъяты> кв.м. исходя из стоимости одного квадратного метра жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
В ходе судебных заседаний истцы, в порядке ст. 39 ГПК РФ, отказались от части исковых требований, а именно:
- в части обязания Правительство Карачаево-Черкесской Республики внести изменения в приложение №2 к Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 373 от 02.09.2008 г. «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий сильного ливневого дождя с крупным градом, подтоплением, прошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ в позиции № и изложить в следующей редакции:
ФИО6 - <данные изъяты>;
ФИО7 - <данные изъяты>;
ФИО1 - <данные изъяты>;
ФИО2 - <данные изъяты>;
ФИО4 - <данные изъяты>;
ФИО5 - <данные изъяты>;
ФИО11 - <данные изъяты>;
ФИО14 - <данные изъяты>;
ФИО12 - <данные изъяты>;
ФИО15 - <данные изъяты>.
- в части признания за ФИО6 права на повторное получение в порядке замены ранее выданного именного государственного жилищного сертификата (далее ИГЖС) для приобретения жилья на семью из десяти человек общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
- в части взыскания из казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежные средства в пользу ФИО6 по ИГЖС за <данные изъяты> кв.м. исходя из стоимости одного квадратного метра жилого помещения по Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
Отказы от части исковых требований были приняты судом и производство в части вышеуказанных исковых требований было определением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
В ходе судебных заседаний истцы увеличили свои исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ и в окончательной редакции исковых требований просили:
- Признать право на получение государственного жилищного сертификата как гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ, на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики за: ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения;
- Возложить ответственность по включению ФИО11; ФИО14; ФИО12; ФИО15 в сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, прошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство Финансов Российской Федерации и в качестве 3-го лица ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР».
В ходе судебного заседания ФИО6 был исключен из числа истцов, так как исковые требования в окончательной форме не затрагивали его прав и интересов.
В ходе судебного заседания истцы ФИО11, ФИО12, поддержали измененные в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования по изложенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ доводам и просили удовлетворить их в полном объеме.
Истцы ФИО14 и ФИО15 надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другой срок не представили.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов ФИО14 и ФИО15, ФИО13 в рассмотрении дела в отсутствии его доверителей не возражал.
Представитель истцов ФИО13 поддержал уточнённые исковые требования истцов и в их обоснование суду показал, что ФИО6 является собственником домовладения расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на территории Зеленчукского района произошло стихийное бедствие, в результате которого его домовладение, разрушено.
На момент стихии с ним были зарегистрированы и постоянно проживали родственники, члены его семьи, а именно ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15, ФИО8, ФИО9, ФИО10.
Данный факт подтверждается выпиской из похозяйственней книги, справкой из ОФМС России по КЧР в Зеленчукском районе, домовой книгой в которой также имеются отметки о регистрации вышеуказанных граждан по данному адресу.
В этом же году все выше перечисленные граждане обратились в администрацию Зеленчукского района с заявлением о включении в список семей пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее по тексту-ЧС).
В <данные изъяты> им стало известно, что часть семьи ФИО6 была включена в Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 373 от 02.09.2008 г. «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильного ливневого дождя с крупным градом, подтоплением, прошедших на территории Карачаево- Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ», однако в данное постановление не попали: ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15, ФИО8, ФИО9, ФИО10.
В 2011 году ФИО6 и члены его семьи, не попавшие в постановление Правительства КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ на получение ГЖС, повторно обратились в администрацию Зеленчукского района.
В результате постановлением администрацией Зеленчукского района от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями утвержденного Постановлением Правительством РФ от 09 октября 1995 года № 982, пунктами 3, 6 Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15, ФИО8, ФИО9, ФИО10 были внесены в список семей граждан лишившихся жилья на территории Зеленчукского муниципального района в результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ на получение государственного жилищного сертификата. Данное постановление было направлено в Правительство КЧР для утверждения внесения изменений в сводный список граждан пострадавших в результате ЧС.
С учётом внесения изменений им должны были предоставить сертификат на <данные изъяты> человек, то есть на <данные изъяты> кв. метра жилой площади. Однако, получив сертификат они узнали, что сертификат выдан на <данные изъяты> кв.м., и в нем не хватает <данные изъяты> квадратных метров. Причину недостающих квадратных метров им объяснили, как техническую ошибку при подготовке сводных списков в Управлении КЧР по обеспечению мероприятий ГО предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности. После этого трое членов его семьи ФИО8, ФИО9, ФИО10 отказались от своего права на получение жилищного сертификата. Порядок замены государственного жилищного сертификата им не разъясняли.
В <данные изъяты> году они повторно обратились в администрацию Зеленчукского муниципального района, в результате чего было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Правительство КЧР для утверждения и внесения изменений в сводный список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В конце <данные изъяты> года в связи с истечением срока действия жилищного сертификата им пришлось реализовать его, при этом были нарушены права и интересы <данные изъяты> членов семьи, а именно ФИО11, ФИО14, ФИО12 и ФИО15 которые не попали в списки членов семьи получателя сертификата, но имели на это право. Просил суд удовлетворить уточнённые исковые требования истцов по основаниям, изложенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Правительства КЧР ФИО16 просил отказать в удовлетворении исковых требований истцов, ссылаясь на то, что факт проживания в домовладении расположенном по адресу: <адрес> истцами объективно не доказан. Полагал, что выписка из похозяйственной книги не совсем достоверна, так как в ней не указана степень родства, истцов с ФИО6, лица указанные как <данные изъяты> являются <данные изъяты> ФИО6, а лица указанные как <данные изъяты> являются <данные изъяты>, документально факт родства не подтвержден. Технических и правоустанавливающих документов на дом суду не представлено, в виду чего не представляется возможным оценить возможность проживания <данные изъяты> человек, включая четырех истцов, в данном доме. Основания вселения истцов в вышеуказанное домовладение также ничем не подтверждены, то ли это были договоры аренды, или же безвозмездное пользование, не понятно. В виду чего основании для признания права на получение государственного жилищного сертификата как гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ, на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики за: ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения не усматривает. В части касающейся возложения ответственности по включению ФИО11; ФИО14; ФИО12; ФИО15 в сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, прошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики на Правительство Карачаево-Черкесской Республики, представитель ответчика полагал также необходимым отказать, так как представителем истцов и самими истцами не уточнено какую ответственность просили возложить истцы на ответчика, Правительство КЧР, и на основании какой нормы закона.
Представитель 3-го лица администрации Зеленчукского муниципального района – ФИО17 полагала, что требования истцов незаконны не обоснованны и просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель 3-го лица ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР» ФИО18 в судебном заседании, указал, что при рассмотрении вопросов по выдаче, выпуску и погашению государственных жилищных сертификатов, необходимо руководствоваться положениями постановлений Правительства Российской Федерации:
от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашений государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»,
от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, Лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»;
от 29.12.2009 504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных - сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику»;
от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по Предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий Стихийных бедствий».
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий. На основании предоставленных списков органами местного самоуправления, Управление формирует сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, который утверждается постановлением Правительства КЧР. Все изменения в сводный список вносятся постановлением Правительства КЧР на основании постановлений администраций муниципальных районов и городских округов КЧР.
На основании Порядка и условий выдачи ГЖС, утвержденных МЧС России, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ, для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны предоставить:
- заявление о выдаче ГЖС;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий, юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Однако, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 своевременно, на момент стихийного бедствия, не обратились в Администрацию Зеленчукского сельского поселения с заявлением о том, что ) домовладение, в котором они проживали, пострадало в результате стихийного, бедствия. Таким образом, по причине бездействия самих же истцов, Администрация Зеленчукского сельского поселения своевременно не включила их в списки семей граждан пострадавших от стихийного бедствия, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ на территории Зеленчукского муниципального района.
Кроме того, в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ № 561, Государственные жилищные сертификаты выдаются постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Поскольку истцами не доказан факт проживания, в пострадавшем от стихийного бедствия домовладении по адресу <адрес>, Зеленчукского муниципального района, считает требования истцов необоснованными.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12.03.2015 № 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, выдаются гражданину и членам его семьи: супругу или супруге, детям (в том числе усыновленным), родителям и усыновителям, внукам, то есть близким родственникам, кем ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 не являются.
Также согласно данному постановлению внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. В связи с чем считает, требования истцов незаконными и не мотивированными, просил в удовлетворении требований ФИО6, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и содержащее возражение, в котором, указал, что с указанными исковыми требованиями Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики не согласно, считает их необоснованными, не соответствующими действующему законодательству и, соответственно, не подлежащими удовлетворению.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации.
То есть, основанием для выдачи Министерством финансов РФ нового бланка сертификата является решение Правительства РФ.
Согласно п. 22 вышеуказанного постановления погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются Министерством финансов КЧР по сводному списку, утвержденному постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов: в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании Документов, подтверждающих эти факты. Замена бланка, в связи с истечением срока его действия указанным постановлением не предусмотрена.
Замена выданных сертификатов осуществляется в соответствии с пунктом 10 Порядка.
Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.
В соответствии с разделом 3 постановления Правительства КЧР от 29.12.2009 года № 504 «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево- Черкесскую Республику», Министерство финансов КЧР осуществляет выдачу и заполнение сертификатов, поступивших в Карачаево-Черкесскую Республику в порядке, установленном в постановлении Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Согласно п. 10 Порядка финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев, с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включенным в список, в установленном порядке.
Каких-либо действий, нарушающих права истцов, со стороны Министерства финансов КЧР не предпринималось и все свои полномочия по выдаче бланка сертификата Министерство выполнило в полном объеме. Просил в удовлетворении заявленных требований ФИО6, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 в полном объеме отказать.
Выслушав истцов ФИО6, ФИО11, ФИО12, представителя истцов ФИО13, представителя ответчика Правительства КЧР ФИО16, представителя третьего лица администрации Зеленчукского муниципального района – ФИО17, представителя третьего лица Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности ФИО18, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий», выдача бланков сертификатов осуществляется на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
В соответствии с п. 7 указанного выше постановления внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, Лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с п.п. 3-5 постановления Правительства КЧР от 29.12.2009г. №504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных - сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (далее - списки).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, в срок, не превышающий 14 календарных дней со дня дачи Правительством Российской Федерации соответствующего поручения по вопросу о чрезвычайной ситуации или стихийном бедствии, в результате которого граждане, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, лишились жилых помещений, направляют списки в бумажном (три экземпляра) и электронном виде в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов (далее - сводный список) формируется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании списков и утверждается постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно ст. 2 СК РФ к членам семьи относятся супруги, дети, родители (усыновители и усыновленные), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другие родственники и иные лица.
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения, были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, т.е. истцы одновременно были зарегистрированы по вышеуказанному адресу за <данные изъяты> месяца и <данные изъяты> дней до стихии произошедшей ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 проживал по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 проживала по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о проживании ФИО12 и ФИО15 на территории Зеленчукского района до ДД.ММ.ГГГГ сведений нет.
На момент рассмотрения дела в суде ФИО11 зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>; ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в <адрес>.
При этом суд полагает, что показания представителя истцов достоверно не свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ФИО19 вселились в домовладение расположенного по адресу КЧР, Зеленчукский р-он, ст. Зеленчукская, <адрес> фактически проживали в нем, так как отсутствует надлежащее подтверждение данного обстоятельства материалами дела.
Справкой Администрации Зеленчукского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО6 имеет следующий состав семьи:
ФИО7 - <данные изъяты>; ФИО2 - <данные изъяты>; ФИО1 - <данные изъяты>; ФИО3 - <данные изъяты>; ФИО5 - <данные изъяты>; ФИО8 – <данные изъяты>; ФИО10 – <данные изъяты>; ФИО9 – <данные изъяты>; ФИО11 - <данные изъяты>; ФИО14 - <данные изъяты>; ФИО12 - <данные изъяты>; ФИО15 – <данные изъяты> (л.д. 17).
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ в составе домовладения, расположенного по адресу <адрес> имелся жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. и хозяйственные постройки сарай, навес, кухня: материал стен саман, материал кровли шифер и на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нём были зарегистрированы <данные изъяты> человек, в том числе ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения - <данные изъяты>, ФИО12 <данные изъяты> рождения - <данные изъяты>, ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения -<данные изъяты>.
Однако, как установлено в судебном заседании, со слов представителя истцов ФИО13, ФИО11 является <данные изъяты> ФИО6, ФИО15 является <данные изъяты> ФИО6, ФИО14 является <данные изъяты> ФИО15, ФИО12, является <данные изъяты>ФИО5, документально факт родства истцов с ФИО6 суду не представлено.
Сведений о необходимости переезда из <данные изъяты>, ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15, где они проживали постоянно с членами своих семей истцами в суде представлено не было.
Необходимость, целесообразность и объективные причины производства регистрации в домовладении расположенном по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. в один день, а именно ДД.ММ.ГГГГ, еще восьми человек, в том числе и истцов, представителем истцов в судебном заседании каким-либо образом обосновано не было. Довод представителя истцов ФИО13 о том, что истцы совместно с ФИО6 были намерены вести <данные изъяты> на территории Зеленчукского района КЧР, суд считает необоснованными, так как данные доводы не были объективно подтверждены в ходе судебного заседания.
В судебном заседании ни истцы, ни представитель истцов не могли пояснить порядок пользования домом как семьей собственника дома ФИО6 состоящей из <данные изъяты> человек, так и семьями истцов, не предоставили объективных данных о возможности проживания указанного числа лиц в спорном помещении. У суда возникает сомнение по факту возможного одновременного проживания в доме площадью <данные изъяты> кв.м. членов, фактически, <данные изъяты> семей, составляющих в общей сложности <данные изъяты> человек, каких-либо доводов и доказательств в подтверждение таковой возможности суду не представлено. Однако данные обстоятельства имеют юридическое значение, т.к. право на получение жилищного сертификата имеют только граждане, не имеющие иного жилого помещения и утратившие свое единственное жилье.
Из уведомления Управления ФСГРКиК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии собственности у ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется;
Из уведомления Управления ФСГРКиК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии собственности у ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется;
Из уведомления Управления ФСГРКиК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО20 <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ рождения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок расположенный по адресу <адрес>;
Из уведомления Управления ФСГРКиК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок расположенный по адресу <адрес>;
Таким образом достоверных доказательств того, что истцы на момент чрезвычайной ситуации действительно фактически постоянно проживали по адресу <адрес>, материалы дела не содержат. Также не имеется допустимых, в соответствии со ст. 60 ГПК РФ доказательств того, что истцы являются членами семьи собственника домовладения ФИО6, либо состоят с ним в родственных отношениях.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, однако ни одного доказательства, подтверждающего факт постоянного проживания истцов ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 на территории домовладения расположенного по адресу <адрес> ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.
Кроме того, истцы в своем исковом заявлении просят возложить ответственность по включению ФИО11; ФИО14; ФИО12; ФИО15 в сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, прошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года № 2-П, из Конституции Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (статья 77, часть 1), другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Следовательно в полномочия суда не входит, не вправе возложить ответственность по включению ФИО11; ФИО14; ФИО12; ФИО15 в сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, прошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории Карачаево-Черкесской Республики на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
Оценив представленные доказательства, доводы истцов, представителя истцов, представителя ответчика и третьего лица, в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела по существу, не нашли подтверждение обстоятельства, на которых основаны требования истцов, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 о признании права на получение государственного жилищного сертификата как гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики за: ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15;
о возложении ответственности по включению ФИО11, ФИО14, ФИО12, ФИО15 в сводный список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуаций и стихийных бедствий прошедших ДД.ММ.ГГГГ на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, на Правительство Карачаево-Черкесской Республики - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда КЧР через Зеленчукский районный суд в течение одного месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2015 года на компьютере в единственном экземпляре.
Судья Зеленчукского районного суда О.Н.Щербина