ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-114/2021ГОД от 24.03.2021 Тарумовского районного суда (Республика Дагестан)

№2-114/2021 год

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Тарумовка 24 марта 2021 г.

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Багандова Ш.М.,

при секретаре Новохатской Л.В.,

с участием: представителя истца – заместителя прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Абдулаева А.И., помощника прокурора Тарумовского района Республики Дагестан – Усманова Р.Р., представителя ответчика по доверенности г. от ДД.ММ.ГГГГ Мухидинова М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Тарумовского района РД Абдулаева А.И. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании администрацию МР «Тарумовского района» расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А.,

установил:

Заместитель прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании администрацию МР «Тарумовского района» расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А.

В обоснование своих требований указал, что по обращению С.Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тарумовского района проведена проверка исполнения администрацией МР «Тарумовский район» требований законодательства о муниципальной службе при приёме Г.Н.А. на муниципальную службу.

Проверкой установлено, что приказом главы администрации Тарумовского района Зимина А.В. от ДД.ММ.ГГГГГ.Н.А. принят на должность заместителя главы администрации, с нарушением законодательства о муниципальной службе.

Квалификационные требования к уровню профессиональногообразования, стажу муниципальной службы или стажу работы поспециальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы Квалификационный требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

К стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы, следующие типовые квалификационные требования: высшие должности муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; главные должности муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы – без предъявления требований к стажу.

В должностной инструкции заместителя главы администрации Тарумовского района, утверждённой 04.02.2020 года главой администрации МР «Тарумовский район», должность заместителя главы администрации района отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.

Согласно указанной должностной инструкции на должность заместителя главы назначается лицо, имеющее: высшее профессиональное образование со стажем муниципальной или государственной гражданской службы не менее четырёх лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Эти требования закона при принятии Г.Н.А. на должность заместителя главы администрации Тарумовского района нарушены.

Согласно записи в трудовой книжке представленной им при приёме на работу, Г.Н.А. до принятия его на должность заместителя главы администрации района работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Тарумовская ДЭП» в качестве механика, стаж работы на государственных или муниципальных должностях не имел. Следовательно, приказ от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Г.Н.А. на должность заместителя главы администрации района издан не имея на то правовых оснований, является незаконным и подлежит отмене.

В связи с тем, что указанный приказ противоречил действующему законодательству, 19.01.2021 г. заместителем прокурора района, был принесён протест главе администрации МР «Тарумовский район».

Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Республики Дагестан «О муниципальной службе», муниципальных правовых актов администрации района, а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.

Г.Н.А. на должность заместителя главы администрации района назначен в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем, такое нарушение исключает возможность продолжения муниципальной службы.

С учетом приведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что жители Тарумовского района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, администрация МР «Тарумовский район» обязана была расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А. по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 ТК РФ.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Абдулаев А.И. и помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманов Р.Р. поддержали заявление требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просят удовлетворить их полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан по доверенности Мухидинов М.Т. в судебном заседании исковые требования заместителя прокурора Тарумовского района Республики Дагестан признал в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав пояснения представителей прокуратуры, представителя ответчика, свидетеля, суд находит требования искового заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007).

В силу ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 (в редакции на день принятия Г.Н.А. на службу) для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно части 2 этой же статьи (в той же редакции) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В настоящее время редакция ст. 9 названного Закона предусматривает такие же условия определения квалификации для замещения должностей муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 (в редакции на 28.09.2020 и на настоящий момент) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

В соответствии с положением Закона Республики Дагестан «О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» от 10.06.2008 №28 (с изменениями на 25 сентября 2019 года) должность заместителя главы администрации муниципального района отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы, что ответчиком не оспорено.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 9 Закона Республики Дагестан от 11.03.2008 года № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствующие квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных настоящей статьей. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования, за исключением младшей группы должностей, для замещения которых достаточно наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона Республики Дагестан от 11.03.2008 N 9 "О муниципальной службы в Республике Дагестан» для граждан, претендующих на замещение главной должности муниципальной службы, установлены следующие типовые квалификационные требования: высшие должности муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, главные должности муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы - без предъявления требований к стажу.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.Н.А. пояснил суду, что ему стало известно, что имеется вакантная должность заместителя главы администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан по экономическим вопросам. После чего он записался на прием к главе администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан для трудоустройства на вакантную должность. На приеме у главы администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан ему дали перечень документов, который необходимо представить для устройства на данную должность. Указанные документы им были собраны, заполнены и представлены в администрацию района, после чего его ДД.ММ.ГГГГ приняли на работу, на должность заместителя главы администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан по экономическим вопросам и по настоящее время работает в данной должности. Также пояснил, что он не имеет высшего экономического образования и ранее не занимал должность муниципальной службы или по муниципальной специальности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г.Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя главы администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан и по настоящее время работает в данной должности.

Из трудовой книжки Г.Н.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ОАО «Тарумовская ДЭП» в качестве механика, что не оспаривалось в судебном заседании, не имел требуемого стажа службы (или работы по специальности) ни на дату приема, на муниципальную службу, ни в настоящее время.

Также установлено, что Г.Н.А. при приеме на работу заместителем главы администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан, ни в настоящее время не имеет профессионального образования необходимого для замещения должности муниципальной службы, установленный муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Исходя из системного толкования положений Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, принятого в его развитие Закона Республики Дагестан от 11.03.2008 N 9 "О муниципальной службы в Республике Дагестан", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, следует вывод о том, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы, являющимся основанием к расторжению договора по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора Тарумовского района РД Абдулаева А.И. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании администрацию МР «Тарумовского района» расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Тарумовского района РД Абдулаева А.И. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Тарумовский район» Республики о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании администрацию МР «Тарумовского района» расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А., - удовлетворить.

Признать незаконным приказ администрации МР «Тарумовский район» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность заместителя главы администрации Г.Н.А.

Обязать администрацию МР «Тарумовский район» Республики Дагестан расторгнуть трудовой договор с Г.Н.А. по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 ТК РФ (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Тарумовский районный суд РД в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Тарумовского районного суда РД Ш.М.Багандов