ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-114/2022 от 16.08.2022 Тарногского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0021-01-2022-000219-72

Гражданское дело № 2-114/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарногский Городок16 августа 2022 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Ординой О.А.,

с участием помощника прокурора Тарногского района Тепляшовой Е.А.,

с участием представителей ответчика администрации Тарногского муниципального района Вологодской области Шамонина Н.А., Пешковой В.С.,

при секретаре Чирковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Тарногского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение,

установил:

И.о. прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц Ангулина О.Н. обратилась в суд с иском администрации Тарногского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение, указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Тарногского муниципального района законодательства о водоснабжении населения. Со ссылкой на положения ст.ст. 2, 24 Конституции Российской Федерации, человек, ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения по организации в границах сельских поселений района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, должны решаться органами местного самоуправления Тарногского муниципального района.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Частью 9 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, установлено, что в случае отсутствия на территории поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения. При этом органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников; поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения). В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в ряде населенных пунктов Тарногского района отсутствует централизованное водоснабжение, нецентрализованное водоснабжение либо подвоз воды в такие населенные пункты органами местного самоуправления не организовано. Так, в населенных пунктах Верховского сельского поселения - деревни Маурниковская, 1-я и 2-я Першинская, - отсутствуют централизованные и нецентрализованные источники питьевого водоснабжения, находящиеся на балансе органов местного самоуправления. Согласно информации администрации Верховского сельского поселения водоснабжение жителей д. Маурниковская осуществляется из частного колодца, жителей д. 1-я Першинская – из частных колодцев, жителей д. 2-я Першинская – из родника. На территории Илезского сельского поселения не организовано надлежащее водоснабжение жителей д. Грибовская, Елифановская, Ивановская, Карчевская, Якинская, Шевелевская. Согласно информации администрации Илезского сельского поселения водоснабжение жителей д. Грибовская осуществляется из частных колодцев, д. Елифановская – из реки Кокшеньга, д. Ивановская – из частных колодцев, д. Карчевская – из реки Илеза, д. Якинская – из реки Илеза, д. Шевелевская – из реки Уфтюга. На территории Тарногского сельского поселения не организовано надлежащее водоснабжение в д. Демидовская, Климово, Лукинская, Алферовская, Павломатвеевская, Тюрдинская, Дор. Согласно информации администрации Тарногского сельского поселения водоснабжение жителей д. Демидовская осуществляется из частных скважин, д. Климово – из частных скважин, д. Лукинская – из частных скважин, д. Алферовская – из частных скважин, из реки Кокшеньги, д. Павломатвеевская – из частного колодца, а также самостоятельного подвоза из других населенных пунктов, д. Тюрдинская – из частного колодца, реки Верхняя Майга, д. Дор – из частного колодца. На территории Маркушевского сельского поселения не организовано надлежащее водоснабжение в д. Баклановская, Криуля, Милогорская, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая, Кузнецовская, Нестериха. Согласно информации администрации Маркушевского сельского поселения водоснабжение жителей д. Баклановская, Криуля, Милогорская, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая, Кузнецовская, Нестериха осуществляется из частных колодцев. На территории Спасского сельского поселения не организовано надлежащее водоснабжение в д. Борок, Горка, Емельяновская, Лыгинская, Макаровская, Федневская, Харитоновская, Целковская, Якурино. Согласно информации администрации Спасского сельского поселения водоснабжение жителей д. Борок осуществляется из частной скважины, д. Горка, Емельяновская, Лыгинская, Макаровская, Федневская, Харитоновская, Целковская, Якурино – из частных колодцев.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды источников нецентрализованного водоснабжения устанавливаются СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В соответствии с п. 89 указанных СанПиН 2.1.3684-21 чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения должна проводиться хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, не реже одного раза в год. После каждой чистки или ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды. Вместе с тем в вышеуказанных населенных пунктах водоснабжение осуществляется из частных колодцев и скважин, чистка и промывка которых органами местного самоуправления не организована, качество и безопасность воды в которых никем не проверяется, водоподготовка воды из рек Кокшеньга, Илеза, Уфтюга, Верхняя Майга не проводится, что свидетельствует о неисполнении администрацией Тарногского муниципального района своих полномочий по организации водоснабжения населения.

18.09.2020 прокуратурой района в адрес руководителя администрации района внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, однако до настоящего времени исчерпывающих мер по организации надлежащего водоснабжения населения органами местного самоуправления района не принято.

В соответствии со ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, понуждение администрации Тарногского муниципального района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением. Настоящий иск направлен в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Истец просит возложить на администрацию Тарногского муниципального района обязанность организовать надлежащее водоснабжение населения, проживающего в деревнях Маурниковская, 1-я и 2-я Першинская Верховского сельского поселения, деревнях Грибовская, Елифановская, Ивановская, Карчевская, Якинская, Шевелевская Илезского сельского поселения, деревнях Демидовская, Климово, Лукинская, Алферовская, Павломатвеевская, Тюрдинская, Дор Тарногского сельского поселения, деревнях Баклановская, Криуля, Милогорская, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая, Кузнецовская, Нестериха Маркушевского сельского поселения, деревнях Борок, Горка, Емельяновская, Лыгинская, Макаровская, Федневская, Харитоновская, Целковская, Якурино Спасского сельского поселения, и обеспечить жителей вышеназванных населенных пунктов водой надлежащего качества в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения населения питьевой водой, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тарногского района Тепляшова Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении уточнила требования, отказавшись от исковых требований в части возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение в деревнях д. Кузнецовская, д. Нестериха Маркушевского сельского поселения, д. Борок, д. Макаровская Спасского сельского поселения, поскольку в данных населенных пунктах отсутствуют постоянно проживающие граждане.

Представитель администрации Тарногского муниципального района Шамонин Н.А. исковые требования не признал в полном объеме, указав, что исковые требования поданы в интересах неопределенного круга лиц, однако каких-либо жалоб от жителей указанных в иске населенных пунктах в администрацию района по вопросам водоснабжения не поступало. Жители пользуются водой из колодцев, собственных скважин, качество воды их устраивает, они не желают использовать платную воду, и им не нужна такая услуга. В указанный в иске срок решение суда исполнить невозможно, так как бюджет района на 2022 года уже сформирован, а для исполнения решения потребуются значительные денежные средства, которых у района нет. Полагает, что возложение на администрацию района обязанности по организации водоснабжения в поименованных в иске населенных пунктах будет пустой тратой районных денежных средств. Также пояснил, что в настоящее время администрацией собран пакет документов на установление тарифов на подвоз питьевой воды по всему Тарногскому району. Поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Просит в иске отказать.

Представитель администрации Тарногского муниципального района Пешкова В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным представителем ответчика Шамонина Н.А. и указанных в возражениях на иск.

Из возражений администрации Тарногского муниципального района следует, что исходя из общих принципов законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане самостоятельно обеспечивают его исполнение, вправе сами определять какую воду следует использовать для своих нужд. Прокуратурой района не представлено доказательств использования гражданами не безопасной питьевой воды. В иске не указано какие именно требования к качеству воды нарушены. Отсутствие централизованного водоснабжения не может служить основанием для утверждения, что население пользуется не качественной питьевой водой, даже если эта вода из собственных скважин, колодцев и т.д. отмечают, что на территории Спасского и Верховского сельских поселений полномочия по водоснабжению переданы сельским поселения. Водоснабжающие организации ООО «Илеза», ООО «Надежда» находятся в стадии ликвидации. ООО «Теплосеть Заборье» прекратило свою деятельность. От населения указанных в иске деревень жалоб на организацию водоснабжения не поступало. Бюджет района на 2022 год утвержден и исполняется, увеличение бюджета в текущем финансовом году не прогнозируется. Указывают, что истец, требуя обязать администрацию района организовать надлежащее водоснабжение населения в 35 населенных пунктах в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, фактически обращается с требованиями о перераспределении доходов бюджета района на 2022 год. Стоимость одного общественного колодца составляет не менее 250 тысяч рублей, на 35 деревень данная сумма составит 8 млн. 750 тысяч рублей. Также просит учесть, что даже при наличии денежных средств построить такое количество колодцев и скважин невозможно за столь короткий срок. В целях реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения населения администрация района в настоящее время разрабатывает программу развития системы водоснабжения в Тарногском муниципальном округе Вологодской области на 10 лет (2023- 2033 г.г.), куда планируются включить вопросы организации водоснабжения населенных пунктов, поименованных в иске наиболее эффективными способами для каждого из них – как строительство скважины или колодца, организация подвоза воды, проверка качества воды и т.д. (за искл. населенных пунктов в которых отсутствуют постоянно проживающие граждане). Ссылаются в обоснование своей позиции ч. 2 ст. 35, 36 Конституции РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Просят в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в период с 13.04.2021 по 11.05.2021 в отношении администрации Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района проведена плановая проверка. Было установлено, что в двух населенных пунктах Тарногского сельского поселения отсутствуют централизованные и нецентрализованные источники питьевого водоснабжения, а именно: в д. Тюрдинская источником питьевого водоснабжения является река Верхняя Майга, в д. Алферовская – река Кокшеньга. Акт проверки 74/02-24 от 12.05.2021 направлен в прокуратуру Тарногского района для принятия мер реагирования. Также территориальным отделом в рамках исполнения запроса Федеральной службы Роспотребнадзора по качеству питьевого водоснабжения в нецентрализованных источниках питьевого водоснабжения подведомственной территории было установлено, что на территории Тарногского района функционирует 84 населенных пункта с нецентрализованными источниками питьевого водоснабжения – шахтные колодцы, без проведения мониторинга качества питьевой водоснабжения из нецентрализованных источников водоснабжения без надлежащего содержания (оборудование, дезинфекция)данных источников. Со ссылкой на положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ указывают на наличие для удовлетворения исковых требований. Просят дело рассмотреть в отсутствие третьего лица.

Представитель третьего лица администрации Верховского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Имеется заявление главы Верховского сельского поселения о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Определением Тарногского районного суда от 25.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района.

Представитель третьего лица администрации Спасского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, решение по делу оставляют на усмотрение суда.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 41-42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п.п.1, 3 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Как видно из материалов прокуратурой Тарногского района в 2020 году проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Тарногского муниципального района законодательства о водоснабжении населения, по результатам которой установлено, что надлежащее водоснабжение ряда населенных пунктов на территории Верховского сельского поселения (деревни Бурцевская, Маурниковская, 1-я и 2-я Першинская), Илезского сельского поселения (Грибовская, Елифановская, Ивановская, Карчевская, Якинская, Шевелевская, Гольчевская) Тарногского сельского поселения (д. Демидовская, Климово, Лукинская, Алферовская, Павломатвеевская. Тюрдинская, Шалимовская, Дор), Маркушевского сельского поселения (д. Баклановская, Криуля, Кузнецовская, Милогорская, Нестериха, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая), Спасского сельского поселения (Борок, Верхнепаунинская, Горка, Емельяновская, Лыгинская, Макаровская, Федневская, Харитоновская, Целковская, Якурино), Заборского сельского поселения (Катеринино, Кротовская, Якушевская, Боярская, Сенюковская, Плошивская, Клевцовская) органами местного самоуправления Тарногского муниципального района не организовано. Водоснабжение населения вышеуказанных населенных пунктов осуществляется путем использования частных колодцев, родников, частных скважин либо используется речная вода.

Основанием для проведения проверки послужила информация территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах от 25.06.2020 № 35-03-15/342-20 о принятии мер прокурорского реагирования, в котором предоставлены сведения о том, что в рамках исполнения запроса Федеральной службы Роспотребнадзора по качеству питьевого водоснабжения в нецентрализованных источниках питьевого водоснабжения подведомственной территории было установлено, что на территории Тарногского района функционирует 84 населенных пункта с нецентрализованными источниками питьевого водоснабжения – шахтные колодцы, без проведения мониторинга качества питьевой водоснабжения из нецентрализованных источников водоснабжения без надлежащего содержания (оборудование, дезинфекция)данных источников.

В связи с указанными обстоятельствами в адрес руководителя администрации Тарногского муниципального района Вологодской области внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих от 18.09.2020 № 07-01-2020. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах постановлено сообщить в прокуратуру в месячный срок.

09.10.2020 администрацией Тарногского района в прокуратуру Тарногского района предоставлена информация о том, что администрация района не располагает полной информацией по количеству источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев, родников), находящихся в частной собственности граждан в населенных пунктах сельский поселений района. полномочия проверки воды в нецентрализованных источниках водоснабжения (частных колодцах) у администрации Тарногского муниципального района отсутствуют, так как это частная собственность граждан, качество воды должны проверять сами граждане. Полномочия по водоснабжению потребителей Спасского сельского поселения переданы администрации Спасского сельского поселения, населения Верховского поселения – администрации Верховского сельского поселения. В сельских поселениях проводится работа по сбору от населения информации о проблемах водоснабжения (в том числе качестве воды), необходимости устройства централизованного водоснабжения, общественных колодцев в населенных пунктах. Гражданам, использующих нецентрализованные источники водоснабжения (частные колодцы), разъясняется информация по взятию проб (сколько раз в год, какие пробы, куда направляются, в каких емкостях, стоимость услуги), по использованию бутилированной воды из магазинов, установке фильтров на водопроводе.

В материалах дела имеется акт проверки № 74/02-24 от 12.05.2021, проведенной территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в отношении администрации Тарногского сельского поселения. В данном акте отражены сведения о том, что в д. Алферовская, д. Митрошинская, д. Павломатвеевская, д. Тюрдинская, д. Окатовская, д. Дор, Д. Жуковская, д. Шалимовская – отсутствуют источники централизованного и нецентрализованного водоснабжения, по сведениям администрации поселения в данных населенных пунктах граждане используют частные индивидуальные колодцы и/или индивидуальные скважины либо источником питьевого водоснабжения является река, так в д. Тюрдинская – река Верхняя Майга, д. Алферовская – река Кокшеньга.

Также представлены сведения по водоснабжению сельских населенных пунктов Тарногского сельского поселения на 01.07.2021.

Как видно из данной информации видно, что водоснабжение жителей д. Климово осуществляется: д. Демидовская - астные скважины, д. Климово – частные скважины, д. Лукинская – частные скважины, д. Алферовская – из реки Кокшеньги, д. Павломатвеевская –колодец, д. Тюрдинская – из реки Верхняя Майга, д. Дор – из колодца.

По информации администрации Тарногского сельского поселения от 14.06.2022 № 350, полномочия по организации водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления. В д. Демидовская зарегистрировано 51 человек (проживает – 42), организация водоснабжения осуществляется из частных скважин; д. Климово – зарегистрировано 3 человека (проживает – 3), организация водоснабжения осуществляется из частных скважин; д. Лукинская зарегистрировано 30 человек (проживает – 29), организация водоснабжения осуществляется из частных скважин; д. Алферовская зарегистрировано 4 человека (проживает – 4), организация водоснабжения осуществляется из частных скважин, забор из реки; д. Павломатвеевская зарегистрировано 2 человек (проживает – 2), организация водоснабжения осуществляется из колодца, самостоятельный привоз из других населенных пунктов; д. Тюрдинская зарегистрировано 5 человек (проживает – 5), организация водоснабжения осуществляется из колодца, д. Дор зарегистрировано 1 человек (проживает – 1), организация водоснабжения осуществляется из колодца.

Администрацией Тарногского муниципального района предоставлены сведения по населенным пунктам от 14.06.2022, по населенным пунктам Тарногского сельского поселения: д. Демидовская - кол-во домохозяйств 15, проживает – 42, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины; д. Климово – кол-во домохозяйств 2, проживает – 3, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины; д. Лукинская кол-во домохозяйств 8, проживает – 29, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины; д. Алферовская зарегистрировано кол-во домохозяйств 3, проживает – 4, источник водоснабжения – арт. скваж. № 3042 (казна); д. Павломатвеевская кол-во домохозяйств 1, проживает – 2, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины; д. Тюрдинская кол-во домохозяйств 3, проживает – 5, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины; д. Дор кол-во домохозяйств 1, проживает – 1, источник водоснабжения – частные колодцы и скважины.

По информации администрации Маркушевского сельского поселения от 14.06.2022 № 183питьевое водоснабжение населения д. Баклановская, Криуля, Милогорская, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая осуществляется из частных колодцев. В администрацию Маркушевского сельского поселения заявлений и жалоб на водоснабжение от жителей данных деревень не поступало.

Согласно справке о численности населения по Маркушевскому сельскому поселению на 01.06.2022 в д. Баклановская количество домохозяйств – 2, количество постоянно проживающих – 2; д. Кленовая - количество домохозяйств – 9, количество постоянно проживающих – 14; д. Криуля - количество домохозяйств – 10, количество постоянно проживающих – 17; д. Кузнецовская - количество домохозяйств – 1, количество постоянно проживающих – 1 (только в летний период); д. Милогорская - количество домохозяйств – 2, количество постоянно проживающих – 2, в том числе 1 – только в летний период; д. Нестериха - количество домохозяйств – 1, количество постоянно проживающих – 1 (только в летний период); д. Раменье количество домохозяйств – 13, количество постоянно проживающих – 17; д. Слободка - количество домохозяйств – 6, количество постоянно проживающих – 9; д. Черепаниха - количество домохозяйств – 2, количество постоянно проживающих – 2, в том числе 1 – только в летний период.

Аналогичные сведения по численности населения администрации Маркушевского сельского поселения по указанным выше населенным пунктам указаны Администрацией Тарногского муниципального района в информации от 14.06.2022, источник водоснабжения значится как – частные колодцы и скважины.

Администрации Илезского сельского поселения предоставлена информация от 14.06.2022 по организации питьевым водоснабжением администрации Илезского сельского поселения на 14.06.2022: д. Грибовская – постоянно проживает 9 жителей, отпускники – 10 человек – водоснабжение из частных колодцев – 7 шт.; д. Елифановская – постоянно проживает 3 жителя, отпускники – 5 человек, водоснабжение осуществляется из реки Кокшеньга; д. Ивановская – постоянно проживает 2 жителя, отпускники – 1 человек – водоснабжение из частных колодцев – 3 шт.; д. Карчевская – постоянно проживает 7 жителей, дачники – 3 человека, водоснабжение осуществляется из реки Илеза; д. Якинская – постоянно проживает 3 жителя, отпускник – 1 человек, водоснабжение осуществляется из реки Илеза; д. Шевелевская - постоянно проживает 3 жителя, отпускник – 16 человек, водоснабжение осуществляется из реки Уфтюга.

Администрацией Тарногского муниципального района предоставлены сведения по населенным пунктам от 14.06.2022, по населенным пунктам Илезского сельского поселения: д. Грибовская - кол-во домохозяйств 5, проживает – 9; д. Ивановская - кол-во домохозяйств 2, проживает – 3; д. Елифановская - кол-во домохозяйств 2, проживает – 1; д. Карчевская - кол-во домохозяйств 5, проживает – 7; д. Якинская - кол-во домохозяйств 2, проживает – 3; д. Шевелевская - кол-во домохозяйств 2, проживает – 4. Источник водоснабжения значится как – частные колодцы и скважины.

Согласно информации администрации Верховского сельского поселения водоснабжение жителей д. Маурниковская осуществляется из частного колодца (проживает 2 человека), жителей д. 1-я Першинская – из частных колодцев (проживает 19 человек), жителей д. 2-я Першинская – из родника (проживает 1 житель).

Администрацией Тарногского муниципального района предоставлены сведения по населенным пунктам от 14.06.2022, по населенным пунктам Верховского сельского поселения: д. Маурниковская - кол-во домохозяйств 1, проживает – 2; д. 1-я Першинская - кол-во домохозяйств 14, проживает – 19; д. 2-я Першинская - кол-во домохозяйств 1, проживает – 1. Источник водоснабжения значится как – частные колодцы и скважины.

По информации администрации Спасского сельского поселения от 15.06.2022 и справки о количестве проживающих следует, что водоснабжение жителей д. Борок осуществляется из частной скважины (проживают только в летний период – 2 человека); из частных колодцев в д. Горка (2 человека), Емельяновская (2 человека), Лыгинская (4 человека), Макаровская (проживают только в летний период – 2 человека), Федневская (4 человека), Харитоновская (8 человек), Целковская (13 человек), Якурино (8 человек).

Администрацией Тарногского муниципального района предоставлены сведения по населенным пунктам от 14.06.2022, по населенным пунктам Спасского сельского поселения: д. Борок - кол-во домохозяйств 1, проживает – 0; д. Горка - кол-во домохозяйств 2, проживает – 2; д. Емельяновская - кол-во домохозяйств 5, проживает – 2; д. Лыгинская - кол-во домохозяйств 1, проживает – 1; д. Макаровская - кол-во домохозяйств 2, проживает – 0; д. Федневская - кол-во домохозяйств 6, проживает – 2; д. Харитоновская - кол-во домохозяйств 5, проживает – 7; д. Целковская - кол-во домохозяйств 9, проживает – 3; д. Якурино - кол-во домохозяйств 4, проживает –9.. Источник водоснабжения значится как – частные колодцы и скважины, напротив населенных пунктов д. Борок, д. Макаровская значится запись «отсутствуют жители».

В данной информации, представленной по всем населенным пунктам имеются сведения о том, что в администрацию Тарногского муниципального района за 2021 и истекший период 2022 г. обращений граждан по вопросам ненадлежащей организации водоснабжения не поступало.

Таким образом, судом установлено, подтверждается материалами дела, что в указанных выше населенных пунктах Тарногского, Спасского, Маркушевского, Илезского, Верховского сельских поселений Тарногского муниципального района Вологодской области должным образом не обеспечено водоснабжение.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании ч.1.1 ст.6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.

Согласно ч. 9 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.71, 72, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с данными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.

Исходя из буквального толкования данных норм, а также значения слова "организация" следует, что под ней понимается инициирование какой-либо деятельности, принятие необходимых мер. К мерам по организации водоснабжения и водоотведения должны быть отнесены конкретные мероприятия (заключение договоров, выделение денежных средств на эксплуатацию существующих централизованных систем водоснабжения и водоотведения и другие), направленные на определение действий органов местного самоуправления.

На основании ч.2 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, с учетом приведенных выше правых норм организация водоснабжения населения и водоотведения в границах Заборского сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к компетенции муниципального района.

Передача части полномочий Спасскому сельскому поселению, Верховскому сельскому поселению в соответствии с Соглашениями о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения электро -, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, заключенными 20.12.2019 на срок 3 года не ведет к исключению из компетенции района указанных в Законе обязанностей.

Более того, 28.04.2022 Постановлением ЗС Вологодской области от 19.04.2022 N 132 принят Закон Вологодской области от N 5112-ОЗ "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Тарногского муниципального округа Вологодской области".

Согласно п. 1 с. 1 Данного закона преобразованы путем объединения все входящие в состав Тарногского муниципального района Вологодской области поселения: Верховское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Заборское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Илезское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Маркушевское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Спасское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Тарногское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области в Тарногский муниципальный округ Вологодской области с административным центром в селе Тарногский Городок. Закон вступил в законную силу 01.06.2022.

Статьей 5 данного закона установлен переходный период со дня вступления в силу настоящего закона области до 1 января 2023 года, на который сохраняются полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу, что ответственность по организации на территории Тарногского муниципального района водоснабжения населения должна быть возложена на администрацию Тарногского муниципального района.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия постоянно проживающих граждан в деревнях д. Кузнецовская, д. Нестериха Маркушевского сельского поселения, д. Борок, д. Макаровская Спасского сельского поселения, суд приходит к выводу, что нет оснований для возложения на ответчика обязанности по организации водоснабжения в указанных населенных пунктах Тарногского района Вологодской области.

Таким образом, исковые требования с учетом их уточнения в судебном заседании представителем истца (отказ от исковых требований в части возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение в деревнях д. Кузнецовская, д. Нестериха Маркушевского сельского поселения, д. Борок, д. Макаровская Спасского сельского поселения) подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из того, что выбор варианта организации водоснабжения населения населенных пунктов, поименованных в иске, за исключением д. Кузнецовская, д. Нестериха Маркушевского сельского поселения, д. Борок, д. Макаровская Спасского сельского поселения, относится к компетенции органа власти, организующего такое водоснабжение.

Наличие иных источников водоснабжения, отсутствие необходимых денежных средств в бюджете, а также незначительное количество жителей в некоторых населенных пунктах поименованных в иске, не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной законом обязанности, кроме того обязанность ответчика по организации обеспечения водоснабжением населения Тарногского муниципального района является безусловной.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О, от 09.11.2017 N 2516-О).

Доказательства, свидетельствующие о достаточности и эффективности действий, осуществляемых органом местного самоуправления в целях организации водоснабжения населенных пунктов, ответчиком представлены не были.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения до 31 декабря 2023 года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства.

В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Тарногского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоснабжение удовлетворить частично.

Обязать администрацию Тарногского муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023501493091, ИНН 3517000965) в срок до 31 декабря 2023 года организовать надлежащее водоснабжение населения в населенных пунктах Тарногского муниципального района Вологодской области - в деревнях Маурниковская, 1-я и 2-я Першинская Верховского сельского поселения, деревнях Грибовская, Елифановская, Ивановская, Карчевская, Якинская, Шевелевская Илезского сельского поселения, деревнях Демидовская, Климово, Лукинская, Алферовская, Павломатвеевская, Тюрдинская, Дор Тарногского сельского поселения, деревнях Баклановская, Криуля, Милогорская, Слободка, Черепаниха, Раменье, Кленовая, Маркушевского сельского поселения, деревнях Горка, Емельяновская, Лыгинская, Федневская, Харитоновская, Целковская, Якурино Спасского сельского поселения, обеспечив жителей данных населенных пунктов водой надлежащего качества в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения населения питьевой водой.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СудьяО.А. Ордина

Решение в окончательной форме принято 19.08.2022.

Судья Тарногского районного судаО.А. Ордина

Копия верна.

Судья Тарногского районного судаО.А. Ордина

Справка

Решение в законную силу не вступило.

Судья Тарногского районного судаО.А. Ордина

Подлинный документ подшит в дело № 144/2022 Тарногского районного суда Вологодской области