ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-114/2022 от 19.04.2022 Удомельского городского суда (Тверская область)

Дело №2-114/2022

УИД 69RS0034-01-2021-001494-27

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2022 года город Удомля

Удомельский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мининой С.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя истца – прокурора Бельвебера Г.Н.,

представителя ответчика Администрации Удомельского городского округа Тверской области ФИО2,

представителя соответчика ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удомельского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Удомельского городского округа Тверской области, Обществу с ограниченной ответственностью «АтомТеплоЭлектроСеть» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Удомельский межрайонный прокурор в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Удомельского городского округа Тверской области об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества.

В обоснование заявленных исковых требований, с учетом уточнения, указано, что Удомельской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации прокуратуры Тверской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Удомельского городского округа по состоянию на 01 ноября 2021 года, в ходе которой, выявлены объекты тепловых сетей, входящих в перечень бесхозных на территории города Удомля и закрепленных за обслуживанием за ООО «АтомТеплоЭлектроСеть»:

Удомельский межрайонный прокурор просит суд возложить на Администрацию Удомельского городского округа Тверской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных объектов тепловых сетей в срок до 01 сентября 2022 года.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

В ходе рассмотрения дела ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании прокурор Бельвебер Г.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в иске с учетом их последующего уточнения.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Удомельского городского округа Тверской области ФИО2 против заявленных требований к органу местного самоуправления возражала, полагала, что в соответствии с положениями пункта 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов указанных в иске тепловых сетей должна быть возложена на обслуживающую организацию - ООО «АтомТеплоЭлектроСеть». Просила в иске к Администрации Удомельского городского округа Тверской области отказать.

В судебном заседании представитель соответчика ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» ФИО3 полагала, что разъяснения, содержащиеся в пункте 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются правом, а не обязанностью организации, обслуживающей тепловые сети. Просила в иске к соответчику отказать, и возложить обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов указанных в иске тепловых сетей на орган местного самоуправления.

В судебном заседании представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области не присутствуют. О дате и времени судебного процесса извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав процессуального истца, представителей стороны ответчика и соответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Судом установлено, что Удомельской межрайонной прокуратурой (по информации, полученной из прокуратуры Тверской области от 04 октября 2021 года №72-17-2021) проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что на территории города Удомля Удомельского городского округа, расположены объекты тепловых сетей, которые не имеют собственника и являются бесхозяйными, в реестре муниципального имущества города не находятся.

По результатам проверки в адрес Главы Администрации Удомельского городского округа было вынесено представление от 01 ноября 2021 года №11х-2021 об устранении нарушений законодательства в части жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам рассмотрения представления Администрацией Удомельского городского округа Тверской области дан ответ от 17 ноября 2021 года, согласно которому Перечень бесхозяйных объектов теплоснабжения, утвержден постановлением администрации города Удомля от 13 апреля 2012 года №236. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» бесхозяйные объекты теплоснабжения закреплены за теплосетевой организацией ООО «АтомТеплоЭлектросеть» этим же постановлением в целях надежной их эксплуатации и ремонта в случае возникновения аварийных ситуаций. Затраты на содержание и обслуживание таких сетей включаются в тариф ООО «АтомТеплоЭлектросеть» Региональной энергетической комиссией Тверской области.

В рамках выделенных ассигнований на очередной финансовый год на изготовление технических паспортов и планов Администрация Удомельского городского округа проводит работу по постановке на кадастровый учет бесхозяйных объектов. На 2022 год проектом муниципальной программы «Управление имуществом и земельными ресурсами Удомельского городского округа» запланированы денежные средства в размере 50 тыс. руб.

После утверждения бюджета Удомельского городского округа на 2022 год Администрацией Удомельского городского округа будут проводиться мероприятия по заключению муниципальных контрактов на изготовление технических планов на бесхозяйные объекты в целях их постановки на кадастровый учет.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 1 статьи 130 того же Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», Федеральному закона от 30 декабря 2009 года №584-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных частях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел «Введение» ОКОФ).

Таким образом, тепловая сеть, составляющая единый функциональный комплекс, является объектом недвижимости, право собственности на который, в силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В ходе проведенной Удомельской межрайонной прокуратуры выявлены бесхозные объекты тепловых сетей:

Как следует из информации Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 11 января 2022 года, указанные объекты недвижимого имущества не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателях в отношении данных объектов недвижимого имущества, что подтверждено соответствующими уведомлениями.

Согласно информации ТУ Росимущества в Тверской области от 19 января 2022 года в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения об указанных объектах недвижимого имущества.

На основании Постановлений Администрации города Удомля от 13 апреля 2012 года №236 и от 05 мая 2012 года №312 спорные объекты тепловых сетей переданы на обслуживание ООО «АтомТеплоЭлектросеть».

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года №701, вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно пункту 3 названного Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования, в качестве бесхозяйного осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления с приложением документов, перечисленных в пункте 7 Порядка.

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5, вступившим в действие с 21 декабря 2021 года, согласно которой с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких объектов; а также о том, что Администрация Удомельского городского округа является не единственным лицом, обладающим правом на обращение в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов тепловых сетей, суд находит их несостоятельными.

Пункт 5 статьи 225 статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие права лица, обязанного в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов на обращение с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, тогда как пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации данную обязанность возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, по мнению суда, именно Администрация Удомельского городского округа как орган местного самоуправления обязана обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов тепловых сетей, указанных выше, что до настоящего момента не было исполнено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении на Администрацию Удомельского городского округа обязанности обратиться в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о постановке на учет спорных объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом объема работ, принципа исполнимости решения суда в разумный срок, суд устанавливает ответчику срок для обращения в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о постановке на учет спорных объектов бесхозяйного недвижимого имущества 01 сентября 2022 года, полагая данный срок разумным и достаточным. Возражений от участвующих лиц относительно невозможности выполнения соответствующих действий в пределах данного срока, суду не поступило.

Поскольку суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является орган местного самоуправления, в части требований к ООО «АтомТеплоЭлектроСеть» надлежит отказать.

Исходя из положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Удомельского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Удомельского городского округа Тверской области об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, - удовлетворить.

Возложить на Администрацию Удомельского городского округа Тверской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в срок до 01 сентября 2022 года следующих объектов тепловых сетей:

В части исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «АтомТеплоЭлектроСеть», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Удомельский городской суд Тверской области.

В окончательной форме решение изготовлено 26 апреля 2022 года.

Председательствующий С.В. Минина

Дело №2-114/2022

УИД 69RS0034-01-2021-001494-27