Дело № 2-114/2022 15 марта 2022 года
УИД 29RS0016-01-2021-001985-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л.,
при помощнике судьи Хрущевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения со службы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС России № 3) о взыскании недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения со службы. Требования мотивированы нарушением трудовых прав на выплату компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, предусмотренной частью 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон № 79-ФЗ). В обоснование иска указала, что с 18.10.2016 по 19.04.2021 проходила государственную гражданскую службу в должности государственного налогового инспектора камеральных проверок в МИФНС России № 3. Приказом ответчика от 14.04.2021 № 01-85/82 служебный контракт расторгнут 19.04.2021, в связи с сокращением замещаемой должности, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ, а также компенсация в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Закона № 79-ФЗ за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. При расчете сумм компенсаций за пятый и шестой месяцы со дня увольнения ответчиком не были включены в расчет среднего заработка начисления в виде средств материального стимулирования, материального стимулирования (за счёт сокращения численности), материального стимулирования ФГГС сверхустановленного ФОТ), выплаченные ей в период службы, которые должны учитываться при расчете компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи сокращением должности федеральной государственной гражданской службы. Общая сумма средств материального стимулирования, полученная ею за период с мая 2020 года по апрель 2021 года составила 123491,19 руб., в том числе: за июль 2020 года 34334,11 руб., за сентябрь 2020 года 25759,87 руб., за декабрь 2020 года 34635,13 руб., за апрель 2021 года 28762,08 руб. Материальное стимулирование (за счёт сокращения численности) полученное за период с мая 2020 по апрель 2021 составило в сумме 20512,81 руб., в том числе за февраль 2021 года 20512 руб. Материальное стимулирование (ФГГС сверхустановленного ФОТ) полученное ею за период с мая 2020 по апрель 2021 составило в сумме 110172,45 руб., в том числе за май 2020 года 32597,81 руб., за август 2020 года 26921,99 руб., за ноябрь 2020 года 50652,65 руб. Всего на сумму 254176,45 (123491,19+20512,81+110172,45) руб. При таком соотношении размер недоплаченной ей компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения составил в сумме 21181,37 руб. за каждый месяц, что в сумме составляет42362,74 руб. В связи с чем, просит взыскать с ответчика данный размер недоплаченной ей компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения сор службы..
Стороны, извещенные судом о рассмотрении дела в судебное заседание не явились, согласно представленных письменных возражений и отзыва начальник МИФНС России № 3 ФИО2 против удовлетворения требований истца возразил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела суда № и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено по материалам дела, истец с 18.10.2016 по 19.04.2021 проходила государственную гражданскую службу в должности государственного налогового инспектора камеральных проверок в МИФНС России №.
Приказом ответчика от 14.04.2021 № 01-85/82 служебный контракт с истцом расторгнут 19.04.2021, в связи с сокращением замещаемой должности, истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ, а также компенсация в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Закона № 79-ФЗ за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Вступившим в законную силу решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 02.08.2021 по делу № с ответчика в пользу истца взыскано 84725,47 руб. недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы из расчета 21181,37 руб. в месяц, 28193,49 руб. недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, 40988,85 руб. недоплаченного денежного содержания на период нахождения в отпусках.
Как установлено данным решением суда, выплаченное ФИО1 в период работы материальное стимулирование должно было учитываться при расчете среднего заработка для оплаты указанной компенсации.
Как следует из материалов дела суда № и принятого решения от 02.08.2021, размер недоплаченной истцу компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы из расчета 21181,37 (254176,45 руб. / 12) руб. в месяц, определен исходя из следующих сумм выплаченного истцу материального стимулирования, в том числе за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в сумме 123491,19 руб., из которых за июль 2020 года 34334,11 руб., за сентябрь 2020 года 25759,87 руб., за декабрь 2020 года 34635,13 руб., за апрель 2021 года 28762,08 руб., материального стимулирования (за счёт сокращения численности) за период с мая 2020 по апрель 2021 в сумме 20512,81 руб., в том числе за февраль 2021 года 20512 руб. и материального стимулирования (ФГГС сверхустановленного ФОТ), полученного истцом за период с мая 2020 по апрель 2021 в сумме 110172,45 руб., в том числе за май 2020 года 32597,81 руб., за август 2020 года 26921,99 руб., за ноябрь 2020 года 50652,65 руб., всего на сумму 254176,45 (123491,19+20512,81+110172,45) руб.
В таком же порядке истцом произведен и расчет недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, на что суд отмечает следующее.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Законом N 79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 Правил N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно части 2 статьи 51 Закона № 79-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых отношений), при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых отношений), установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1 следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 разъяснения.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела на основании решений ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» отделения занятости населения по городу Новодвинску от 20.09.2021 № 26300015/2105 и от 20.10.2021 № 2930144/2105 ответчиком произведена истцу выплата компенсации в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Закона № 79-ФЗ за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Данный размер компенсации определен ответчиком как следует из представленных им расчетов от 20.09.2021 и от 20.10.2021 без учета выплаченных истцу средств материального стимулирования за период с мая 2020 года по апрель 2021 года на сумму 254176,45 руб.
Место службы истца располагалось на территории г. Новодвинска Архангельской области, отнесенного к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поэтому давая анализ изложенным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и сопоставляя их с названными нормами права, учитывая составленный истцом в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Закона № 79-ФЗ расчет недополученной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, проверенный судом и признанный арифметически верным и не оспариваемый ответчиком, суд считает требования истца о взыскании с ответчика недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения со службы в сумме 42362,74 (21181,37+21181,37) руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения со службы, удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 недоплаченную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения со службы в сумме 42362 руб. 74 коп., из которых 21181 руб. 37 коп. за пятый месяц со дня увольнения со службы и 21181 руб. 37 коп. за шестой месяц со дня увольнения со службы.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 15 марта 2022 года.