Дело № 2-114/2024
УИД 69RS0039-01-2023-002750-03
Решение
Именем Российской Федерации
16 января 2024 г. г. Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Комаровой Е.С.,
при секретаре Жуковой М.А.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ржевского, Старицкого и Зубцовского муниципальных округов Тверской области о признании права и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с доплатой недополученной суммы с учетом инфляции, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Тверской области) о перерасчете пенсии с доплатой недополученной суммы.
В обоснование исковых требований указано, что истец был уволен с действительной военной службы в запас приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками от 06.12.1991 № 01242 и приказом командира войсковой части 41710 от 16.12.1991 № 454. В войсковой части 41710 с 23.03.1987 он занимал должность коменданта части (старшего инспектора по режиму) в связи с чем ему было присвоено звание майора 15.07.1987. Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (п. 9) порядок исчисления пенсий предусматривает, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным военнослужащим включается оклад по последней штатной должности. Он оспаривал законность данного увольнения в судебном порядке ввиду того, что был уволен неверно, однако суд его исковые требования не поддержал. Как итог при исчислении его пенсии был принят должностной оклад в размере 610 руб., который на 01.07.2002 несмотря на неоднократные индексации в результате деноминации 1998 года остался почти неизменным - 686 руб. Это оклад, который соответствует званию лейтенанта, который стал 3 разрядом в 1993 году. На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 20 от 27.01.1993, его должностной оклад, из которого производилось исчисление пенсии, должен был соответствовать 7 тарифному разряду, однако ему был установлен 3 тарифный разряд. Норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия, была введена только 01.02.1993 и содержалась в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих (в период с 01.01.1992 по 31.12.1992) регулировались разными нормативно-правовыми актами. В период с 01.01.1992 по 31.12.1992 в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, которые учитывались органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе. Постановлением Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 были установлены новые должностные оклады военнослужащих и предусмотрен перерасчет пенсий, исходя из увеличенного в соответствии с данным Постановлением денежного содержания военнослужащих. Этим Постановлением Министерству обороны РФ было предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 оно было введено в действие с 01.01.1993. Согласно указанному Постановлению и Приказу Министра обороны РФ № 020 от 27.01.1993 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил РФ и усилении их социальной защиты» размеры должностных окладов военнослужащих были установлены в зависимости от тарифного разряда. Этим же Приказом были установлены пределы должностных окладов по соответствующим должностям и тарифным разрядам. При этом оклады были установлены только по типовым должностям. Пунктом 9 названного Приказа Министра обороны РФ было приказано обеспечить перерасчет с 01.01.1993 пенсий, ранее назначенных лицам офицерского состава и другим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на военной службе. В связи с принятием 12.02.1993 Закона Российской Федерации № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и существенным повышением окладов денежного содержания состоящим на службе военнослужащим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.1993 № 65 (приказ Министра обороны РФ 1992 года № 020) и указанием Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25.02.1993 №180/13/1-91 с 01.02.1993 производился пересмотр пенсий по новым нормам. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 12.02.1993 № 4469-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», названный закон введен в действие с 01.02.1993. С введением в действие данного закона подлежали перерасчету пенсии, ранее назначенные, в том числе, уволенным со службы офицерам, если они имели право на более высокую пенсию в соответствии с указанным законом. В состав сумм, из которых подлежала исчислению пенсия, включался размер стоимости продовольственного пайка. В расчет также принимались оклады по воинскому званию, установленные для майора и ему равных званий, процентная надбавка за выслугу лет при выслуге лет 25 и более устанавливалась в размере 40%. Нарушение его пенсионных прав очевидно. На дату увольнения с военной службы 16.12.1991 по занимаемой им воинской должности должен был быть установлен оклад в размере 1936 руб. соответствующий званию майора и 7 разряду. Установление неверного оклада и привело к неверному исчислению пенсии. Его пенсия должна была исчисляться по 7 тарифному разряду, а не 3. Ошибка по установлению размера должностного оклада при назначении пенсии за выслугу лет, подтверждается и не нуждается в доказывании исходя из прилагаемой копии ответа от 10.12.2020 № 182/4/3639 за подписью заместителя директора Департамента социальных гарантий Минобороны РФ ФИО12 который согласно статье 62 Закона № 4468-1 дал указание военному комиссариату Тверской области произвести перерасчет пенсии истца с доплатой недополученной суммы пенсии с 01.07.2002. Ответчик, вольно трактуя закон, безосновательно считает, что конкретные тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям, которые применялись для назначения пенсий военным пенсионерам впервые были установлены только 01.07.2002, и он не имеет права на перерасчет размера выплаченной пенсии в период с декабря 1991 года по июнь 2002 года по 7 тарифному разряду. Однако ответчик не принимает во внимание, что правовой нормы, лишающей его права пересмотра пенсий выплачиваемых до 01.07.2002, в связи с увеличением должностных окладов с 01.07.2002, не имеется. Он имеет право на точно такой же перерасчет и за период до 01.07.2002. На основании изложенного истец просил суд: признать за ним право и обязать ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» произвести перерасчет его пенсии по седьмому тарифному разряду с доплатой недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1993 по 01.07.2002.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные требования, в окончательной редакции просил суд: признать за ним право и обязать ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» произвести перерасчет его пенсии по седьмому тарифному разряду с доплатой недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1993 по 01.07.2002 с учетом инфляции, взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» компенсацию морального вреда в связи с неправильным начислением пенсии по должностному окладу нетиповой воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант Арсенала I разряда» в размере 1000000 руб.
В обоснование уточненных исковых требований истцом дополнительно указано, что из возражений на его кассационные жалобы Тверского областного военкомата видно, что с 01.02.1993 ему был произведен перерасчет пенсии по должностному окладу в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993. При этому ему был принят в расчет должностной оклад 15500 руб., определенный в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 № 65, а также с 01.02.1993 одновременно с перерасчетом пенсии в отношении каждого пенсионера из числа военнослужащих определялся тарифный разряд должности военнослужащего. В соответствии с приложением 3 к Указаниям ГУ ВБиФ Минобороны РФ от 25.02.1993 № 180/13/1-91 его должностной оклад соответствовал 3 тарифному разряду. В приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.01.1993 №65 должностные оклады офицерского состава по основным типовым должностям установлены размеры должностных окладов. Так, командиру взвода установлен должностной оклад в 14000 – 15000 руб., командиру роты установлен должностной оклад 16500 – 17500 руб., командиру батальона установлен должностной оклад 18500 – 19500 руб. Типовой должности командира роты соответствует воинское звание «капитан». Ему в должности старший инспектор по режиму – комендант Арсенала 1-го разряда, в которой он состоял до конца своей военной службы до 16.12.1991, было присвоено воинское звание «майор». Воинское звание «майор» на ранг выше воинского звания «капитан» и поэтому размер должностного оклада нетиповой воинской должности старший инспектор по режиму – комендант Арсенала 1-го разряда больше размера должностного оклада типовой воинской должности командира роты в воинском звании «капитан», т.к равен 18000 – 18500 руб. В соответствии с приложением № 3 к Указаниям ВБ-Ф МО РФ от 25.02.1993 № 180/13/1-91 Типовая воинская должность командир роты в воинском звании «капитан» соответствует 6 тарифному разряду и соответственно у истца – майора нетиповая воинская должность старшего инспектора по режиму – коменданта Арсенала 1-го разряда должна быть на одну позицию больше, т.е. 7 тарифному разряду, установленный с 01.01.1992 по 01.07.2002. После 01.07.2002 7 тарифный разряд нетиповой воинской должности старшего инспектора по режиму – коменданта Арсенала 1 разряда стал соответствовать 15 тарифному разряду в соответствии с Приложением у Указаниям МО РФ от 01.07.2002 № 180/3/390 «Порядок определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленными с 01.07.2002 исходя из существующих до этой даты по этим должностям тарифных разрядов», а 6 тарифный разряд типовой воинской должности командир роты стал соответствовать 14 тарифному разряду. В том, что нетиповая воинская должность старший инспектор по режиму – комендант Арсенала 1 разряда соответствует после 01.07.2002 15 тарифном разряду подтверждает в своем письме от 15.10.2020 № 182/3/3173 представитель Департамента социальных гарантий МО РФ – заместитель директора ДСГ МО РФ ФИО15 который здесь же дает указание Тверскому облвоенкомату о перерасчете его пенсии по должностному окладу с 01.07.2002.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, в качестве представителя Министерства обороны Российской Федерации привлечено ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Военный комиссариат Ржевского, Зубцовского и Старицкого муниципальных округов Тверской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в иске и уточнениям к нему основаниям. Поддержал письменные пояснения, согласно которым относительно тарифного разряда по его воинской должности «старший инспектор по режиму – комендант части» (Арсенал 1 разряда) за период с 01.02.1993 по 01.07.2002 не соблюдаются законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министерства обороны Российской Федерации, а также игнорируется решение Тверского гарнизонного военного суда от 16.05.2006 и возражения военного комиссариата Тверской области от 21.06.2006 № 263/ЦСО на его кассационную жалобу. В соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 63 от 27.01.1993 одновременно с перерасчетом пенсии в отношении каждого пенсионера из числа военнослужащих определялся код должностного оклада, который означал тарифный разряд воинской должности военнослужащего. Он был уволен с действительной военной службы в декабре 1991 года, а пенсию ему назначили в мае 1992 года исходя из указанного в его расчетной книжке должностного оклада в размере 610 руб. При перерасчете его пенсии по должностному окладу с 01.01.1992 в соответствии со ст. 66 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и Основами законодательства СССР и Республик об индексации доходов населения (ст. 1 и 5), Указом Президента СССР от 19.12.1991 «О пересмотре размеров пенсий, выплачиваемых пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава внутренних органов и членов их семей», а также приложения к Указаниям ЦФУ МО СССР от 25.12.1991 № 180/13/1-8444 (пересмотр военных пенсий). 01.08.1992 в соответствии с Указом Президента РФ от 16.07.1992 №781 «О перерасчете пенсий военных пенсионеров». С 01.02.1993 в соответствие с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 был произведен перерасчет военных пенсий в соответствии с Приложением № 3 к Указаниям ГУ ВБиФ МО РФ от 25.02.1993 № 180/13/1-91 код тарифного разряда его должностного оклада - 0210, что соответствовало третьему тарифному разряду. Решение гарнизонного военного суда от 16.05.2006 и возражение Военного комиссариата Тверской области от 21.06.2006 № 263/ЦСО на его кассационную жалобу подтверждают, что с 01.02.1993 по 01.07.2002 у него был должностной оклад 3-го тарифного разряда. В его расчетной книжке указан по воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант части (Арсенал 1 разряда) должностной оклад на 01.01.1990 в размере 180 руб., который такой же оклад на 01.01.1990 имел начальник связи (разведки) и которая эта воинская должность имела 9 тарифный разряд на 01.02.1993, а на 01.07.2002 - 17 тарифный разряд. И поэтому его воинская должность «Старший инспектор по режиму – комендант части (Арсенал 1 разряда) должна соответствовать с 01.02.1993 по 01.07.2002 9 тарифному разряду, а не третьему тарифному разряду, а с 01.07.2002 - 17 тарифному разряду. Из этого следует, что вышеперечисленные законы опровергают утверждение отзыва ответчика в том, что тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям впервые были установлены с 01.07.2002. В соответствии с ФЗ от 07.05.2002 № 49-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и представления им отдельных льгот» и Приказом МО РФ от 28.06.2002 № 245 «О денежном довольствии военнослужащих», а также Приложениям к Указаниям МО РФ от 01.07.2002 № 180/3/390 одновременно с перерасчетом пенсии пенсионерам МО РФ с 01.07.2002 был обозначен порядок определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленными с 01.07.2002, исходя из существующих до этой даты по этим должностям тарифных разрядов, то есть третий тарифный разряд воинской должности до 01.07.2002 стал соответствовать 11 тарифному разряду этой же воинской должности после 01.07.2002. Из этого следует, что утверждение Тверского областного военкомата в том, что ни прямой, ни обратной зависимости тарифных разрядов воинских должностей, установленных с 01.07.2002 от тарифных разрядов воинских должностей, установленных до 01.07.2002, не имеется, ошибочно. После того, как истец узнал в сентябре 2020 года, что его воинская должность «Старший инспектор по режиму - комендант части» (Арсенал 1 разряда) и воинская должность «Начальник разведки (связи)» имеют одинаковые тарифные разряды, он подал заявление в Департамент социальных гарантий МО РФ на определение ему тарифного разряда по воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант части (Арсенал 1 разряда). После его заявления ДСГ МО РФ в октябре 2020 года дал указание Тверскому областному военкомату произвести ему перерасчет пенсии по должностному окладу воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант части (Арсенал 1 разряда) только по 15 тарифному разряду с 01.07.2002, то есть фактически ему было отказано в перерасчете пенсии по должностному окладу выше указанной его воинской должности по 7 тарифному разряду с 01.02.1993 по 01.07.2002. Из изложенного следует, что он на законном основании имеет право на перерасчет пенсии с 01.02.1993 по 01.07.2002 по должностному окладу воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант части (Арсенал 1 разряда) по седьмому тарифному разряду и доплате недополученной суммы пенсии за этот период, также этот 7 тарифный разряд соответствует 15 тарифному разряду этой воинской должности, установленный с 01.07.2002. Сторона ответчика не может ссылаться на пропуск трехгодичного срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ ввиду того, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому к ним неприменимы нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность. Более того, о нарушении своих прав он узнал только в декабре 2020 года, когда по его жалобе был произведен перерасчет начисленной ему пенсии за период с 2002 по 2020 год включительно. Ошибка по установлению размера должностного оклада при назначении пенсии за выслугу лет, подтверждается и не нуждается в доказывании исходя из представленной суду копии ответа от 10.12.2020 № 182/4/3639 за подписью заместителя директора Департамента социальных гарантий Минобороны РФ ФИО12 который согласно статье 62 Закона № 4468-1 дал указание военному комиссариату Тверской области произвести перерасчет пенсии истца с доплатой недополученной суммы пенсии с 01.07.2002. На обозрение суда представлено решение Тверского военного гарнизонного суда от 2006 года по делу, которым он пытался оспорить незаконность своего увольнения, возражения стороны ответчика на его кассационную жалобу на вышеуказанное решение, а также копию переводной таблицы (приложения к указаниям Минобороны РФ от 01.07.2002 №180/3/390). Непосредственно к иску он приложил копии ответа от 02.11.2020 №5/1896 за подписью военного комиссара Тверской области ФИО16 ответа от 19.01.2021 №182/н/297 за подписью заместителя директора Департамента социальных гарантий Минобороны РФ ФИО12, ответа от 11.03.2021 №182/н/759 за подписью директора департамента социальных гарантий ФИО13, ответа от 15.04.2021 №182/н/1117 за подписью заместителя директора Департамента социальных гарантий Минобороны РФ ФИО12, ответа от 30.07.2021 №7/5608 за подписью замначальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» ФИО3. Вышеуказанных документов вполне достаточно в качестве доказательственной базы для принятия судом первой инстанции справедливого и законного решения - утверждение стороны ответчика о том, что истец не может доказать и обосновать свои исковые требования неправомерны. По сути позиция ответчика сводится к тому, что перерасчет пенсии в период до 2002 года просто не предусмотрен, а не к тому что у истца нет правовых оснований для такого перерасчета. Он был уволен в запас 17.12.1991 в звании майора, с должности старшего инспектора по режиму - комендант войсковой части 41710. На основании Приказа Министра обороны РФ от 27.01.1993 № 20, установившего должностные оклады военнослужащих в соответствии с тарифным разрядом, ему ошибочно был установлен 3 разряд, вместо 7 тарифного разряда, в связи с чем, сумма причитающегося ему, согласно приказу, оклада, была уменьшена. Согласно Постановлению Правительства от 27.01.1993 № 65 и Приказу Министра обороны РФ от 27.01.1993 № 20 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных сил РФ и усилении их социальной защиты», размеры должностных окладов военнослужащих были установлены в зависимости от тарифного разряда. При этом оклады были установлены только по типовым должностям. Должность старшего инспектора по режиму в соответствии с указанным Постановлением Правительства от 27.01.1993 № 65, соответствует должности заместителя командира батальона. Ему был установлен оклад, соответствующий должности командира взвода в звании лейтенанта. В связи с принятием Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с постановлением Правительства от 27.01.1993 № 65 и Приказом Министра обороны РФ от 27.01.1993 № 20 с 01.02.1993 произведен пересмотр пенсий по новым правилам. Однако ему, в связи с установлением 3 тарифного разряда, вместо 7, и соответственно установлению меньшего размера оклада, пенсия была начислено не верно. Ошибка по установлению размера должностного оклада при назначении пенсии за выслугу лет, подтверждается копией ответа от 10.12.2020 № 182/4/3639 Департамента социальных гарантий Минобороны РФ, согласно которому ему произведен перерасчет пенсии с 01.07.2002. Соответственно аналогичная ошибка допущена и при начислении ему пенсии в период с 01.01.1993 по 01.07.2002. Основанием для произведения доплаты с учетом инфляции являются ст. 15 ГК РФ, ст. 208 ГПК РФ. В результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные ему в полном объеме денежные суммы пенсии, утратили свою покупательную способность, что, безусловно, причинило ему убытки, которые в соответствии со ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ должны быть ему полностью возмещены. Считает, что причиной назначения пенсии не соответствующей его званию, по третьему тарифному разряду, вместо седьмого послужили действия ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», что повлекло причинение ему нравственных страданий.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что пенсия была назначена истцу неверно по 3 тарифному разряду, а должна была быть назначена по 7 тарифному разряду, т.к. он был майором.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, суть которого сводится к следующему. С исковыми требованиями ФИО1 не согласны по следующим основаниям. Истец является бывшим военнослужащим, ему в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет. Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 для исчисления пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии с пунктом 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, включаются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленная из этих окладов. Истец был уволен с военной службы в соответствии с приказом Главнокомандующего сухопутными войсками № 01242 от 06.12.1991 с нетиповой воинской должности «Старший инспектор по режиму - комендант войсковой части 41710 (Арсенал 1 разряда)». При этом пенсия ему была назначена исходя из указанного в его расчетной книжке должностного оклада в размере 610 руб. Утверждение о том, что на дату увольнения с военной службы (16.12.1991) по занимаемой им воинской должности должен был быть установлен оклад, соответствующий 7 тарифному разряду, противоречит действующим в тот период нормативным правовым актам. Тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям для действующих военнослужащих, которые применялись для перерасчета пенсий военным пенсионерам, впервые были установлены с 01.07.2002 в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2002 № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.. .», которым в действующее законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей. При этом, ни прямой, ни обратной зависимости окладов, установленных с 01.07.2002 от окладов, установленных до 01.07.2002, не имеется. Таким образом, тот факт, что для исчисления пенсии ФИО1 с 01.07.2002 в соответствии с тарификацией, проведенной Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ, был установлен пятнадцатый тарифный разряд, не означает, что до указанной даты истцу должен быть установлен седьмой или какой-либо другой тарифный разряд. В связи с этим, оснований для исчисления пенсии по 7 тарифному разряду в период с 01.01.1993 по 01.07.2002 и осуществления доплаты недополученной суммы пенсии не имеется. Тема исковых требований, заявленных ФИО1, неоднократно была предметом рассмотрения различных компетентных органов Министерства обороны РФ. Во всех случаях рассмотрения данного вопроса ФИО1 отказывалось в пересмотре получаемого им пенсионного обеспечения, о чем свидетельствуют копии ответов, приложенные к исковому заявлению истца. Кроме того, ответчиком представлено письменное ходатайство о применении срока исковой давности, т.к. оспариваемая истцом правомерность начисления пенсии, с учетом примененного должностного оклада, была начислена в декабре 1991 года со дня увольнения с военной службы.
Представитель ответчика Военного комиссариата Ржевского, Старицкого и Зубцовского муниципальных округов Тверской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что назначение и выплата пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществляется военными комиссариатом Тверской области.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывов, возражений не представили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Тверского гарнизонного военного суда от 16 мая 2006 г. частично удовлетворено исковое заявление ФИО1 с требованиями к Главнокомандующему сухопутными войсками и к командиру войсковой части 41710 о восстановлении на военной службе, с требованиями к военному комиссару Тверской области и к военному комиссару города Ржева о перерасчете пенсии, а также с требованиями к командиру войсковой части 41710 о компенсации морального вреда. Данным решением с войсковой части 41710 в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей за несвоевременное направление из воинской части личного дела ФИО1 для оформления ему пенсии. В удовлетворении требований ФИО1 о компенсации ему войсковой частью 41710 морального вреда в размере 4 999000 рублей – отказано. В удовлетворении требований ФИО1 к Главнокомандующему сухопутными войсками и к командиру войсковой части 41710 о восстановлении на военной службе в прежней должности, а также в удовлетворении требований ФИО1 к военному комиссаруТверской области и к военному комиссару города Ржева о перерасчете пенсии – отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 18 июля 2006 г. указанное решение оставлено без изменения.
Из указанного решения суда следует, что рассмотрев требования ФИО4 о производстве ему с дня вынесения решения суда перерасчета пенсии с учетом его выслуги лет не ниже 15-го разряда, заявленных ФИО4 к военному комиссариату Тверской и военному комиссариату города Ржева, то утверждения ФИО4 о неправильном начислении ему пенсии суд находит надуманными и несоответствующими действительности. При этом, приходя к выводу об отказе в данных требованиях к военному комиссариату города Ржева, суд исходит из того, что в обязанности военного комиссариата города Ржева входит только направление в адрес Тверского областного военного комиссариата необходимых документов для назначения уволенным военнослужащим пенсии и их личных дел, а назначение и выплата пенсии производится через военный комиссариат Тверской области. Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании представителем военного комиссара Тверской области, который пояснил, что Ржевский городской военный комиссариат отношения к начислению и выплате уволенным военнослужащим пенсий не имеет.
Приложениями № 3 к Указаниям ГУ ВБиФ МО РФ от 25 февраля 1993 г. № 180/13/1-91 предусмотрено, что с 1 февраля 1993 г. должностной оклад в размере 610 рублей, который был у ФИО4 при увольнении его с военной службы, соответствует 3-му тарифному разряду. В дальнейшем, с 1 июля 2002 г. 3-й тарифный разряд, в соответствии с Приложением к Указаниям Министерства обороны РФ от 1 июля 2002 г. № 180/3/390 «Порядок определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленным с 1 июля 2002 г., исходя из существующих до этой даты по этим тарифным должностям тарифных разрядов» стал соответствовать 11 тарифному разряду. Таким образом, суд приходит к выводу, что Тверской областной военный комиссариат обоснованно исчисляет ФИО4 пенсию за выслугу лет исходя из 11 тарифного разряда. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом, находящимися в личном деле ФИО4, справками об исчислении ему пенсии. Приходя к выводу о надуманности утверждений ФИО4 о его праве на исчисление ему пенсии не ниже 15-го тарифного разряда суд также исходит из того, что Крахмалевым не представлено в суд каких-либо доказательств свидетельствующих об обоснованности заявленных им требований.
Судом установлено, что приказом Главнокомандующего сухопутными войсками № 01242 от 06 декабря 1991 г. ФИО1 – майор, старший инспектор по режиму – комендант войсковой части 41710, был уволен с военной службы в запас по п. «д» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР - по служебному несоответствию.
На обращение ФИО1 Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации был дан ответ от 10 декабря 2020 г. за исх. № 182/4/3639, в котором указано следующее. Порядок исчисления пенсий установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, пунктом 9 которого предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным военнослужащим включается оклад по последней штатной должности. Пенсия уволенным военнослужащим исчисляется из конкретного, индивидуально установленного при увольнении каждому военнослужащему оклада по воинской должности в твердой сумме, размер которого указывается в расчетной книжке (денежном аттестате) военнослужащего. При этом наименование должности сверяется с выпиской из приказа об увольнении. Указанные документы приобщаются в пенсионное дело уволенного военнослужащего, и являются документальным основанием для исчисления ему пенсии. ФИО1 был уволен с военной службы в соответствии с приказом Главнокомандующего сухопутными войсками № 01242 от 6 декабря 1991 г. с нетиповой воинской должности «Старший инспектор по режиму — комендант войсковой части 41710». При этом пенсия была назначена исходя из указанного в расчетной книжке должностного оклада в размере 610 рублей. Поскольку военнослужащие, уволенные с военной службы до 1 января 1993 г., воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации не занимали, а размеры должностных окладов для действующих военнослужащих в штатах воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации указывались от минимума до максимума («вилочные» оклады), для пересмотра пенсий в период с 1991 года по 1993 год в Министерстве обороны Российской Федерации были разработаны таблицы соответствия окладов по воинским должностям уволенных военнослужащих, которые были утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не противоречили действующему законодательству. Все перечисленные таблицы имеются в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации. Таким образом, предоставить информацию к какому конкретному тарифному разряду относиться последняя воинская должность ФИО1 не представляется возможным. В дальнейшем, установленные в соответствии с таблицами и приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 20 должностные оклады только индексировались в порядке, предусмотренном статьей 49 Закона № 4468-1, одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Обращается внимание, что конкретные тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям для действующих военнослужащих, которые применялись для назначения пенсий военным пенсионерам, впервые были установлены только с 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты...», которым в действующее законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей. Определение окладов по воинским должностям уволенных военнослужащих осуществлялось в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2003 г., принятым в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», с учетом принципа соотношения уровней размеров окладов по нетиповым воинским должностям с размерами окладов по типовым воинским должностям. Министром обороны Российской Федерации 28 декабря 2002 г. был утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Перечень) и указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. № 180/21/424 дано распоряжение начальнику Главного финансово-экономического управления - заместителю Министра обороны Российской Федерации организовать тарификацию нетиповых воинских должностей офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при тарификации нетиповых воинских должностей офицеров, уволенных с военной службы, для установления размеров пенсий руководствоваться указанным Перечнем (в дальнейшем приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 г. - носит закрытый характер). Принимая во внимание требования вышеназванных нормативных правовых актов Российской Федерации и Минобороны России, размеры должностных окладов, применяемые при расчете пенсий лицам, уволенным с военной службы до 1 июля 2002 г., были приведены в соответствие с размерами должностных окладов военнослужащих, проходивших военную службу на аналогичных воинских должностях по состоянию на 1 июля 2002 года. В соответствии с Перечнем должностной оклад по воинской должности «Старший инспектор по режиму - Комендант войсковой части 41710», которую ФИО1 занимал на день увольнения с военной службы, с 1 июля 2002 г. был установлен в размере 1850 рублей, что соответствовало 15 тарифному разряду. Согласно статье 62 Закона № 4468-1 в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, поскольку при исчислении пенсии была обнаружена ошибка по установлению размера должностного оклада, Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации было дано указание военному комиссариату Тверской области произвести перерасчет пенсии ФИО1 с доплатой недополученной суммы пенсии с 1 июля 2002 года.
Как следует из сообщения заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 15.10.2020 исх. № 182/3/3174 в адрес Военного комиссариата Тверской области сообщено о необходимости с 01 июля 2020 г. произвести перерасчет пенсии, назначенной ФИО1 исходя из 15 тарифного разряда. Указано, что тарификацию Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации от 29 августа 2006 г. считать недействительной.
Согласно имеющемуся в пенсионном (личном) деле ФИО1 расчету на выплату пенсии за период с 01.07.2002 по 31.10.2020, истцу произведено начисление пенсии в порядке перерасчета. Факт выплаты суммы соответствующего перерасчета пенсии истцом не оспаривался.
19 января 2021 г. за исх. № 182/4/297 Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской федерации ФИО1 дан ответ на его обращение по вопросу исчисления пенсии, в котором указано следующее. Утверждение, что на дату увольнения с военной службы 16 декабря 1991 г. по занимаемой ФИО1 воинской должности должен был быть установлен оклад в размере 1936 рублей противоречит действующим в тот период нормативным документам, поскольку с 1 октября 1991 г. в соответствии со Схемой должностных окладов офицерского состава, утвержденной 30 сентября 1991 г. Министром СССР, был установлен оклад в размере 540-590 рублей, без учета компенсации взамен продовольственного пайка (50 рублей), и который до 1 января 1993 г. не изменялся. Таким образом, оснований для осуществления доплаты недополученной суммы пенсии за период с 6 декабря 1991 г. по 1 января 1993 г. не имеется. Поскольку военнослужащие, уволенные с военной службы до 1 января 1993 г., воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации не занимали, а размеры должностных окладов для действующих военнослужащих в штатах воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации указывались от минимума до максимума («вилочные» оклады), для пересмотра пенсий в период с 1991 года по 1993 год в Министерстве обороны Российской Федерации были разработаны таблицы соответствия окладов по воинским должностям уволенных военнослужащих, которые были утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не противоречили действующему законодательству. Все перечисленные таблицы имеются в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации. В дальнейшем на основании Порядка установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов (Приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 20) исходя из оклада в размере 2050 - 2200 рублей, установленного с 1 февраля 1992 г. Схемой должностных окладов, утвержденной 28 марта 1992 г. Главнокомандующим Объединенными Вооруженными силами СНГ, в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 января 1993 г. по воинской должности «Старший инспектор по режиму - комендант войсковой части 41710. (Арсенал 1 разряда)» был установлен 5 тарифный разряд, который до 1 июля 2002 года не изменялся. В связи с изложенным оснований для исчисления ФИО1 пенсии по 7 тарифному разряду в период с 1 января 1993 г. по 1 июля 2002 г. и осуществления доплаты недополученной суммы пенсии также не имеется.
В ответе Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 11 марта 2021 г. ФИО1 в очередной раз разъяснено, что оснований для исчисления ФИО1 пенсии по 7 тарифному разряду в период с 1 января 1993 г. по 1 июля 2002 г. и осуществления доплаты недополученной суммы пенсии также не имеется.
15 апреля 2021 г. за исх. № 182/4/1117 ФИО1 на его обращение Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации даны разъяснения о том, что пенсия с момента назначения исчислялась правильно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и оснований для исчисления ее в ином порядке не имеется. В данном ответе даны разъяснения, аналогичные изложенным в ответе от 10 декабря 2020 г.
Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» 30 июля 2021 г. был дан ответ за исх. № 7/5608, в котором разъяснено следующее. При исчислении пенсии ФИО1 был принят должностной оклад в размере 610 руб. (с учетом повышения взамен продовольственного пайка в размере 50 руб.), указанный в расчетной книжке. В соответствии с указанием начальника Центрального финансового управления Министерства обороны СССР от 25 декабря 1991 г. № 180/13/1-8444 «О порядке пересмотра пенсий, выплачиваемых пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, с учетом повышения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих и изменения минимальной заработной платы, в связи с вступлением в силу Указа Президента СССР от 19декабря 1991 года» для исчисления пенсий с 1 января 1992 года лицам, уволенным с военной службы после 1 октября 1991 года до 1 января 1992 года, принимались должностные оклады, из которых была исчислена им пенсия, за вычетом прибавки (повышения) взамен продовольственного пайка, повышенные на 90%. Таким образом, с 1 января 1992 года пенсия ФИО1 исчислялась из должностного оклада в размере 1064 рублей (610-50) * 1,9). Порядок перерасчета пенсии в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1992 г. №781 «О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей» был установлен указанием начальника Центрального финансового управления от 9 июля 1992 года № 180/13/1-9956. С 1 августа 1992 года должностной оклад для исчисления пенсии ФИО1 составил 3630 руб. В соответствии с указаниями начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 180/13/1-91 «О порядке пересмотра пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года № 65» с 1 февраля 1993 года оклад по воинской должности ФИО1 установлен в размере 15500 руб. В дальнейшем должностной оклад, учитываемый для исчисления, индексировался: с 1 апреля 1993 года на коэффициент 1,9 в соответствии с постановлением Правительства - Совета Министров от 19 апреля 1993 г. № 340; с 1 сентября 1993 года на коэффициент 1,8 в соответствии с постановлением Правительства - Совета Министров от 16 сентября 1993 г. № 919; с 1 января 1994 года на коэффициент 1,9 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. № 1352; с 1 июля 1994 года на коэффициент 1,4 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 753; с 1 апреля 1995 года на коэффициент 1,3 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1995 г. №311; с 1 сентября 1995 года на коэффициент 1,54 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 г. № 1052; с 1 марта 1998 года на коэффициент 1,25 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1349; с 1 января 1999 года на коэффициент 1,62 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. №72; с 1 декабря 2000 года на коэффициент 1,2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 г. № 680. Таким образом, размер должностного оклада на 1 июля 2002 года составил 686 руб. (с учетом деноминации 1998 года). Тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям для действующих военнослужащих, которые применялись для перерасчета пенсий военным пенсионерам, впервые были установлены с 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты.. .», которым в действующее законодательство, внесены изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей. Для перерасчета пенсий применялись переводные таблицы с последующей тарификацией каждой воинской должности. При этом, ни прямой, ни обратной зависимости окладов, установленных с 1 июля 2002 года от окладов, установленных до 1 июля 2002 года, не имеется. Таким образом, тот факт, что для исчисления пенсии ФИО1 с 1 июля 2002 года установлен пятнадцатый тарифный разряд, не означает, что до указанной даты ФИО1 должен быть установлен седьмой или какой-либо другойтарифный разряд. До 1 июля 2002 года должностной оклад для исчисления пенсии ФИО1 был установлен и индексировался правильно, недоплаты за этот период не допущено.
Как следует из представленной истцом и имеющейся в пенсионном (личном) деле ФИО1 расчетной книжки его должностной оклад по занимаемой на момент увольнения должности «старший инспектор по режиму – комендант войсковой части 41710» составлял 610 руб. с учетом прибавки взамен продовольственного пайка в размере 50 руб.
Порядок исчисления пенсий установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Пунктом 8 указанного Постановления было предусмотрено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в части, не превышающей 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывается при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Пунктом 9 названного Постановления было предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным военнослужащим включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 был уволен с военной службы в соответствии с приказом Главнокомандующего сухопутными войсками № 01242 от 06 декабря 1991 г. с нетиповой воинской должности «Старший инспектор по режиму – комендант войсковой части 41710».
Доводы истца об отсутствии в пенсионном (личном) деле подлинной выписки из приказа об увольнении суд отвергает, поскольку данным доводам была дана оценка в решении Тверского гарнизонного военного суда от 09 мая 2006 г.
Из имеющегося в пенсионном (личном) деле ФИО1 расчета пенсии от 31.08.1993 следует, что при исчислении пенсии ФИО1 был принят должностной оклад в размере 610 руб., который был указан в расчетной книжке, оклад по воинскому званию в размере 150 руб., надбавка за выслугу лет 25% в размере 190 руб.
Как указано выше, должностной оклад, принятый для исчисления пенсии, был указан в расчетной книжке с учетом надбавки взамен продовольственного пайка, установленного в размере 50 руб.
Военнослужащие, уволенные с военной службы до 1 января 1993 г., воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации не занимали, а размеры должностных окладов для действующих военнослужащих в штатах воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации указывались от минимума до максимума («вилочные» оклады), без установления тарифных разрядов.
В соответствии со Схемой должностных окладов офицерского состава, утвержденной Министром СССР 30 сентября 1991 г., по воинской должности «Старший инспектор по режиму - комендант войсковой части 41710» с 01 октября 1991 г. был установлен оклад в размере 540-590 руб., без учета компенсации взамен продовольственного пайка (50 руб.), который до 01 января 1993 г. не изменялся.
На основании изложенного суд соглашается доводами ответчика и разъяснениями, изложенными в вышеуказанных ответах на обращения ФИО1 о том, что утверждение ФИО1, что на дату увольнения с военной службы 16 декабря 1991 г. по занимаемой им воинской должности должен был быть установлен оклад, соответствующий 7 тарифному разряду, противоречит действующим в тот период нормативным документам.
Конкретные тарифные разряды и соответствующие им оклады по воинским должностям для действующих военнослужащих, которые применялись для назначения пенсий военным пенсионерам, впервые были установлены только с 01 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», которым в действующее законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей.
Определение окладов по воинским должностям уволенных военнослужащих осуществлялось в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2003 г., принятым в развитие постановления Правительства Российской федерации от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», с учетом принципа соотношения уровней размеров окладов по нетиповым воинским должностям с размерами окладов по типовым воинским должностям.
Для перерасчета пенсий применялись переводные таблицы с последующей тарификацией каждой воинской должности.
Вместе с тем, ни прямой, ни обратной зависимости окладов, установленных с 01 июля 2002 г. от окладов, установленных до 01 июля 2002 г., не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что тот факт, что для исчисления пенсии ФИО1 с 01 июля 2002 г. установлен пятнадцатый тарифный разряд, не означает, что до указанной даты ФИО1 должен быть установлен седьмой тарифный разряд. До 01 июля 2002 г. должностной оклад для исчисления пенсии ФИО1 был установлен правильно, факта недоплаты за период с 01 января 1993 г. по 01 июля 2002 г. не установлено.
Доводы истца о том, что при исчислении его пенсии был принят должностной оклад в размере 610 руб., который соответствует званию лейтенанта, который стал 3 разрядом в 1993 году, при том, что по занимаемой им воинской должности должен был быть установлен оклад в размере 1936 руб. соответствующий званию майора и 7 разряду, суд отвергает, как противоречащие приведенным нормам действовавшего в тот период времени законодательства, а также обстоятельствам дела.
Доводы истца о несоответствии установленного ему должностного оклада, исходя из сравнения с иными воинскими должностями и званиями, суд находит несостоятельными, как основанные на неверном понимании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы истца о том, что ошибка в установлении размера должностного оклада при назначении ему пенсии за выслугу лет, подтверждается ответом от 10.12.2020 № 182/4/3639 за подписью заместителя директора Департамента социальных гарантий Минобороны РФ ФИО12, суд отвергает, поскольку во всех предоставленных истцу ответах уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации указано на отсутствие ошибки при назначении пенсии и оснований для ее перерасчета.
Более того, вопрос правильности исчисления пенсии истца являлся предметом оценки Тверского гарнизонного военного суда от 16 мая 2006 г.
Кроме того, суд полагает, что Военный комиссариат Ржевского, Старицкого и Зубцовского муниципальных округов Тверской области в данном деле является ненадлежащим ответчиком в связи с тем, что в обязанности данного военного комиссариата входит только направление в адрес областного военного комиссариата необходимых документов для назначения уволенным военнослужащим пенсии и их личных дел, а назначение и выплата пенсии производится через Военный комиссариат Тверской области, на что в том числе указано в вышеуказанном решении Тверского гарнизонного военного суда от 16 мая 2006 г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права и возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» произвести перерасчет его пенсии по седьмому тарифному разряду с доплатой недополученной суммы пенсии за период с 01.01.1993 по 01.07.2002 с учетом инфляции, не подлежат удовлетворению.
Требование о взыскании компенсации морального вреда производно от удовлетворения основного требования и основано истцом на неправильном начислении пенсии.
Вместе с тем, учитывая, что нарушений при назначении и выплате пенсии истцу судом не установлено, обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не свидетельствуют о причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав законодательством не предусмотрено, в связи с чем оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд отклоняет, поскольку в силу ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, при этом истец и ответчик не являются субъектами гражданских правоотношений, соответственно срок исковой давности не может применяться к данному спору.
Руководствуясьст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 (<данные изъяты>) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» (ОГРН<***>, ИНН<***>), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН<***>, ИНН<***>), Военному комиссариату Ржевского, Старицкого и Зубцовского муниципальных округов Тверской области о признании права и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1993 по 01.07.2002 с доплатой недополученной суммы с учетом инфляции, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Комарова
Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2024 г.
Судья Е.С. Комарова