Ромненский районный суд Амурской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ромненский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-115 (2010 года)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года с. Ромны
Судья Ромненского районного суда Амурской области Крисько В.А.,
при секретаре Косицыной И.И.,
с участием:
помощника прокурора Ромненского района Коломейца М.А.,
представителя ответчика по доверенности начальника юридического отдела администрации Ромненского района Лушпай И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску исполняющего обязанности прокурора Ромненского района Амурской области Пихтерева П.С. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ромненского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении на администрацию Ромненского района обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с номером вызова «112» в срок до 1 ноября 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Ромненского района Пихтерев П.С. обратился в Ромненский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ромненского района Амурской области о признании бездействия администрации района незаконным в части непринятия мер по созданию единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования с номером вызова «112», и возложением обязанности на администрацию района наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования с номером вызова «112» в срок до 1 ноября 2010 года.
В обосновании своего иска он указал следующее. Прокуратурой Ромненского района проведена проверка соблюдения муниципальным образованием администрацией Ромненского района законодательства в области чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с абзацем 2 Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 года №1240-р, забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 11 указанного Положения органами повседневного управления единой системы являются, на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории РФ начиная с 2008 года назначен номер «112».
Основными целями создания системы - 112 в Российской Федерации
являются: организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение
реагирования и улучшение взаимодействие экстренных оперативных служб
при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения; организация
удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного
окна», позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия
не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер
требуется использовать для доступа к ней; уменьшение возможного
социально-экономического ущерба вследствие происшествий и
чрезвычайных ситуаций; гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб», правительство постановило: утвердить прилагаемый перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи. Назначить, начиная с 2008 года номера "112" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного муниципальное образование администрация Ромненского района, начиная с 2008 года должно было запланировать и провести комплекс систематических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов от населения в адрес единой диспетчерской службы муниципального образования, однако до настоящего времени указанная работа не проведена, единая дежурная диспетчерская служба не создана.
Не принятием мер по созданию единой дежурной диспетчерской службы на территории Ромненского района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан проживающих на территории Ромненского района на защиту и охрану жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с этим исполняющий обязанности прокурора просит признать бездействие администрации Ромненского района незаконным и обязать её создать единую диспетчерскую дежурную службу с номером вызова «112».
В судебном заседании представитель прокуратуры Ромненского района помощник прокурора Коломеец М.А. на иске настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того он пояснил, что согласно плана-контроля, разработанного управлением гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного первым заместителем председателя Правительства Амурской области Капканщиковым В.О. 19 апреля 2010 года до ноября 2010 года в Ромненском районе при администрации района должна быть создана единая дежурно-диспетчерская служба с номером вызова «112». Время идет, администрация района в этом направлении ничего не делает. Время осталось совсем мало. Для того чтоб к обозначенному сроку единая дежурно-диспетчерская служба в районе всё-таки была создана, исполняющий обязанности прокурора и обратился с иском в суд.
Представитель ответчика по доверенности начальник юридического отдела администрации Ромненского района Лушпай И.И. исковые требования прокуратуры не признала и пояснила следующее. В настоящее время в рамках действующего федерального законодательства и законодательства Амурской области в Ромненском районе создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) с номером вызова «01». На основании постановления главы района № 159 от 9 июня 2003 года «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории района», изданного в соответствии с действующим законодательством Амурской области, эта служба была создана на базе телефонного номера службы экстренного вызова и аварийно-спасательных служб «01». На подключение телефона была составлена смета и выделены необходимые средства в размере 4 тысяч рублей. Об исполнении сметы расходов был составлен отчет, копия которого представлена суду. Данная ЕДДС с телефоном вызова «01» действует по настоящее время, так как перехода с номера вызова «01» на «112» как на федеральном уровне, так и в Амурской области еще не произошло. Концепция перехода на номер вызова «112» предусматривает длительный период перехода, состоящий из 2 этапов. Концепция предусматривает окончание периода перехода на ЕДДС с номером вызова «112» в 2012 году. До настоящего времени так и не определен источник финансирования перехода. Все законодательство Амурской области касающееся ЕДДС рассчитано на номер вызова «01». По сообщению связистов, перейти им с номера ЕДДС «01» на «112» можно без особых проблем. Однако изменения в областное законодательство об эксплуатации номера вызова ЕДДС «112» не внесены. Ромненский район не может в отрыве от всей страны и субъекта федерации перейти на номер ЕДДС «112», тогда как в Амурской области он продолжает оставаться «01». В Российской Федерации переход на единый номер ЕДДС «112» не произошел. Ей не удалось выяснить наименование тех пилотных 5 регионов РФ, где в рамках Концепции планировалось провести испытания номера вызова «112». Органы МЧС несут свою службу на номере «01». Считает, что требования прокуратуры Ромненского района не основаны на законе и являются необоснованными.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные документы, суд считает, что в удовлетворении иска и.о. прокурора района к администрации района следует отказать.
Судом установлены обстоятельства дела. В 2003 году на территории Ромненского района создана единая дежурно-диспетчерская служба (единая служба спасения) с телефоном вызова «01» в соответствии с действующим законодательством. Требования и.о. прокурора Ромненского района о признании бездействия администрации района в части непринятия мер по созданию единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с номером вызова «112», и возложения обязанности на администрацию района создать и наладить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования с номером вызова «112» в срок до 1 ноября 2010 года, являются необоснованными и противоречащими нормативно-правовым актам.
В судебном заседании были исследованы документы:
Постановление главы администрации Ромненского района № 159 от 09.06.2003 «О создании единой дежурно-диспетчерской службы на территории района», согласно которого было принято решение о создании на базе дежурно-диспетчерской службы по пожарной охране единой дежурно-диспетчерской службы с телефонным номером «01», как общий номер экстренного вызова пожарных и аварийно-спасательных служб. Подключение телефона обеспечено финансированием.
Постановление главы администрации Ромненского района № 201 от 16.07.2003 «О единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения)», которым утверждено Временное Положение о единой дежурно-диспетчерской службы (единой службы спасения) Ромненского района.
Примерное Положение о единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения) Ромненского района, согласно которого ЕДДС имеет единый телефонный номер «01», как общий номер тревожного вызова пожарных и спасательных служб.
Данные нормативные акты муниципального органа вынесены в соответствии с федеральными и областными нормативно-правовыми актами.
Так, согласно действующему Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, на который ссылается прокуратура Ромненского района, органами повседневного управления единой системой на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерский службы района (п. 11), и для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01 (п. 22).
Согласно данному Положению, органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Таким образом, когда на территории района создана и действует ЕДДС, деятельность которой определена действующим Положением, нельзя отрицать этого, и утверждать, что на территории Ромненского района отсутствует единая дежурно-диспетчерская служба.
Относительно доводов представителя прокуратуры, что ЕДДС должна до ноября 2010 года иметь номер вызова «112», а не «01», суд приходит к следующим выводам.
Так, в силу ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Данный закон действующий, и имеет общеобязательную силу.
Правительством РФ 31 декабря 2004 г. было принято постановление № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызовов которых круглосуточно и обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». Данным постановлением был утвержден перечень экстренных оперативных служб, а также принято предложение Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о назначении начиная с 2008 года номера «112» в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
Ссылаясь на данное постановление, и.о. прокурора района полагает, что начиная с 2008 года администрация Ромненского района должна была запланировать и провести комплекс систематических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов по номеру «112» от населения в адрес единой дежурно-диспетчерской службы района, однако до настоящего времени указанная работа не проведена, ЕДДС с номером вызова «112» не создана.
Однако и.о. прокурора оставлен без внимания второй абзац п. 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ, согласно которого установлено, что до введения Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» используется действующая на местных сетях связи нумерация специальных служб.
Более того, суд не может согласиться с мнением прокуратуры района о том, что данное постановление Правительства РФ возлагает на администрацию района обязанность по созданию ЕДДС с телефоном вызова «112» начиная с 2008 года. Суд признает это мнение ошибочным.
Учитывая, что между указанным постановлением Правительства РФ № 894 о назначении единого номера «112», и распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 1240-р, одобрившего прилагаемую Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований прошел продолжительный срок, суд приходит к мнению, что данное постановление № 894 относительно номера «112» носит больше декларативный характер, чем императивный.
Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» была разработана и одобрена спустя более 3 лет после постановления Правительства РФ № 894, уже когда, по мнению прокуратуры района, должна была в Ромненском районе функционировать ЕДДС с телефоном вызова «112».
Глава VII Концепции предусматривает, что создание системы-112 потребует внесение изменений в ряд нормативных правовых актов РФ, в том числе в Федеральный закон «О пожарной безопасности» - в части изменения номера для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов.
До настоящего времени, как указывалось выше, изменений в ст. 22 Закона РФ «О пожарной безопасности», не внесено.
Предполагается внесение изменений в постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 - в части изменения номера для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях и определения полномочий единой дежурно-диспетчерской службы, а также в постановление Правительства РФ № 894 от 31.12.2004 - в части уточнения сроков введения единого номера экстренных оперативных служб в Российской Федерации.
До настоящего момента эти изменения не внесены.
Глава IX Концепции предусматривает, что мероприятия по созданию и развертыванию системы - 112 предусматривается осуществить в 2 этапа. Полномасштабное развертывание системы - 112 на всей территории РФ должно быть осуществлено на втором этапе (2009-2012 годы).
Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р также утвержден план мероприятий по реализации Концепции создания системы - 112. Развертывание системы - 112 во всех субъектах РФ предусматривается в 2009 - 2012 годах (п. 12). Ответственными исполнителями в плане указаны Минкомсвязь России, МЧС России, Минрегион России, Минздравсоцразвития России, МВД России, ФСБ России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Местные муниципальные органы в этом перечне отсутствуют.
Возложение на муниципальные образования обязанности по созданию системы - 112, данной Концепцией не предусмотрено. Иными нормативными правовыми актами такая обязанность, связанная с переходом на номер «112», также не установлена. Изменений об этом в действующее законодательство не внесено.
Осмотренный план-контроля создания ЕДДС на базе муниципальных образований Амурской области, утвержденный первым заместителем председателя Правительства Амурской области, не имеет силу Закона и не может свидетельствовать, что администрация Ромненского района незаконно бездействует. В плане-контроле не говорится о создании ЕДДС с номером вызова «112». В нем лишь указано о планах органов исполнительной власти области создания ЕДДС в Ромненском районе в ноябре 2010 года.
При таких обстоятельствах, когда действующим законодательством не установлено, что в данный момент времени должны быть созданы и функционировать, в том числе на территории Ромненского района, единые дежурно-диспетчерские службы с номером вызова «112», суд не находит каких либо нарушений закона со стороны администрации Ромненского района по непринятию мер по созданию ЕДДС с номером вызова «112». Суд не может признать незаконным бездействие администрации по этому вопросу. Также не может возложить на администрацию района обязанность, которая противоречит действующему законодательству.
В связи с этим в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Ромненского района следует отказать.
Руководствуясь ст.195, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска исполняющего обязанности прокурора Ромненского района Пихтерева П.С. к администрации Ромненского района - отказать полностью.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Крисько В.А.