ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115 от 19.04.2011 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Пугачевский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Пугачевский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2- 115(4) 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года с. Перелюб.

Судья Пугачевского районного суда (4) Саратовской области Панков И.С.,

при секретаре Скудиной Г.Н.,

с участием : помощника прокурора Перелюбского района Сорокина А.В. по доверенности,

представителя заинтересованного лица - главы администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Исаевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Перелюбского района, Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Перелюбского района, Саратовской области обратился в суд с заявлением (в порядке ст. 254 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области незаконным. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Перелюбского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности поднадзорных органов местного самоуправления. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области. Проверка показала, что отделением ОНД по Перелюбскому району при проверках выявлялись нарушения противопожарного законодательства в администрации Первомайского муниципального образования, часть из которых не устранены. Так до настоящего времени остались не устраненными следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности : работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий входящие в состав Первомайского муниципального образования сельские населенные пункты не проводится; сельские населенные пункты, входящие в состав муниципального образования не обеспечены мотопомпами для целей пожаротушения ; на территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к х. Стерликово, с. Кузябаево, с. Кунакбаево в любое время года ; работа по созданию в целях пожаротушения условий для организации забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях не проводится. Надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения не обеспечено; естественные водоисточники Первомайского муниципального образования в х. Стерликово, с. Кунакбаево, с. Кузябаево (р. Камелик) не оборудованы подъездами с площадками(пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; водонапорные башни Первомайского муниципального образования в с. Кунакбаево и с. Кузябаево не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года; у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Первомайского муниципального образования не обеспечивают проезда пожарной техники к ним в любое время года; работа по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем администрацией муниципального образования не проводится; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования (с. Кунакбаево и с. Кузябаево) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; территории сельских населенных пунктов муниципального образования не имеют наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц мест размещения пожарного инвентаря, подъезда к пирсам пожарных водоемов, к входам зданий и сооружений. Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Организация большинства из названных мероприятий администрацией Первомайского муниципального образования не обеспечена. Выявленные нарушения недопустимы, в связи с чем подлежат устранению. Прокуратурой района уже обращалось внимание на выявленные нарушения в сфере противопожарной безопасности, однако, действенных мер по изменению ситуации не принято. То есть неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования. Прокурор просит признать бездействие администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: провести работу по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий входящие в состав Первомайского муниципального образования; обеспечить входящие в состав Первомайского муниципального образования сельские населенные пункты, входящие в состав муниципального образования мотопомпами для целей пожаротушения; обеспечить на территории муниципального образования беспрепятственный проезд пожарной техники к х. Стерликово, с. Кузябаево, с. Кунакбаево в любое время года ; провести работу по созданию в целях пожаротушения условий для организации забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях. Обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения; оборудовать естественные водоисточники Первомайского муниципального образования : х. Стерликово, с. Кунакбаево, с. Кузябаево (р. Камелик) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; приспособить водонапорные башни Первомайского муниципального образования в с. Кунакбаево и с. Кузябаево для отбора воды пожарной техникой в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить подъезд пожарной техники по дорогам и подъездам к источникам противопожарного водоснабжения Первомайского муниципального образования любое время года; провести работу по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем администрацией муниципального образования; обеспечить на территории сельских населенных пунктов муниципального образования (с. Кунакбаево и с. Кузябаево) средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить территории сельских населенных пунктов муниципального образования наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц мест размещения пожарного инвентаря, подъезда к пирсам пожарных водоемов, к входам зданий и сооружений.

В судебном заседании помощник прокурора Перелюбского района Сорокин А.В. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Заинтересованное лицо - глава Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Исаева В.В. требования прокурора признала в части. При этом пояснила, что определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности проводится. Однако в полной мере указанные требования по пожарной безопасности муниципальное образование выполнить не в состоянии по причине отсутствия для этого денег. Для устранения указанных нарушений они привлекают спонсоров, однако и этих средств не достаточно. Своими силами администрация муниципального образования установила твердое покрытие к подъезду к водоемам, путем разборки старого здания. Принято постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, утверждена целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Первомайского муниципального образования»; Данное положение не предусматривает социальное и экономическое стимулирование участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране. Устранить все выявленные нарушения, а именно обеспечить населенные пункты мотопомпами они пока не в состоянии. Указатели к водоемам устанавливаются, но вскоре приходят в негодность. Исполнение всех требований исполнить не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.

Свидетель Овсянников А.Г. пояснил, что он как начальник отделения ОНД по Перелюбскому району проводил проверку соблюдения норм и правил пожарной безопасности в Первомайском муниципальном образовании. В результате которой были выявлены нарушения. Входящие в состав Первомайского муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения. На территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники в любое время года. Необеспеченно надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения. Не все естественные водоисточники Первомайского муниципального образования оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Первомайского муниципального образования не обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года. Указанные нарушения относятся к первичным мерам пожарной безопасности.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, пришел к выводу что заявленные требования прокурора Перелюбского района, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Пункт 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п.9 ст.3 Устава Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области, к вопросам местного значения поселения также относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствие со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствие со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года за № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

  Статьями 7 и 15 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствие со ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года за № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что администрацией Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области требования Конституции Российской Федерации и указанных выше законов не в полной мере исполняются, чем нарушено право неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Из представленных суду данных установлено, что в ходе проверок муниципальных образований, руководством отделения ОНД по Перелюбскому району неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства администрацией Первомайского муниципального образования.

Из информации начальника отделения ОНД по Перелюбскому району, о соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Перелюбского муниципального района Саратовской области условий противопожарной безопасности следует, что требования по первичным мерам по пожарной безопасности, выявленных 28 марта 2011 года в Первомайском муниципальном образовании в полной мере не исполняются (л.д.14, 23-28). Входящие в состав Первомайского муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, что является нарушением требований статей 1,4,5,6,151 Федерального закона от 22 июля 2008 года за № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», п. 31 ППБ 01-03; на территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к х. Стерликово, с. Кузябаево и с. Кунакбаево в любое время года, что не соответствует требованиям ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года за № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности»; условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Первомайского муниципального образования не созданы. Работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях проводится. Однако надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения не обеспечено что не соответствует требованиям ст.19 Федерального закона от 21 декабря1994 года за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года за № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности». Ряд естественных водоисточники Первомайского муниципального образования не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, что не соответствует требовсниям статей.1,4.5,6, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года за № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», п.п. 94, 114 ППБ 01-03. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Первомайского муниципального образования не обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года, что также не соответствует требованиям указанных выше законов правилам пожарной безопасности.

Прокуратурой района на имя главы Первомайского муниципального образования вносились представления об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности от 17 сентября 2010 года и от 14 февраля 2011 года, однако в полной меру выявленные нарушения не устранены.

Доводы заинтересованного лица о том, что устранить выявленные нарушения не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с требованиями статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доводы заинтересованного лица о том, что администрацией проводится определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно принято постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, утверждена целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Первомайского муниципального образования», оборудован подъезд (пирс) к естественным водоемам, установлена звуковая сигнализация, суд не может принять во внимание, поскольку указанные действия не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления в полной мере требований действующего законодательства и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования.

В соответствии с требованиями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы зашиты гражданских прав установлены ст.12 Гражданского ко_декса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Тем самым обязанности местной администрации выполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствие со ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Суд считает, что нет необходимости возлагать на администрацию Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области обязанности, а именно : обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения входящие в состав Первомайского муниципального образования сельские населенные пункты; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к населенным пунктам Первомайского муниципального образования в любое время года; провести работу по созданию в целях пожаротушения, условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях. Обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения; оборудовать естественные водоисточники Первомайского муниципального образования подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения Первомайского муниципального образования в любое время года, поскольку порядок устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности относится к компетенции администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области.

Руководствуясь статьями 194-198, 254,255-257 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным и обязать администрацию Первомайского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья -