ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1150/14 от 26.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

  Дело № 2-1150/14

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26 июня 2014 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

 председательствующего судьи Вотиной В.И.

 при секретаре Поварёнкиной О.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Некоммерческому партнерству по координации участников Томского областного оптового торгового комплекса «Бердский» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

 Управление Минюста РФ по Томской области (далее – Управление) обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству по координации участников Томского областного оптового торгового комплекса «Бердский» (далее – НП «ОТК «Бердский», Организация), указав в обоснование заявленных требований, что ответчик зарегистрирован 30.10.2008, имеет ОГРН . В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с Положением об Управлении Минюста РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган, в частности вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, предусмотренным её учредительными документами целям. В соответствии с указанными полномочиями в период с 02.12.2013 по 27.12.2013 была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации. В результате проверки установлено, что Организация в проверяемом периоде уставную деятельность, в том числе расходование денежных средств и иного имущества, не осуществляла. Также в ходе проверки были выявлены нарушения (п. 3.2 ст. 32, п. 2 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях») в виде неисполнения Организацией обязанности по размещению в сети Интернет отчетов о своей деятельности за 2010-2012 гг. в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, и несоблюдения норм своего Устава, а именно: общие собрания членов Организации не проводились; постоянно действующий коллегиальный орган управления Организации и лицо, имеющее право действовать от имени Организации без доверенности (исполнительный директор) не переизбирались; ежегодная проверка деятельности Организации независимым аудитором не проводилась. 27.12.2013 (исх. № 05-5479) уполномоченным органом в адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, было направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений. 05.03.2014 в Управление поступило заявление исполнительного директора Организации о том, что последняя деятельность не осуществляет и осуществлять не панирует, против ликвидации её в судебном порядке не возражает. Указанные обстоятельства в соответствии с п. 10 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» являются основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. При таких обстоятельствах истец просит ликвидировать НП «ОТК «Бердский» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц; государственную пошлину взыскать с ответчика.

 Представитель истца – Управления Минюста РФ по Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, при подаче иска в суд представил суду письменное заявление (ходатайство) с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

 Представитель ответчика – НП «ОТК «Бердский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в порядке, установленном главой 10 ГПК РФ, по месту нахождения Организации (юридического лица), которое в соответствии с ч. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации. Судебные извещения были возвращены с указанием на отсутствие адресата по указанному в качестве его места нахождения адресу.

 Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.03.2014 – НП «ОТК «Бердский» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, зарегистрированным по адресу: . Исполнительным директором Организации является ФИО1 В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в случае изменения сведений о нем обязано в трехдневный срок сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Других сведений о месте нахождения Организации в Выписке из ЕГРЮЛ не содержится. В материалы дела представлено письменное заявление исполнительного директора ФИО1, из которого следует, что против ликвидации НП «ОТК «Бердский» он не возражает, дело просит рассмотреть в его отсутствие.

 При таких обстоятельствах суд признает извещение ответчика о времени и месте судебного заседания надлежащим и на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

 Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

 Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на объединения, свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30).

 Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В этом случае требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ч. 3 ст. 61 ГК РФ).

 Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган, в частности вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, предусмотренным её учредительными документами целям.

 Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», согласно подп. «а» п. 2 которого некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Указанные документы могут быть представлены непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается соответственно дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом) или дата отправки почтового отправления.

 Порядок проведения уполномоченным органом и его должностными лицами проверки деятельности некоммерческой организации установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 На основании Указов Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, деятельность в сфере государственной регистрации, в частности некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью на территории Томской области осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по Томской области.

 Из материалов дела следует, что НП «ОТК «Бердский» является действующим юридическим лицом, имеет Устав, зарегистрированный Управлением Минюста РФ по Томской области 30.10.2008, Организации присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) , исполнительным директором НП «ОТК «Бердский» является ФИО1

 В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В соответствии с п. 3.2. ст. 32 данного Федерального закона некоммерческие организации обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

 Согласно положениям п.п. 2, 3 Приказа Минюста РФ от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» некоммерческие организации обязаны размещать в установленные сроки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган.

 Как следует из представленного в материалы дела предупреждения от 27.12.2013, направленного Управлением Минюста РФ по Томской области в адрес НП «ОТК «Бердский», Организация была уведомлена уполномоченным органом о результатах проведенной в период с 02.12.2013 по 27.12.2013 документарной плановой проверки деятельности НП «ОТК «Бердский», в результате которой были выявлены нарушения в виде неисполнения ответчиком обязанности по размещению в сети Интернет отчета о своей деятельности за 2010-2012 гг. в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, Также было сообщено об установлении несоблюдения НП «ОТК «Бердский» требований своего Устава, а именно: общие собрания членов Организации не проводились (п. 9.7 Устава); постоянно действующий коллегиальный орган управления Организации и лицо, имеющее право действовать от имени Организации без доверенности (исполнительный директор) не переизбирались (п.п. 10.2, 11.4 Устава); ежегодная проверка деятельности Организации независимым аудитором не проводилась (п. 12.3 Устава).

 Доказательств устранения указанных нарушений действующего законодательства в установленные предупреждением сроки, равно как и на день рассмотрения дела в суде, ответчиком не представлено.

 Из письменного заявления исполнительного директора НП «ОТК «Бердский» ФИО1, поступившего в Управление Минюста РФ по Томской области 05.03.2014 (вх. № 1679), следует, что Организация свою деятельность не осуществляет и осуществлять в дальнейшем не планирует, против её ликвидации в судебном порядке он не возражает.

 В силу положений ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца о ликвидации НП «ОТК «Бердский» и исключении его из ЕГРЮЛ является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что ответчиком не исполнена обязанность по размещению в сети Интернет отчетов о своей деятельности за 2010-2012 гг. в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, и не соблюдаются требования Устава, обязательные для исполнения самой Организацией.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 НК РФ, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме  рублей подлежат взысканию с ответчика в муниципальный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

 Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области удовлетворить.

 Ликвидировать Некоммерческое партнерство по координации участников Томского областного оптового торгового комплекса «Бердский» (НП «ОТК «Бердский»).

 Исключить Некоммерческоое партнерство по координации участников Томского областного оптового торгового комплекса «Бердский» из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Взыскать с НП «ОТК «Бердский» в бюджет городского округа «Город Томск» государственную пошлину в размере  рублей.

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий В.И. Вотина