ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1150/19 от 11.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

№2-1150/2019

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Филимоновой А.О.

при секретаре Радке Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству культуры Челябинской области о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству культуры Челябинской области о восстановлении на работе, признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнила иск требованиями материального характера. Судом были выделены в отдельное производство материальные требования ФИО1 о взыскании доплаты за звание «академическая» в размере 10% от основного оклада в сумме 30420,20 руб. за период с марта 2018 года по февраль 2019 года и компенсации за непредоставленные отгулы ( 11 дней) за работу в выходные и праздничные дни (03.03.2018 г., с 08.03.2018 г. по 11.03.2018 г., 31.03.2018 г., 21.04.2018 г., 04.11.2018 г., 24.11.2018 г., 27.01.2019 г., 28.011.2019 г.) в сумме 52675,35 руб. ( л.д.2-7)

Истец ФИО1 требования иска поддержала, указав, что доплата за звание «академическая» предусмотрена федеральным законодателем, однако на протяжении трех последних лет перед ее увольнением 01.03.2019 года указанная доплата не начислялась и не выплачивалась. Обосновывая требования о взыскании денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни указала, что о ее участии в такой работе ( в том числе в выездных концертах) ответчик был осведомлен в силу формирования государственного задания. Концерты с участием творческого коллектива «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» без художественного руководителя и главного дирижера невозможны. В Министерстве культуры Челябинской области был заведен порядок предоставления ей отгулов за работу в выходные и/или праздничные дни по факту исполнения такой работы на основании ее письменного заявления. Позднее, когда ответчик стал требовать направления подлинного заявления, а не посредством факсимильной связи она такие заявления писать перестала.

Представитель ответчика Министерства культуры Челябинской области - ФИО2, действующий на основании доверенности ( л.д.139), полагал иск не подлежащим удовлетворению, представил письменные возражения на иск. ( л.д.41-45)

Представитель третьего лица ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» - ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал, что спор следует разрешить на основании закона.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства в их совокупности не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В статье 145 Трудового кодекса РФ установлено, что условия оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу статьи 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса РФ включает:

- фиксированный размер оплаты труда, в него входят в том числе: оклад и тарифные ставки с учетом квалификации сотрудника, сложности выполняемой трудовой функции, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера, которые отражены в статьях 146 - 149 Трудового кодекса РФ;

- доплаты и надбавки стимулирующего характера и иное поощрение за труд (ст. 191 Трудового кодекса РФ).

Стоит отметить, что если установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия закона, то вот стимулирующие выплаты зависят от усмотрения работодателя.

Из материалов дела следует, что 04 марта 2014 года с ФИО1 заключен срочный трудовой договор №5/1 на 3 года. Дополнительными соглашениями сроки действия трудового договора продлялись дважды до 01.03.2019 года. На основании заявления ФИО1 о получении разрешения на совмещение должности главного дирижера с октября 2014 года с ней 01.10.2014 года было заключено дополнительное соглашение №67 к трудовому договору от 04 марта 2014 года №5/1, которым предусмотрена выплата за совмещение должности – главный дирижер. ( л.д.16-36)

Согласно разделу 19 Трудового договора в качестве поощрения руководителю устанавливались: выплата за выслугу лет, выплата за наличие почетного звания ( «народный», «заслуженный»), ежемесячная надбавка за интенсивность в работе ( 134,10 %). ( л.д.20)

Согласно разделу 19 дополнительного соглашения №35 от 04.04.2014 г. к трудовому договору №5/1 с ФИО1 в качестве поощрения руководителю устанавливались: выплата за выслугу лет, выплата за наличие почетного звания ( «народный», «заслуженный»), выплата, характеризующая результаты труда – ежеквартальная в размере до 25% от утвержденного премиального фонда ( приказ Министерства культуры Челябинской области от 25.11.2013 г. № 478 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности и критериев оценки эффективности и результативности деятельности областных бюджетных и казенных учреждений культуры Челябинской области, и их руководителей, условиях премирования руководителей». ( л.д.23-24)

Согласно разделу 17 дополнительного соглашения №б/н от 01.09.2016 г. к трудовому договору №5/1 с ФИО1 увеличен размер ее должностного оклада, в качестве поощрения руководителю выплаты, предусмотренные разделом 19 Трудового договора №5/1 с учетом дополнительного соглашения №35 от 04.04.2014 г., не изменились. ( л.д.29-30)

Согласно изменениям вносимым в раздел 19 Трудового договора №5/1 дополнительным соглашением №б/н от 14.08.2017 г. с ФИО1 в качестве поощрения руководителю изменился объем выплаты за наличие почетного звания ( «народный», «заслуженный»), стал составлять 60% от должностного оклада. ( л.д.32)

Согласно п.п.4,5 дополнительного соглашения №7 от 01.03.2018 г. к трудовому договору №5/1 с ФИО1 исключена строка таблицы раздела 19 трудового договора « Выплата, характеризующая результаты труда» в третьем предложении «Выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения производятся в рамках утвержденного премиального фонда, определенного с учетом предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения к средней заработной плате работников учреждения – 5», добавлен раздел 20.1 в следующей редакции : «выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения рассчитываются учреждением на основании приказа Министерства культуры. случае когда начисленная заработная плата руководителя учреждения с учетом причитающейся премии превышает установленный предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения, к средней заработной плате работников учреждения( далее - кратность), учреждением самостоятельно осуществляется корректировка размера заработной платы руководителя путем уменьшения установленного размера премии на размер превышения. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, формируемый за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения устанавливается в кратности – 5». ( л.д.34-35)

Приказом Министра культуры Челябинской области №10 л/с от 01 марта 2019 года ФИО1 была уволена с занимаемой должности художественного руководителя капеллы по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с истечением срока действия трудового договора).

В соответствии с Положением об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2010 года №100-П «Об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области» ( далее – Положение №100-П) заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклад, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения. ( п.38,39 Положения №100-П)

Согласно п.27 Положения №100-П выплаты стимулирующего характера конкретизируются в трудовом договоре с работником ( в дополнительном соглашении в ТД).

Согласно п.п. 6 п.33 Положения №100-П выплаты, учитывающие особенности деятельности учреждения и отдельных категорий работников, устанавливаются в виде: выплаты работникам, отнесенным к руководящему, художественному и артистическому персоналу учреждений, имеющих звание "академический". Размер выплаты составляет до 10 процентов от оклада (должностного оклада);

При этом предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется Министерством культуры Челябинской области в кратности от 1 до 7. ( п.39 Положения №100-П)

Выплаты стимулирующего характера, учитывающие индивидуальные характеристики, руководителям учреждений осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников учреждений, и устанавливаются приказом Министерства культуры Челябинской области в соответствии с разделом IV настоящего Положения.( п.41)

Согласно п.42 Положения №100-П выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения осуществляются на основании приказа Министерства культуры Челябинской области. Размер указанных выплат определяется с учетом выполнения учреждением за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) показателей оценки эффективности работы, установленных Министерством культуры Челябинской области. Показатели, характеризующие результаты труда руководителя учреждения, определяются с учетом показателей, установленных в государственном задании учреждению на текущий финансовый год.

Приказом Министерства культуры Челябинской области от 26.02.2014 г. №47 «Об установлении должностного оклада и выплат стимулирующего характера руководителям областных государственных учреждении, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, учитывающих индивидуальные характеристики руководителя учреждения» ( с учетом изменений, внесенных приказом Министерства культуры Челябинской области от 17.08.2016 г. №379, размер должностного оклада ФИО1 установлен в размере 27390 рублей, а выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения рассчитываются учреждением на основании приказа Министерства культуры. В случае когда начисленная заработная плата руководителя учреждения с учетом причитающейся премии превышает установленный предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения, к средней заработной плате работников учреждения( далее - кратность), учреждением самостоятельно осуществляется корректировка размера заработной платы руководителя путем уменьшения установленного размера премии на размер превышения. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, формируемый за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения устанавливается в кратности – 5. ( л.д.51-56)

Таким образом, в трудовом договоре №5/1 с ФИО1 с учетом дополнительных соглашений и локальных актов Министерства культуры Челябинской области не конкретизирована стимулирующая выплата за звание «академическая», а предельный уровень среднемесячной заработной платы ( с учетом в том числе стимулирующих выплат) руководителя учреждения определяется с учетом кратности к среднемесячной заработной плате работников этого учреждения.

На основании изложенного требования истца о взыскании доплаты за звание «академическая» в размере 10% от основного оклада в сумме 30420,20 руб. за период с марта 2018 года по февраль 2019 года удовлетворению не подлежат.

По общему правилу работа в нерабочие праздничные дни запрещается (часть первая статьи 113 ТК РФ).

В то же время ТК РФ устанавливает ряд исключений из данного правила. В частности, допускается привлечение к работе в нерабочие праздничные дни:

1) с письменного согласия работника - в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя (часть вторая статьи 113 ТК РФ);

2) без согласия работника - в чрезвычайных ситуациях либо при угрозе их возникновения.

В отношении отдельных категорий работников порядок привлечения к работе в нерабочие праздничные дни может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. К таким категориям часть четвертая статьи 113 ТК РФ относит творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252.

Необходимо отметить, что ТК РФ допускает привлечение к работе в нерабочие праздничные дни и в других случаях при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (часть пятая статьи 113 ТК РФ).

Иными словами, чтобы привлечь работника к работе в праздничный день в случаях, не установленных ТК РФ, работодатель должен не только получить его согласие, но и учесть мнение профсоюза. Однако если профсоюз в организации отсутствует, то достаточно согласия работника.

При этом во всех случаях привлечение работников к работе в нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя (часть восьмая статьи 113 ТК РФ).

Таким образом, для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо соблюдение следующих условий:

- наличие законного основания для привлечения к работе в нерабочий праздничный день;

- письменное согласие работника, за исключением случаев, когда оно не требуется;

- учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в установленном ТК РФ случае;

- письменное распоряжение работодателя.

В случаях работы ФИО1 в дни, поименованные в иске - 03.03.2018 г. (суббота), с 08.03.2018 г. по 11.03.2018 г. ( праздничные, выходные), 31.03.2018 г. (суббота), 21.04.2018 г. (суббота), 04.11.2018 г. ( воскресенье), 24.11.2018 г.( суббота), 27.01.2019 г. ( воскресенье), 28.011.2019 г. ( понедельник), такие обязательные условия не выполняются.

Письменное согласие работника ФИО1 до выполнения работы в выходные\праздничные дни не отбиралось, распоряжение работодателя не издавалось.

Более того в табеле учета рабочего времени указанные в иске дни для ФИО1 являлись выходными. ( л.д.77-81,85)

Так согласно приказу по ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» №42-к от 23.04.2018 г. ФИО1 как художественный руководитель в связи с гастролями в п. Увельский в рамках участия в Пасхальном фестивале ( ночное возвращение с гастролей в выходной день – 21.04.2018 года) артистическому и творческому персоналу предоставила один отгул с присоединением к очередному ежегодному отпуску согласно списку, включая себя. ( л.д.72-73)

Согласно приказу по ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» №27-к от 12.03.2018 г. ФИО1 как художественный руководитель в связи с гастролями в г. Ульяновск в рамках участия в 56 Международном фестивале ( ночные переезды – 07.03 и в выходные праздничные дни - 08.03. генеральная репетиция, 10.03 – концерт, возвращение с гастролей – 11,12.03.2018 года) артистическому и творческому персоналу предоставила семь отгулов с присоединением к очередному ежегодному отпуску согласно списку, включая себя, и дополнительный выходной день - 12.03.2018 г. ( л.д.74-76)

Приказом по ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» №110-к от 02.11.2018 г. ФИО1 как художественный руководитель привлекла к работе в выходной ( праздничный день) 04.11.2018 года артистический и творческий персонал в связи с репетицией в ледовом дворце спорта «Арена-Металлург», в том числе себя, таким же способом ФИО1 привлекла себя к работе в выходной день - 24.11.2018 года, издав приказ по капелле №118-к от 23.11.2018 г. ( л.д.9,10,68-69,83-84)

Согласно приказу по ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» №15-к от 30.01.2019 г. ФИО1 как художественный руководитель в связи с гастролями в г. Ульяновск с программой «К 75-летию снятия блокады Ленинграда» ( переезд в выходной день воскресенье – 27.01.2019 года) артистическому и творческому персоналу предоставила один отгул с присоединением к очередному ежегодному отпуску. ( л.д.11-12, 64-67)

Приказом по ГБУК Челябинской области «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» №32-к от 28.03.2018 г. ФИО1 как художественный руководитель командировала в г. Уфу 30.03.2018 и 31.03.2018 г. (выходной) артистический и творческий персонал в связи с концертной деятельностью капеллы, 74 человека, в том числе себя. ( л.д.62-63)

На основании заявления ФИО1 от 26.07.2018 года о предоставлении отгулов 1 и 3 августа 2018 года за ранее отработанное время в выходной день с ее согласия ( 09 мая 2018 г. и 19 мая 2018 года) приказом Министра культуры Челябинской области №321-к от 27.07.2018 предоставлены два дня отдыха. ( л.д.46,47,48)

На заявлении ФИО1 от июля 2018 года о привлечении ее к работе в выходные и праздничные дни - 09.05.2018 г., с 7 по 10.03.2018 г., 19.05.2018 г., 30(31).03.2018, 21.04.2018 г. всего 8 дней, работодателем выполнена согласовательная надпись « только 9.05 и 19.05» ( л.д.49)

На заявлении ФИО1, представленном в материалы дела в оригинале, от 27.06.2018 г. о привлечении к работе в выходные и праздничные дни - 09.05.18, 8-11 марта 2018, 19 мая 2018 г., 21 апреля г. Увелка, всего 8 дней, штампа входящей корреспонденции либо согласовательной надписи Министра культуры Челябинской области не усматривается, из чего следует вывод, что названное заявление ФИО1 работодателю не подавалось. ( л.д.13)

Выполнение работы в нерабочий праздничный день является разновидностью работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи с чем работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 ТК РФ).

Правила оплаты труда в нерабочие праздничные дни установлены статьей 153 ТК РФ. В соответствии с частью первой указанной статьи работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:…работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.( ч.5 ст.153 ТК РФ)

Таким образом, ТК РФ устанавливает минимальные гарантии по оплате труда в нерабочие праздничные дни, которые могут быть повышены посредством договорного или локального регулирования.

Помимо повышенной оплаты работа в нерабочий праздничный день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха. Однако это возможно только по желанию работника, т.е. работодатель не вправе без согласия работника предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть третья статьи 153 ТК РФ).

ФИО1, обращаясь с иском в суд, ссылалась на то, что она, в связи с проведением концертных мероприятий, в силу занимаемой должности художественного руководителя капеллы, работала в выходные/праздничные дни наряду с творческим коллективом, в связи с чем ей были положены отгулы.

Между тем, ФИО1 самовольно привлекала себя к работе в выходные дни, за часть дней работы в выходные дни повышенную оплату не требовала, о предоставлении дополнительных дней отдыха до состоявшегося увольнения не просила. При этом Работодатель не издавал каких-либо приказов и распоряжений о привлечении истца к работе в указанные дни.

На основании установленных фактических обстоятельств дела и приведенных норм права оснований для взыскания доплаты за работу в выходные и праздничные дни у суда не имеется, в иске ФИО1 следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству культуры Челябинской области о взыскании заработной платы – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2019 года