ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1150/2017 от 29.05.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-1150/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2017г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

при секретаре Мажак Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице министерства Финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице Финансового управления Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на оплату работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, -

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании денежных средств на оплату работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Свои требования мотивировала тем, что в 2013г. на территории поселения был объявлен режим чрезвычайной ситуации (далее ЧС). В соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», первоочередной задачей являлось восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. В октябре 2013 года, в период режима чрезвычайной ситуации истцом заключен договор на ремонт и очистку 15 колодцев с ООО «Единый заказчик». Ленинской сельской администрацией работы не были оплачены, поскольку предъявленная к оплате сумма в размере 450 000 руб. должна была поступить из средств фонда непредвиденных расходов правительства ЕАО. В течение периода от момента окончания производства работ до отмены режима чрезвычайной ситуации, с Управлением ЖКХ и энергетики ЕАО велись переговоры о порядке выплат и их сроках, но денежные средства не поступили. ООО «Единый заказчик» обратился в Арбитражный суд ЕАО и взыскал с Администрации денежные средства в сумме 450 000 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 61 008,75 руб.

На основании вышеизложенного истец просил суд: взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице Финансового управления ЕАО солидарно в пользу Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО в счет возмещения средств потраченных на оплату по договору с ООО «Единый заказчик» от 25.10.2013 - 450 000 руб. и 61 008, 75 руб. – сумму, оплаченную в счет погашения взыскания за пользование чужими деньгами в связи с несвоевременностью оплаты по вышеуказанному договору. Всего взыскать 511 008,75руб.

Определением суда от 13.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО (далее управление ЖКХ).

В судебном заседании представитель истца Черных Н.В. доводы иска поддержала, исковые требования уточнила. Суду пояснила, что в 2013г. на территории Ленинского сельского поселения произошло наводнение, была объявлена чрезвычайная ситуация межрегионального характера. После схода воды был заключен спорный договор на очистку колодцев. Очистка колодцев относится к аварийно-восстановительным работам.

Просила суд: взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице Финансового управления ЕАО в пользу Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО в счет возмещения средств потраченных на оплату по договору с ООО «Единый заказчик» от 25.10.2013 - 450 000 руб. и 61 008, 75 руб. – сумму, оплаченную в счет погашения взыскания за пользование чужими деньгами в связи с несвоевременностью оплаты по вышеуказанному договору. Всего взыскать 511 008,75руб.

Представитель ответчика Минфина России Цепляева Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что 07.08.2013 на территории ЕАО введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Потребность в финансовых средствах на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как правило, не может быть достоверно спрогнозирована при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим бюджетным законодательством предусматривается создание в расходной части бюджетов субъектов РФ резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 81 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетные ассигнования резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Таким образом, расходы на реализацию полномочий связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций должны осуществляться из средств резервного фонда ЕАО. В соответствии с Положением о порядке использования средств фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства ЕАО выделение средств на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий оформляется на основании решения КЧС. Считает, что рассматриваемый спор возник вследствие не выделения средств из фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства ЕАО. Следовательно, Минфин РФ не является надлежащим ответчиком, так как ответственность за неправомерные действия органов власти ЕАО не несет.

В судебном заседании представитель ответчика Финуправления правительства ЕАО Владимиров Д.С. с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к полномочиям Ленинского муниципального района. В соответствии со спорным договором произведён текущий ремонт колодцев. Доказательств того, что данный ремонт требовался вследствие ущерба, причинённого наводнением и именно этим 15 объектам, истцом не представлено. Ответчик допускает, что после наводнения требовалась дезинфекция колодцев, однако согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 дезинфекция колодцев по эпидемическим показателям включает: предварительную дезинфекцию колодца; очистку колодца; повторную дезинфекцию колодца. Считает, что ни дезинфекция, ни полноценная очистка колодцев, в рамках данного договора проведена не была.

Представитель третьего лица управления ЖКХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В судебном заседании 18.05.2017 представитель третьего лица Саханова О.А. с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что истец обращался в управление ЖКХ 18.08.2014 с вопросом оплаты спорного договора. Но денег в смете управления не было и администрации рекомендовали обратиться в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее КЧС). Истец обратился в КЧС только 25.01.2015 когда режим чрезвычайной ситуации был снят, и оплатить расходы по договору уже было невозможно. Ремонт и очистка колодцев относятся к вопросам жизнеобеспечения населения, но это полномочия поселения.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 24.12.1994 № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей (ст.1).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти (ст. 7).

Согласно Положению "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794) основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме чрезвычайной ситуации являются: организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (пп."в" п.28).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций: межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти (п.30).

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 утвержден Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ (при ликвидации чрезвычайной ситуации), в который входят восстановительные работы на объектах жилищного фонда и санитарная очистка (обработка) территории населенных пунктов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (пп.6,7 Приложения 2).

Из материалов дела следует, что в период наводнения 2013г. с.Ленинское находилось в зоне пнаводнения. В Ленинском районе 63 общественных колодца были полностью затоплены, 86 колодцев были разрушены и требовали ремонта. В Ленинском сельском поселении на 31.01.2014 нуждался в ремонте 61 колодец. Управлением Роспотребнадзора по ЕАО разработан план по предотвращению чрезвычайной ситуации в который были включены работы по очистке и дезинфекции колодцев. Во исполнение плана главе администрации МО "Ленинский муниципальный район" и Губернатору ЕАО направлены предложения о приведении колодцев в надлежащее санитарное состояние.

Состояние колодцев и вопросы, связанные с их очисткой в судебном заседании поясняла свидетель ФИО

Так свидетель ФИО суду пояснила, что работает зам.начальника Роспотребнадзора ЕАО по Октябрьскому и Ленинскому району. В период наводнения 2013г. она работала в комиссии по ликвидации ЧС и постоянно находилась в с.Ленинское. Колодцы на территории с.Ленинское были подтоплены, через размытые отмостки вода из выгребных ям и надворных туалетов попадала в колодец и им нельзя было пользоваться. Некоторые из колодцев были полностью под водой, у них были снесены крышки и отмостки. Даже рядом с колодцами осыпалась и проваливалась земля. Все эти колодцы муниципальные, поэтому регулярно проводился их мониторинг. Техническое состояние колодцев требовало ремонта. Необходимо было откачать иловые массы и прохлорировать воду. Длительное время вода стояла как в чаше и не уходила, поэтому ремонт многих колодцев был начат только в 2014г. Дезинфекция производилась с помощью хлорированных таблеток, их раскидывали сотрудники МЧС и администрации. Специалисты администрации откачивали воду и хлорировали ее по нескольку раз, это невозможно было сделать сразу. Потом проводился ремонт колодцев и вновь дезинфекция, в связи с этим процесс ремонта колодцев растянулся во времени. Колодцы были окончательно отремонтированы и продезинфицированы в мае 2014г.

Суд принимает показания свидетеля, так как они логичны, последовательны и подтверждаются материалами дела.

Согласно информации ГУ МЧС России по ЕАО в случае наводнения очистка колодцев относится к мероприятиям по жизнеобеспечению населения и неотложным аварийно-восстановительным работам при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Из протокола заседания оперативного штаба Ленинского района от 01.10.2013 следует, что администрация занималась вопросами восстановления объектов ЖКХ. Главе администрации Ленинского сельского поселения было дано указание заключить договора на ремонт и восстановление колодцев.

25.10.2013 истец заключил договор подряда с ООО «Единый заказчик» на текущий ремонт 15-ти колодцев, в том числе дезинфекцию, очистку, санобоработку, подсыпку благоустройство. Стоимость работ 450 000 руб. Согласно акту приемки работы выполнены 30.05.2014. Оплата по договору не была произведена. На основании решения Арбитражного суда ЕАО от 21.01.2016 с администрации МО «Ленинское сельское поселение» в пользу ООО «Единый заказчик» взысканы 450 000 руб. основного долга и 61 008,75руб. проценты за пользование чужими денежными средствами в период с 07.06.2014 по 19.10.2015.

Суд не может согласиться с утверждением представителя истца о том, что оплата по спорному договору должна производится Минфином РФ на основании ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон).

В силу ст. 24 Федерального закона к расходным обязательствам Российской Федерации относится финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера.

Работы по ремонту и очистке колодцев не относятся к предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Они относятся к неотложным аварийно-восстановительным работам при ликвидации чрезвычайной ситуации (ст.1 Федерального закона). Ремонт и очистка колодцев являются мероприятиями по жизнеобеспечению населения при ликвидации ЧС.

Таким образом суд приходит к выводу, что ликвидация чрезвычайной ситуации межрегионального характера должна осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти ЕАО. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти (п.30 Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является ЕАО в лице Финансового управления. Минфин России ненадлежащий ответчик и в удовлетворении требований к нему необходимо отказать. Органы исполнительной власти ЕАО не запрашивали в установленном порядке средства федеральных органов исполнительной власти на ремонт спорных колодцев.

Из материалов дела следует, что 17.12.2013 истец направил в управление ЖКХ правительства ЕАО договоры на подвоз угля и ремонт колодцев, просил оплатить работы. На основании решений КЧС от 07.02.2014 , от 14.02.2014 , от 19.05.2014 работы по договору на подвоз угля населению были оплачены Финуправлением правительства ЕАО в сентябре 2014г.. Вопрос об оплате работ по подвозу угля на заседание КСЧ вносил начальник управления ЖКХ. Работы по договору на ремонт колодцев не были оплачены. На заседания КЧС вопрос об оплате работ по ремонту колодцев управлением ЖКХ правительства ЕАО не выносился.

После этого администрация Ленинского сельского поселения неоднократно обращалась к губернатору ЕАО, к начальнику управления ЖКХ (письма от 18.08.2014, 26.08.2014, 29.12.2014, 21.01.2015, 20.05.2015) с вопросом об оплате работ по договору. Работы не были оплачены. 04.08.2015 вице-губернатор ЕАО сообщил истцу, что режим ЧС снят 30.12.2014, работы не могут быть оплачены, так как им своевременно не были разработаны и представлены в КЧС все необходимые документы.

Обстоятельства ремонта колодцев и обращений в правительство ЕАО в судебном заседании пояснял свидетель ФИО2

Так свидетель ФИО2 суду пояснил, что с января 2014г. был главой администрации Ленинского сельского поселения. Осенью 2013г. на заседании оперативного штаба КЧС прежнему главе поселения Гончарову было дано указание заключить, договор о ремонте колодцев. Колодцы ремонтировались ООО «Единый заказчик» осенью 2013г. и весной 2014г.. Дезинфекция колодцев производилась таблетками <данные изъяты> которые поступили в поселение в большом количестве. Первоначально администрация обращалась в управление ЖКХ с вопросом оплаты работ по ремонту колодцев в декабре 2013г.. Потом документы переделывались и повторно представлялись в июне 2014г. свидетелем лично начальнику управления ЖКХ. Управление ЖКХ должно было обращаться в Финуправление для оплаты ремонта колодцев. После этого он неоднократно обращался в управление ЖКХ, и ему обещали оплату работ по договору. Считает, что управление ЖКХ протянуло с решением спорного вопроса до декабря 2014г., а потом им отказали в выплате. В КЧС поселение не должно было обращаться, этот вопрос на заседание КЧС должен был выносить начальник управления ЖКХ. Все вопросы по ликвидации ЧС решались через профильные управления правительства. Ремонт и строительство жилья через управление архитектуры и строительства, восстановление колодцев через управление ЖКХ.

Суд принимает показания свидетеля, так как они логичны, последовательны и подтверждаются материалами дела.

Суд не может принять доводы представителя Финуправления ЕАО о том, что истцом не доказано: причинение вреда от наводнения 15-ти колодцам, дезинфекция и полноценная очистка колодцев, в рамках спорного договора не проводилась. Указанные доводы опровергаются показаниями свидетелей и материалами дела. Дезинфекция колодцев проводилась препаратом "Акватабс", в связи с этим работы по дезинфекции не подлежали включению в акт формы КС-2. В судебном заседании установлено, что дезинфекция колодцев проведена.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика Владимирова Д.С. о том, что организация в границах поселения водоснабжения относится к полномочиям Ленинского муниципального района, следовательно, ремонт колодцев должен был производиться силами муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что ремонт колодцев требовался в результате чрезвычайной ситуации межрегионального характера (наводнения 2013г.). Ликвидация чрезвычайной ситуации межрегионального характера должна осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти ЕАО.

Суд не может согласиться с мотивом отказа в оплате спорного договора по причине того, что администрация поселения должна была обращаться в КЧС и представлять все необходимые документы.

Администрация поселения могла обращаться в КЧС с вопросом о выделении денежных средств по расходным обязательствам поселения. Аварийно-восстановительные работы по ремонту колодцев при ЧС межрегионального характера отнесены законодателем к расходным обязательствам субъекта РФ. Следовательно, в КЧС должны были обращаться органы исполнительной власти ЕАО. При этом суд учитывает, что о состоянии колодцев и их ремонте управление ЖКХ правительства ЕАО знало с 2013г. В течении 2014г. истец неоднократно обращался в органы исполнительной власти ЕАО с вопросом об оплате проведенного ремонта.

В соответствии с Положением "О порядке использования средств фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства ЕАО" (утверждено постановлением правительства ЕАО от 14 апреля 2010 г. № 140-пп) средства фонда непредвиденных расходов используются на: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства; ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий (п.3.5., п.3.7). Размер фонда определяется законом ЕАО об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно сведениям Финуправления ЕАО бюджет области на 2017г. в части резервного фонда предусматривает 1408,1тыс.руб.

При указанных обстоятельствах с ЕАО в лице Финансового управления ЕАО за счет средств областного бюджета в пользу истца подлежат взысканию сумма оплаты по договору 450 000руб., неустойка в сумме 61 008, 75руб., а всего 511 008, 75 руб.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Еврейской автономной области в лице Финансового управления Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на оплату работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, удовлетворить.

Взыскать с Еврейской автономной области в лице Финансового управления Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета в пользу Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области денежные средства на оплату работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в сумме 511 008 руб. 75 коп.

В удовлетворении иска Администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств на оплату работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева