производство № 2-1150/2022
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Белогорский городской суд <адрес> в составе:судьи Каспирович М.В.,
при помощнике судьи Дудник Е.П.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес>Стефанович А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к ООО «РИФ» о возложении обязанности разработать проект рекультивации земель на земельном участке и провести рекультивацию земель,
установил:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РИФ», просит суд возложить на общество с ограниченной ответственностью «РИФ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных в результате добычи песчано-гравийной смеси земель на площади <данные изъяты> кв.м на земельном участке с кадастровым №; провести рекультивацию земель в соответствии с данным проектом рекультивации земель.
В обоснование требований указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о результатах планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Земельный участок расположен на территории <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество собственником указанного земельного участка является ФИО1 В ходе мероприятия по контролю проведен осмотр, обследование земельного участка с кадастровым №, который принадлежит ООО «РИФ» на правах аренды на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе прокурорской проверки установлено, что на данном земельном участке на площади <данные изъяты> кв.м выявлена незаконная добыча песчано-гравийной смеси, в результате чего произошло самовольное снятия и перемещение плодородного слоя почвы. На месте произведенных работ верхний плодородный слой почвы снят, перемешан с нижележащими слоями, сбуртован в непосредственной близости. Документы, разрешающие проведение земельных работ с нарушением почвенного покрова, а также проект рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения, содержащие информацию о порядке снятия, о месте складирования и дальнейшего использования плодородного слоя, снятого при проведении этих работ, ООО «РИФ» не представило. Таким образом, на земельном участке с кадастровым № произошла порча земель на площади <данные изъяты> кв.м в результате самовольного снятия и перемещение плодородного слоя почвы. Тем самым произошло ухудшение качественного состояния и деградация, нанесен вред почве, как объекту окружающей среды. По данному факту постановлением Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обязанность по разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате добычи песчано-гравийной смеси на земельном участке с кадастровым № должна быть исполнена ООО «РИФ».
Представитель истца –помощник прокурора <адрес>Стефанович Е.Ф., в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объёме по тем же основаниям и мотивам, которые изложены в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. В письменном отзыве заявленные требования поддержал.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответственные со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет ряд надзорных функций.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим иском в случае выявления нарушений норм действующего законодательства.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 1 названного Федерального закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования-для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество собственником земельного участка с кадастровым № является ФИО1, обременение земельного участка в виде аренды было зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> лет в пользу ООО «РИФ».
Материалами прокурорской проверки подтверждено, что ООО «РИФ» на земельном участке с кадастровым №, на площади <данные изъяты> кв.м выявлена незаконная добыча песчано-гравийной смеси, в результате чего произошло самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы. На месте произведенных работ верхний плодородный слой почвы снят, перемешен с нижележащими слоями, сбуртован в непосредственной близости. Документы, разрешающие проведение земляных работ с нарушением почвенного покрова, а также проект рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения, содержащие информацию о порядке снятия, о месте складирования и дальнейшего использования плодородного слоя, снятого при проведении работ, ООО «РИФ» не представило.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия: 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абзацем первым пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельный участок площадью 7292 кв.м согласно указанным в запросе координатам расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РИФ» было привлечено к административной ответственности ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме 30000 рублей за самовольное снятии плодородного слоя почвы, то есть его отделение от поверхности земли без разрешения и самовольное перемещение плодородного слоя почвы (изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы), осуществленное без надлежащего разрешения (до момента перевода этого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности), что привело к невозможности использования нарушенной части земельного участка по ее целевому назначению, для сельскохозяйственного производства и разрешенному использованию или перемещение плодородного слоя почвы.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Истцом, кроме того предоставлены следующие доказательства, подтверждающие факт самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы ООО «РИФ»: фотографии местности, где с земельного участка снят плодородный слой почвы, задание № на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №.
В нарушение приведенных положений земельного законодательства ООО «РИФ» при проведении, работ, связанных с нарушением почвенного покрова, самовольно снял и переместил плодородный слой почвы. Для повышения плодородия почв требуется применение комплекса агротехнических мероприятий, наиболее важные из которых являются: внесение повышенных доз органических и минеральных удобрений, правильная обработка почв, создание мощного окультуренного слоя, известкование, очистка от камней.
Специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 июня 2015 года № 12-П, является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов; возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
В силу положений пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (подпункт 6 пункта 1 статьи 13, статья 42 и пункт 3 статьи 76).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 13); лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила), согласно которым под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2); разработка проекта рекультивации земель и их рекультивация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель (пункт 3); рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5); рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6); рекультивация осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8).
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Исходя из изложенного, с учетом избранного истцом способа защиты, суд полагает правильным возложить обязанность разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести рекультивацию вышеуказанного земельного участка.
Статьей 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд в целях обеспечения соблюдения баланса интересов сторон признает целесообразным установить срок для устранения ответчиком выявленных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, в представленных материалах не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к ООО «РИФ» о возложении обязанности разработать проект рекультивации земель на земельном участке и провести рекультивацию земель, - удовлетворить.
Обязать ООО «РИФ» (адрес: <адрес>), ОГРН: №, дата присвоения ОГРН: ДД.ММ.ГГГГ, ИНН: №) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Каспирович
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.