Дело № 2-11522/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи: Чайко А.А., при ведении протокола секретарем: Тарасовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ТНС энерго НН» об обязании обеспечить корректное применение тарифа, дифференцированного по зонам суток, перепрограммировав прибор учета, произвести перерасчет оплаты за электроэнергию,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к ПАО «ТНС энерго НН» об обязании обеспечить корректное применение тарифа, дифференцированного по зонам суток, перепрограммировав прибор учета, произвести перерасчет оплаты за электроэнергию, ссылаясь на то, что [ 00.00.0000 ] между истцом и ПАО «ТНС энерго НН» был заключен договор энергоснабжения энергией, согласно которому поставщик обязан поставить истцу электрическую энергию, а потребитель обязан ее оплатить.
Согласно п. 4.1. договора объем электрической энергии, фактически полученной потребителем за расчетный период, определяется на основании показаний расчетного прибора учета электрической энергии, а согласно п.5.2. договора расчет производится путем умножения объема на действующий тариф, утвержденный решением РСТ Нижегородской области. Согласно Акту программирования приборов учета от [ 00.00.0000 ] с применением мобильных считывающих устройств на месте установки установленный у Потребителя прибор учета ПСЧ-ЗТА.07 заводской номер [ № ] запрограммирован на 3 тарифа. Данный факт подтверждается также данными личного кабинета на сайте ПАО «ТНС энерго НН», где указано, что тарифность прибора - 3. При этом прибор является расчетным, дата истечения срока поверки [ 00.00.0000 ] .
ПАО «ТНС энерго НН» принимает показания прибора учета дифференцировано по зонам суток, что отражается в квитанциях, направляемых ответчиком, однако при этом незаконно производит расчет по тарифу, недифференцированному по зонам суток.
По мнению истца, такое осуществление расчета является грубым нарушением действующего законодательства - подпункта «у» пункта 31, пунктов 36 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а также пунктов 70, 74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
Как следует из квитанций и данных раздела «Личный кабинет» сайта ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород», прибор учета потребителя введен в эксплуатацию и позволяет определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток, в связи с чем размер платы должен определяться в строгом соответствии с п. 38 Правил, то есть с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток «пик», «полупик», «ночь». Заявка потребителем на расчет по одноставочному тарифу не направлялась. Расчет по одноставочному тарифу ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» производит в нарушение требований пп. «у» п. 31, п. 36 и п. 38 Правил оказания коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двух-ставочный или трехставочный). При этом, в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования, гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, на ПАО «ТНС энерго НН», как на гарантирующего поставщика электрической энергии и исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению возложена обязанность по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителями, выбравшими указанный вариант тарифа. Указанные действия производятся согласно Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, за счет средств гарантирующего поставщика.
Не выполняя указанную обязанность, ПАО «ТНС энерго НН» требует излишней оплаты за потребленную электроэнергию, производя расчет платы с грубым нарушением установленных Правил оказания коммунальных услуг.
Потребителем неоднократно направлялись претензии в адрес гарантирующего поставщика с требованием проведения бесплатного перепрограммирования прибора учета, а также с проведением расчетов согласно действующего законодательства при наличии расчетного прибора учета, учитывающего потребление дифференцированно по зонам суток, однако гарантирующий поставщик продолжал нарушать законодательство.
[ 00.00.0000 ] Правительство Российской Федерации издало постановление [ № ] «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени», которым установлено, что перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей.
Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период, начиная со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления (с [ 00.00.0000 ] ), учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.
Нормативные акты, действовавшие до принятия Постановления [ № ], не содержали прямой нормы, возлагавшей на потребителей коммунальной услуги обязанности за свой счет перепрограммировать приборы учета.
При этом необходимость перепрограммирования приборов учета не явилась следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей собственниками приборов учета, а является не зависящими от них обстоятельствами.
Таким образом, действующим законодательством на Ответчика возложена обязанность перепрограммирования прибора учета Истца бесплатно, с отнесением расходов в валовую выручку, учитываемую при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
При выставлении квитанций ответчиком также грубо нарушается жилищное законодательство, законодательство о рекламе и законодательство о персональных данных, поскольку размещение рекламной информации в платежном документе не предусмотрено Правилами, нормативными актами, договором о предоставлении коммунальных услуг, в связи с чем действия по её размещению нарушают требования п. 69 Правил, являющегося составной частью жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, размещение рекламы на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг является нарушением законодательства Российской Федерации, что запрещено ч. 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответчиком квитанции направляются в неконвертируемом виде, делая доступными персональные данные Истца неопределенному кругу лиц (общедоступными). Такие действия ответчика грубо нарушают требования (доставка до абонентских ящиков счетов-извещений, содержащих персональные данные физических лиц, в открытом (неконвертованном) виде являются нарушением ч.1. ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: Оператором не принимаются необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Также производится нарушение статьи 7 указанного закона устанавливающей требования по конфиденциальности персональных данных, согласно которых ПАО «ТНС энерго НН», получивший доступ к персональным данным потребителя, обязан не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом на квитанциях, не обеспечивающих защиту персональных данных Ответчиком крупными буквами пишется слово «ДОЛГ», что грубо нарушает требования статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и причиняет мне значительный моральный вред.
Истец просит суд обязать ПАО «ТНС энерго НН» обеспечить корректное применение тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителем ФИО1, выбравшим указанный вариант тарифа, обязать ПАО «ТНС энерго НН» произвести перерасчет истцу за период с [ 00.00.0000 ] по дату вынесения решения суда с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток, обязать ПАО «ТНС энерго НН» перепрограммировать прибор учета, установленный у истца в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток, запретить ПАО «ТНС энерго НН» размещать рекламу на квитанциях, направляемых истцу, обязать ПАО «ТНС энерго НН» направлять квитанции в конвертуемом виде, обеспечивающим защиту персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, распространения, а так же от иных неправомерных действий в отношении персональных данных; взыскать с ПАО «ТНС энерго НН» компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, а также штраф.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит обязать ПАО «ТНС энерго НН» обеспечить корректное применение тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителем ФИО1, выбравшим указанный вариант тарифа, обязать ПАО «ТНС энерго НН» произвести перерасчет истцу за период с [ 00.00.0000 ] по дату вынесения решения суда с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток, обязать ПАО «ТНС энерго НН» перепрограммировать прибор учета, установленный у истца в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток, запретить ПАО «ТНС энерго НН» размещать рекламу на квитанциях, направляемых истцу, обязать ПАО «ТНС энерго НН» направлять квитанции в конвертуемом виде, обеспечивающим защиту персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, распространения, а так же от иных неправомерных действий в отношении персональных данных применительно ко всем приборам учета электроэнергии, имеющимся у потребителя ФИО1, во всех жилых помещениях, принадлежащих указанному потребителю, а именно находящимся по адресам:
[ адрес ] (л/с [ № ]),
[ адрес ] (л/с [ № ]),
[ адрес ] (л/с [ № ]).
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, дала пояснения по существу заявленных требований.
Представитель третьего лица ООО "Энергоконтроль" по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию представителя ответчика.
Третьи лица Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Учитывая, что оснований для отложения судебного разбирательства, не имеется, суд, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем коммунальных услуг в жилых помещениях, расположенных по адресам: [ адрес ]
[ 00.00.0000 ] между сторонами был заключен Договор энергоснабжения энергией по адресу: [ адрес ], [ 00.00.0000 ] между сторонами был заключен Договор энергоснабжения энергией по адресу: [ адрес ], [ 00.00.0000 ] между сторонами был заключен Договор энергоснабжения энергией по адресу: [ адрес ] по условиям которых гарантированный поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а потребитель обязался приобретать электрическую энергию для бытового потребления и оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии и оказанные услуги по ценам (тарифам), установленные решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области.
Таким образом, Ответчик является ресурсоснабжающей организацией в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: [ адрес ], где установлены индивидуальные приборы трехтарифные для учета потребленной электроэнергии.
Жилые помещения истца оборудованы многотарифными индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Несмотря на наличие у истца трехтарифных приборов учета, ответчик применяет одноставочный тариф в спорный период, несмотря на то, заявка потребителем на расчет по одноставочному тарифу не подавалась. Доказательств обратного материалы дела не содержат
На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее Правила).
В силу п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на ПАО «ТНС энерго НН» обязанности по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителем ФИО1, произвести перерасчет потребителю ФИО1 за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток.
Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, также возлагается на собственника такого прибора учета.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» установлено, что действия по перепрограммированию выполняются исполнителями коммунальных услуг, гарантирующими поставщиками и территориальными сетевыми организациями без взимания платы с потребителей.
При этом данный документ регулирует вопрос расчета платы за потребленную электрическую энергию, в случае если прибор учета до настоящего времени не перепрограммирован. В частности, пункт 3 постановления [ № ] устанавливает, что при расчетах размера платы за электрическую энергию после перепрограммирования приборов учета принимаются фактические показания приборов учета до процедуры перепрограммирования.
Принимая во внимание изложенное, требования истца о возложении обязанности по перепрограммированию прибора учета являются обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся, в том числе на основании платежных документов.
Информация, необходимая для указания в платежном документе, установлена в пункте 69 Правил №354, а именно:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, Правила [ № ] содержат исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы, включение же иной информации возможно лишь с наличием соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем (в рассматриваемом случае между Обществом и ФИО1).
В нарушение указанных правоположений на оборотной стороне платежных документов, выставляемых Обществом ФИО1 в [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] , размещена реклама в отсутствие соответствующего условия в договоре энергоснабжения электрической энергией граждан-потребителей от [ 00.00.0000 ] , заключенного между указанными лицами.
Таким образом, включение в платежные документы рекламы без заключения соответствующего договора, является нарушением требований пункта 69 Правил, и как следствие, влечет нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе». Данный вывод подтверждается также решением Арбитражного суда по Нижегородской области по делу № А43-22221/2016 от [ 00.00.0000 ] , по делу № А43-15569/2016 от [ 00.00.0000 ] , по делу № А43-26690/2016 от [ 00.00.0000 ] , а также решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] по делу № 2-7935/2015 и апелляционным определением Нижегородского областного суда от [ 00.00.0000 ] по делу № 33-8778/2015.
Принимая во внимание изложенное, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований о запрете ПАО «ТНС энерго НН» размещать рекламу на квитанциях, направляемых потребителю ФИО1
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Согласно части первой статьи 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Данное требование закона ответчиком в отношении истца соблюдено не было.
Как следует из материалов дела, квитанции направляются в неконвертируемом виде, делая доступными персональные данные истца неопределенному кругу лиц (общедоступными), из чего усматривается нарушения требований вышеуказанных норм.
Принимая во внимание изложенное, суд находит возможным удовлетворить требования в указанной части, возложив на ПАО «ТНС энерго НН» обязанность направлять квитанции в конвертируемом виде, обеспечивающим защиту персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, распространения либо иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которых соответствуют условиям договора, требованиям стандартов, а также обычно являемым требованиям к товарам (услугам) такого рода. Аналогичные положения закреплены в статье 721 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно части второй статьи 24 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
Судом установлено, что ответчиком нарушены права истца, в том числе как потребителя, в связи с чем, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, принимает во внимание степень вины ответчика, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий и определяет размер компенсации в размере 8000 рублей, исходя из требований разумности и справедливости.
Поскольку требования истца в добровольном порядке удовлетворены не были, с ответчика в порядке ч.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей подлежит взысканию в пользу истца штраф в размере 4000 рублей
С ПАО «ТНС энерго НН» в доход местного бюджета применительно к положениям ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к ПАО «ТНС энерго НН» удовлетворить.
Возложить на ПАО «ТНС энерго НН» обязанности по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителем ФИО1, произвести перерасчет потребителю ФИО1 за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с использованием тарифа, дифференцированного по зонам суток, по перепрограммированию прибора учета, установленный у потребителя ФИО1 по адресу: [ адрес ] в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток.
Запретить ПАО «ТНС энерго НН» размещать рекламу на квитанциях, направляемых потребителю ФИО1, возложив на ПАО «ТНС энерго НН» обязанность направлять квитанции в конвертируемом виде, обеспечивающим защиту персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, распространения либо иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Взыскать с ПАО «ТНС энерго НН» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей, штраф в размере 4000 рублей.
Взыскать с ПАО «ТНС энерго НН» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья А.А.Чайко