ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11526/2016 от 10.04.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Володкевич Т.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истицы ФИО10, представителя ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО12, представителя ответчика Министерства образования и науки Камчатского края ФИО11, третьих лиц на стороне истца ФИО8 и ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Министерству образования и науки Камчатского края о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на ответчика обязанности обеспечить истицу жилым помещением специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска ФИО1 сослалась на то, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: отец истицы - ФИО5, умер в 1992 году; мать - ФИО6, умерла в 1994 году.

Опекуном ФИО1 был назначен дедушка ФИО7, после смерти которого, опеку над истицей оформила бабушка ФИО8

Ни до, ни после оформления опеки ФИО1 не была обеспечена жильем; проживала в жилом помещении ФИО8, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, где и была зарегистрирована по достижению возраста 14 лет.

Уже будучи совершеннолетней ФИО1 узнала о своем праве на предоставление ей жилого помещения, в связи с чем, обратилась в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросу о ее (истицы) включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и о дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Решением Управления образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным в виде письма, ФИО1 было отказано в направлении представления в Министерство образования и науки Камчатского края о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что при изучении представленных истицей документов было установлено, что ФИО1 была включена в договор социального найма жилого помещения бывшего опекуна ФИО8, как член семьи нанимателя. При этом, обеспеченность ФИО1 жилой площадью по месту жительства в означенной квартире превышает учетную норму, необходимую для признания ее нуждающейся в специализированном жилом помещении.

С означенным решением истица не согласна, указав на то, что органы опеки и попечительства не уведомили ее (истицы) опекуна ФИО8 о жилищных гарантиях ФИО1, как лица, оставшегося без попечения родителей, то есть, не проявили должного содействия в реализации ее (ФИО1) прав.

Между тем, опекун ФИО8 неоднократно обращалась в отдел опеки и попечительства с вопросом, касающимся предоставления ФИО9 жилья, где ей разъяснили, что последняя не имеет прав на получение жилого помещения, поскольку проживает у опекуна.

Таким образом, находясь в неведении относительно того, что в обязанности опекуна не входит обеспечение жильем подопечного, ФИО1 по достижению совершеннолетнего возраста не предприняла соответствующих мер для положительного решения своего жилищного вопроса.

Также обратила внимание на то, что при рассмотрении заявления ФИО1, уполномоченный орган не учел тот факт, что договор социального найма с ФИО8 был заключен только в 2014 году, когда истице уже исполнилось 27 лет, соответственно, с момента оформления над ней опеки в плоть до наступления возраста 23 лет, она не была обеспечена жилым помещением. При этом, правовым основанием для заключения означенного договора социального найма послужил ордер на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сведения об истице, как о лице с учетом которого выдавался данный ордер, отсутствуют. Следовательно, в договор социального найма ее включили в числе семьи нанимателя только потому, что она (ФИО1) значится зарегистрированной в указанном жилом помещении.

На основании изложенного, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица просила признать себя - ФИО1 нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Камчатского края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и возложить на Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность обеспечить её (ФИО1), как лицо из числа детей сирот, жилым помещением специализированного жилого фонда, общей площадью не менее нормы предоставления.

В ходе судебного разбирательства по делу, судом, по ходатайству представителя истицы с полным объемом прав, в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Камчатского края.

Истица ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, направила представителя.

В судебном заседании представитель истицы ФИО10, действующая на основании доверенности с полным объемом прав, изменила предмет иска: просила суд признать за ФИО1 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, адресуя это требование к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, а также возложить на соответчика в лице Министерства Образования и науки Камчатского Края обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Одновременно просила восстановить истице срок для обращения в суд с настоящим иском. В обоснование заявленного ходатайства суду пояснила, что ФИО1 узнала о своем нарушенном праве только в 2015 году, когда ее опекун ФИО8 приняла решение приватизировать квартиру, где зарегистрирована ФИО1, в свою собственность и распорядиться ею (квартирой) по своему усмотрению. Тогда же истица и обратилась с заявлением о постановке на соответствующий учет с целью предоставления ей специализированного жилого помещения.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Камчатского края ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что представление на ФИО1 в Министерство образования и науки Камчатского края не поступало, соответственно, решение о включении либо отказе во включении ребенка-сироты в соответствующий список уполномоченной комиссией не принималось. Таким образом, права ФИО1 ответчиком в лице Министерства образования и науки Камчатского края не были нарушены, а инициирование настоящего спора следует признать преждевременым.

Представитель ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО12, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддержав позицию изложенную представителем ответчика Министерства образования и науки Камчатского края. Суду пояснил, что полномочия Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа при рассмотрении вопроса, касающегося обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сводятся только к изучению представленного заявителем пакета документов и вынесению представления, которые в последующем направляются в Министерство образования и науки Камчатского края. В последующем, уже само Министерство на основании представления органов опеки и попечительства формирует соответствующий Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Таким образом, ответчик в лице Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не является надлежащим ответчиком по требованию о признании за ФИО1 права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Также настаивал на том, что истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ею не соблюден установленный заявительный порядок обращения за постановкой на учет по категории «дети-сироты» до достижения возраста 23 лет.

Третьи лица ФИО13 и ФИО8 полагали требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 3 ст. 8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

По правилам статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО16 (до вступления в брак ФИО2) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, ранее отнесенным к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец ФИО1 - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Мать ФИО1 - ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Опекуном ФИО1 был назначен дедушка ФИО7, после смерти, которого, опеку над истицей оформила бабушка ФИО8 (л.д.13).

Как следует из содержания искового заявления, ни до, ни после оформления опеки ФИО1 не была обеспечена жильем; проживала в жилом помещении ФИО8, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, где была зарегистрирована по достижению возраста 14 лет. Уже будучи совершеннолетней она (ФИО1) узнала о своем праве на предоставление ей жилого помещения, в связи с чем, обратилась в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросу о ее (истицы) включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и о дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Решением Управления образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным в виде письма, ФИО1 было разъяснено, что при изучении представленных заявителем документов уполномоченным органом установлен факт её (заявителя) включения в договор социального найма жилого помещения по <адрес> г. Петропавловске-Камчатском в качестве члена семьи бывшего опекуна ФИО8 При этом, обеспеченность ФИО1 жилой площадью по месту жительства в означенной квартире превышает учетную норму, необходимую для признания ее нуждающейся в специализированном жилом помещении. Ссылаясь на отсутствие оснований для признания невозможным проживания ФИО1 в квартире, на которую она имеет право по договору социального найма, перечисленных в п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 было отказано в направлении представления в Министерство образования и науки Камчатского края (л.д. 26,27).

Не соглашаясь с мотивацией к отказу, изложенной в вышеуказанном решении уполномоченного муниципального органа, истица обратилась в суд с настоящим иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании за собой (ФИО14) права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также о возложении обязанности на Министерство Образования и науки Камчатского Края включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Установив юридически значимые обстоятельства по делу, а также руководствуясь вышеприведенными нормами в их системном толковании, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в связи со следующим.

С ДД.ММ.ГГГГ в Камчатском крае в рамках реализации Федерального закона обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется на основании:

закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае»;

закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»;

постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 3 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 419 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае» органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (далее - органы местного самоуправления) наделяются полномочиями органов опеки и попечительства в Камчатском крае согласно статье 5 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 702 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае».

В соответствии с пп. «а» п. 3 ст. 5 названного Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 702 органы опеки и попечительства в Камчатском крае осуществляют, среди прочих, полномочия, установленные законами Камчатского края, по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, Министерство образования и науки Камчатского края определено Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Список формируется на основании представления органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальными образованиями в Камчатском крае.

В преамбуле этого же Постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 587-П установлен Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (согласно приложению N 1) и Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (согласно приложению N 2).

При этом, установление факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - факт невозможности проживания граждан в жилом помещении), также осуществляется Министерством образования и науки Камчатского края на основании документов, указанных в части 4 настоящего Порядка, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, осуществляющими государственные полномочия Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 419 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае» (далее - органы опеки и попечительства).

Документы, приведенные в части 4 настоящего Порядка, при наличии обстоятельств, указанных в части 2 настоящего Порядка, представляются органами опеки и попечительства в Министерство образования и науки Камчатского края в течение 60 календарных дней со дня достижения гражданином возраста 14 лет.

В случае возникновения обстоятельств, указанных в части 2 настоящего Порядка, органы опеки и попечительства представляют в Министерство образования и науки Камчатского края документы, указанные в части 4 настоящего Порядка, в течение 20 календарных дней со дня получения соответствующей информации.

Министерство образования и науки Камчатского края проводит проверку документов, указанных в части 4 настоящего Порядка, и в течение 30 календарных дней со дня поступления документов принимает решение о невозможности проживания гражданина в жилом помещении, которое оформляется приказом Министерства образования и науки Камчатского края и может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, действующим региональным законодательством четко разграничена компетенция между уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае, осуществляющим государственные полномочия Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 419 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае» и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края в лице Министерства образования и науки Камчатского края.

Если первый лишь направляет соответствующий пакет документов в Министерство образования и науки Камчатского края с вынесением соответствующего представления, то второй, непосредственно формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с утвержденным Порядком, а также проводит проверку документов, при наличии вопроса установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и принимает соответствующее решение.

С целью организации надлежащей проверки документов, Министерством создана Комиссия по рассмотрению документов, поступивших для включения граждан в соответствующий список, в состав которой входят представители органов местного самоуправления и различных государственных структур.

Решение о включении (отказе во включении) ребенка-сироты в список принимается Комиссией.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что включению того или иного лица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предшествует определенная правовая процедура, порядок прохождения которой обязателен.

Между тем, истицей данные положения действующего законодательства не приняты во внимание.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным требованиям и не вправе самостоятельно формулировать таковые, в связи с чем требования к конкретному ответчику должны быть сформулированы максимально четко.

Точное изложение в исковом заявлении материально-правового требования истца к определенному ответчику, имеет важное значение, поскольку от того, насколько юридически грамотно сформулировано исковое требование, зависит и определяется характер решения, выносимого по делу, определяется содержание судебного решения и направленность разрешения спора.

Обращаясь в суд с настоящим иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в рамках которого ФИО1 ставится вопрос о признании за ней права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, истица избрала не верный способ защиты своего нарушенного права, поскольку, как указывалось судом выше, разрешением данного вопроса по существу в том правовом смысле, который придает ему сторона истца, означенный ответчик не уполномочен.

При этом, отказ Управления образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в направлении соответствующего представления в Министерство образования и науки Камчатского края, которым означенный муниципальный орган фактически разрешил вопрос об отсутствии оснований для признания невозможным проживания ФИО1 в квартире, на которую она имеет право по договору социального найма, ФИО1 в установленном действующим законодательством порядке не оспорила.

Полагая, что испрашиваемое истицей право может быть признано за ней в судебном порядке, ФИО1 инициировала обращение в суд с настоящим иском.

Однако, истица не учла, что судебные инстанции не могут подменять своими действиями полномочия исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложена функция по разрешению вопросов о признании отдельных категорий граждан нуждающимися в жилом помещении.

Соответственно, судебное решение не должно подменять собой установленную законодательством процедуру и вмешиваться в деятельность означенных органов при отсутствии нарушений с их стороны, что соответствует принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленной статьей 10 Конституции РФ.

Учитывая, что соответствующие документы и представление в отношении ФИО1 в Министерство образования и науки Камчатского края ни истицей, ни иными лицами не направлялись, им не рассматривались и, соответственно какого-либо решения по жилищному вопросу ФИО1, в том числе по отказу во включении в список, не принималось, то у суда отсутствуют правовые основания полагать, что Министерство образования и науки Камчатского края своими действиями либо бездействием нарушило права и охраняемые законом интересы истицы, и, как следствие, возлагать на указанное лицо обязанность восстановить эти права и интересы.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Министерству образования и науки Камчатского края о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В свою очередь, заявление истицы о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим иском, суд оставляет без внимания.

Действительно, определенный законодателем срок реализации жилищных прав такой категории граждан, как лица из числа детей-сирот и лица, оставшихся без попечения родителей, ограничен возрастом 18-23 года. Указанный возраст является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению.

Следовательно, в отношении такого срока действующим законом не предусмотрена возможность его восстановления.

Вместе с тем, при рассмотрении споров, связанных с рассмотрением вопроса о праве лица на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд может принять во внимание доказательства уважительности пропуска истцом такого срока.

Учитывая, что по настоящему делу судом не рассматривался по существу спор о наличии либо отсутствии у истицы права на включение в соответствующий Список, тогда как вопрос о наличии объективно уважительных причин для пропуска такового будет иметь свою юридическую значимость именно в этом случае, то довод стороны истца о том, что право на обеспечение жилым помещением до достижения ею возраста 23 лет не реализовано по уважительным причинам, расценивается судом как преждевременно заявленный.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Министерству образования и науки Камчатского края о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.В. Володкевич