Дело № 2 – 1152 / 2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 года город Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,
при секретаре судебного заседания Бикмурзиной Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление ПФР в Демском районе г.Уфы о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста незаконным, обязании назначить пенсию по достижению возраста 56 лет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с иском к ГУ Управление ПФР в Демском районе г.Уфы о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста незаконным, обязании назначить пенсию по достижению возраста 56 лет.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что решением ГУ Управление ПФР в Демском районе г.Уфы от 23.04.2018г. ему отказано в установлении пенсии досрочно с уменьшением пенсионного возраста. Истец работал помощником составителя поездов, дежурным по железнодорожной станции, занятым приемом, отправлением и пропуском поездов на участке магистральной железной дороги с особо интенсивным движением, дежурным по сортировочной горке на внеклассной железнодорожной станции Дема, диспетчером поездным структурного подразделения Куйбышевской Дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД», в совокупности стаж с тяжелыми условиями труда составляет 10 лет 8 мес. 19 дней. Ответчиком не принято во внимание, что в случае, если лица, проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. на один год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы мужчинам. Общий страховой стаж истца 35 лет.
Истец просит признать решение № 32 от 23.04.2018г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста незаконным; обязать ответчика назначить пенсию по достижению возраста 56 лет.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. В обоснование своих исковых требований ссылался на выработанный им специальный трудовой стаж с тяжелыми условиями труда, являющийся по его мнению, основанием для назначения досрочной страховой пенсии по списку № 2 в соответствии пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения были закреплены в п. п. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующего до 01.01.2015 г.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а за период работы до 01 января 1992 года - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. Списки составлены по производственному принципу, определяют наименование профессии в соответствующих производствах, условия работы и характер занятости, при которых предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы № 32 от 23.04.2018г., ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, оценка его пенсионных прав была осуществлена в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Страховой стаж истца определен 35 лет 8 мес. 6 дн., специальный стаж - как 10 лет 8 мес. 19 дн., в связи с отсутствием требуемого специального стажа истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
При этом ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение включены периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - помощник составителя поездов станции Дема – структурном подразделении Дирекции управления движения – структурном подразделении Куйбышевской железной дороги – филиале ОАО «РЖД» - 0 л. 5м 28 дн.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – дежурный по железнодорожной станции, занятый приемом, отправлением и пропуском поездов на участке магистральной дороги с особо интенсивным движением, дежурный по горке на внеклассной сортировочной железнодорожной станции Дема – структурном подразделении Дирекции управления движения – структурном подразделении Куйбышевской железной дороги – филиале ОАО «РЖД» - 6 л. 4 м. 18 дн.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –диспетчер поездной в Башкирском отделении Куйбышевской железной дороги – 3 г. 10 м. 3 дн.
Позиция истца, не согласившегося с решением ответчика, основана на неверном толковании норм права.
В период работы истца до ДД.ММ.ГГГГ действовал Список N 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1173, в которых профессии «составитель поездов», «помощник составителя поездов», «дежурный по станции», «дежурный по горке» не указаны. В данный список раздел XXX «Транспорт» подраздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен» была включена профессия «поездной диспетчер», на которой истец проработал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанный Список N 2 можно применять по периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ стал действовать Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в котором профессии «составитель поездов», «помощник составителя поездов», «дежурный по станции», «дежурный по горке» вновь не были поименованы.
При этом данный список не стал содержать в себе и «поездного диспетчера», то есть после 01.01.1992 работа в указанной профессии не стала относиться к работам с тяжелыми условиями труда.
При этом, согласно п. «д» ст. 12 Закона N 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с 1 января 1992 года по 01.01.2002 г., пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливались:
мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272 был утвержден список рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В данный список включены составители поездов, дежурные по станции, дежурные по горке, поездные диспетчеры. У работников данных профессий при наличии необходимого специального стажа возникает право на льготное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая указанные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что поскольку должности составитель поездов, дежурный по станции, дежурный по горке, не предусмотрены Списком N 2 производств, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, оснований для включения периодов работы истца в данных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.
При разрешении возникшего спора, суд принимает во внимание уточняющую справку ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой работодатель указывает, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях помощника составителя поездов, дежурного по станции, дежурного по горке дают право на получение льготной пенсии согласно п.5 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Необходимо учитывать, что вопросы установления наличия в организации работ (производств) предусмотренных Списками № и №, а также Списком профессий рабочих, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а также документальное подтверждение соответствия фактически выполняемых в организации работ, работам, предусмотренным Списками, относятся к компетенции администрации организации (предприятия) и решаются на основании соответствующей документации
В соответствии с ч. 1 ст. 14 данного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОАО «РЖД» является действующим юридическим лицом, в компетенцию которого входит выдача справок о страховом стаже работников.
Согласно п.1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ ОАО «РЖД» несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем, администрация ОАО «РЖД» не подтверждает право ФИО1 для назначения трудовой пенсии по старости по Списку № 2.
Таким образом, совокупность имеющихся доказательств по делу не свидетельствует о том, что у истца был выработан не менее половины специального стажа по Списку № 2, в связи с чем оснований для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с уменьшением возраста не имеется.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ не предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30, как это предусмотрено п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 30 названного Закона (т.е. при занятости на работах по Спискам № 1 и №2).
Поскольку специальный стаж работы истца по пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ составил менее требуемого на момент обращения в Управление пенсионного фонда, ответчик обоснованно отказал ему в назначении пенсии по этому основанию.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление ПФР в Демском районе г.Уфы о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста незаконным, обязании назначить пенсию по достижению возраста 56 лет, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Демский районный суд города Уфы Республики Башкортостан – 13.07.2018г.
Судья А.Г.Киекбаева