Дело № 2-1152/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2013 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Боровковой Л.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора г. Дивногорска Чернецкого Р.Н.,
представителя ответчика – ФИО1, действующего по доверенности от 28.11.2013 года,
представителя третьего лица – ФИО2,
при секретаре Родькиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска, третьем лицу, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по нанесению горизонтальной разметки и возложении обязанности устранить допущенное нарушение требований безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по нанесению горизонтальной разметки на улицах города Дивногорска, возложении обязанности устранить нарушения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» путем нанесения горизонтальной разметки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, пункта 13 Основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения ПДД на улицах г. Дивногорска, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки состояния улично-дорожной сети г. Дивногорска установлено, что администрацией г. Дивногорска нарушены правила содержания дорог в безопасном для дорожного движения состояния, а именно: не приняты меры по нанесению горизонтальной дорожной разметки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, пункта 13 «Основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения» ПДД РФ.
По результатам проверки и.о. прокурора г.Дивногорска внесено представление главе города об устранении выявленных нарушений от 25.09.2013 г. № 7-23-2013, в ответ на которое в письме от 11.10.2013 г. № 4317 глава города сообщил о недостаточности финансирования мероприятий, однако при формировании технического задания на содержание улично-дородной сети на 2014 год администрацией будут включены мероприятия по разработке проекта организации дорожного движения и нанесению горизонтальной разметки.
Таким образом, каких-либо конкретных мер для устранения выявленных нарушений администрацией города до настоящего времени не принято.
Впоследствии прокурор г. Дивногорска уточнил исковые требования в части установления срока устранения нарушений - до 15 октября 2014 года.
Прокурор Чернецкий Р.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске и уточнении к нему.
Представитель ответчика – администрации г.Дивногорска - ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что как следует из ответа главы города, ответчик обязался при формировании технического задания на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Дивногорск на 2014-2016 годы включить мероприятия по разработке проекта организации дорожного движения в г.Дивногорске и нанесению дорожной разметки. По состоянию на 04.12.2013 года данные мероприятия (виды услуг) по нанесению горизонтальной разметки на автомобильные дороги включены в состав технического задания (п. 13.2 раздела II «Летнее содержание (16 апреля по 15 октября)» Технического задания на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Дивногорск на 2014-2016 годы); данное техническое задание включено в распоряжение администрации г. Дивногорска от 22.11.2013 № 2062р «О размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Дивногорск на 2014-2016 годы в соответствии с техническим заданием, утвержденным Заказчиком».
Нанесение дорожной разметки в зимний период невозможно в связи с наличием снежного покрова на автомобильных дорогах общего пользования. Согласно Техническому заданию, при заключении муниципального контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме в 2014 году разметка будет нанесена на автомобильные дороги общего пользования г. Дивногорска.
Считает, что требования истца удовлетворены добровольно в части, касающейся размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования г. Дивногорска на 2014-2016 годы, следовательно, ответчик предпринимает все действия для добровольного устранения допущенных нарушений.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» - ФИО2 полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав прокурора Чернецкого Р.Н., представителя ответчика - администрации г.Дивногорска - ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
При этом, как следует из п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность является деятельностью по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под владельцами автомобильных дорог понимается, в частности местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 7 Устава МО г. Дивногорска Красноярского края к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.8. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» разметка дорожная: линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»).
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта от 11.10.1993 N 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой г. Дивногорска совместно с ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское», представителем МКУ «Городское хозяйство» г. Дивногорска проверки состояния улично-дорожной сети г. Дивногорска выявлены нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно: не приняты меры по нанесению горизонтальной дорожной разметки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, пунктом 13 «Основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения» ПДД России на улицах города Дивногорска.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом специальной проверки улично-дорожной сети МО г. Дивногорска от 02 октября 2013 года.
Также по делу установлено, что 25 сентября 2013 года и.о. прокурора г. Дивногорска в адрес главы г. Дивногорска внесено представление об устранении нарушений Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Недостатки до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения подтверждаются также постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД РФ «Красноярское» ФИО2 от 18.11.2013 года о признании виновным директора МКУ «Городское хозяйство» г. Дивногорска ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Доводы ответчика об отсутствии с его стороны бездействия и принятии определенных мер для заключения муниципального контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Дивногорск на 2014-2016 годы путем размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме 19 декабря 2013 года, суд находит несостоятельными, поскольку ранее в данном направлении надлежащих и своевременных мер предпринято не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик, в ведении которого находятся автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального образования г. Дивногорска, не исполняет обязанность по ее надлежащему содержанию и обустройству, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, в связи с чем, имеются основания для возложения на администрацию г. Дивногорска обязанности по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска по непринятию мер по нанесению горизонтальной разметки на улицах г. Дивногорска.
Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность устранить нарушения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем нанесения горизонтальной разметки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, пункта 13 «Основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения» ПДД РФ на улицах города Дивногорска в срок до 15 октября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
«СОГЛАСОВАНО»
Судья _____________ Л.В. Боровкова