Дело № 2-1152/2016
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Ефременко И.В.,
при секретаре Баженовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
07 июля 2016 года
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии по старости, признании решения пенсионного органа незаконным,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее УПФ) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии по старости, признании решения пенсионного органа незаконным.
Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»
Истец просил суд обязать ответчика включить период его работы с ДД.ММ.ГГГГ года рождения по 31 августа 2004 года в должности старшего мастера производственного обучения СПТУ № №, с 02 июля 2007 года по 31 августа 2013 года в должности старшего мастера производственного обучения ГОУ НПО ПУ № <...> в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ФИО1 ФИО2 (доверенность <адрес>1 от 22 апреля 2016 года сроком на 3 года) в судебном заседании поддержал требования ФИО1, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с неявкой своего доверителя в судебное заседание не заявлял, счел возможным после разъяснения положений ст.56-57 ГПК РФ рассмотреть дело по представленным в дело доказательствам.
Представитель ответчика ФИО3 (доверенность № 11 от 05 августа 2015 года) возражала относительно удовлетворения требований истца.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) правом на пенсию за выслугу лет в училищах профессионально-технического образования пользовались преподаватели, педагоги.
В соответствии с абзацем 3 п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалась работа на руководящих должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования.
Должность старшего мастера отнесена к руководящим должностям в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Никаких уточняющих справок работодателя, подтверждающих что истец в спорные периоды работы осуществлял педагогическую деятельность осуществляя при этом педагогическую нагрузку не менее 36 часов в неделю, а также что ФИО1 был тарифицирован как преподаватель спецдисциплин и ему начислялась оплата по должности старшего мастера и за преподавание спецпредметов в материалах дела нет.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. (ч. 3).
В ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" указано, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовал на момент возникновения пенсионных правоотношений между работником и работодателем) (далее - Закон о трудовых пенсиях) указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 вышеуказанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 27 названного Закона при назначении данного вида пенсий применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П и разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа (статья 2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшее в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Также на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П применяются Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, и Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, ФИО1 03 декабря 2015 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 19 февраля 2016 года ему было зачтено в специальный стаж 15 лет 07 месяцев 06 дней. В назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ года по 31 августа 2004 года в ПТУ № № в качестве старшего мастера производственного обучения, с 02 июля 2007 года по 31 августа 2013 года в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Кемеровской области ПТУ №№ в качестве старшего мастера производственного обучения, так как Списком наименования должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 наименование должности "старший мастер" не предусмотрено.
Из содержания Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что право на пенсию в связи с педагогической деятельностью возникает у лиц, осуществлявших ее в учреждениях для детей (то есть несовершеннолетних в возрасте до 18 лет). Исключения из этого (общего) положения сделаны лишь для структурных подразделений некоторых организаций, перечень которых также указан в утвержденных Правительством Российской Федерации списках и правилах. При этом должность, занимаемая лицом, должна быть включена в вышеуказанные списки. Кроме того, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает только при выполнении работы определенного характера, а именно - работы, связанной с повышенными психофизическими нагрузками.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, суд исходит из данных, имеющихся в трудовой книжке (л.д.10-13), уточняющей справки Департамента образования и науки Кемеровской области Государственного профессионального образовательного учреждения «<...> колледж» от 12 февраля 2016 года № 7 согласно которой работа под пунктами 1.1, 1.3, 1.5 дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
При этом под пунктом 1.2 и 1.4 числятся спорные периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года по 31 августа 2004 года в должности старшего мастера, с 02 июля 2007 года по 31 августа 2013 года в должности старшего мастера, как не дающие право на досрочное назначение страховой пенсии.
Из искового заявления и пояснений свидетелей ФИО8, ФИО9, в судебном заседании следует, что в спорные периоды ФИО1 осуществлялась педагогическая деятельность, он фактически полностью исполнял обязанности мастера производственного обучения, занимающегося педагогической деятельностью.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства РФ № 191 от 03 апреля 2003 года «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» мастерам производственного обучения норма часов педагогической работы за ставку заработной платы установлена в объеме 36 часов в неделю.
Из материалов дела не усматривается, что педагогическая нагрузка ФИО1 в спорные периоды его работы соответствует установленной Постановлением Правительства РФ № 191 от 03 апреля 2003 года.
В силу п.14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, работа с 01 ноября 1999 года в должностях, указанных в Списке в центрах образования засчитывается в специальный стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте 18 лет.
В материалах дела отсутствуют справки работодателя ФИО1 подтверждающие, что в учреждениях образовательной направленности, где осуществлял свою педагогическую деятельность истец в спорные периоды работы, обучается не менее 50% детей в возрасте до 18 лет
Занимаемая истцом на протяжении спорных периодов должность старшего мастера в профессиональном училище не включена в Список от 06.09.1991 N 463, Список от 29.10.2002 года N 781.
Положение пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласуется со статьей 60 ГПК Российской Федерации, согласно которой обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, и в системной связи с другими нормами названного Федерального закона обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Кроме того, ограничение подтверждения характера работы свидетельскими показаниями при подсчете специального стажа, аналогичное установленному положением пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", существовало в законодательстве и ранее: согласно пункту 2.4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (утверждено приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года N 190) при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается.
Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, что соответствует положениям ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».
В связи, с чем суд не может принять показания свидетелей по делу ФИО1, как подтверждающие осуществление истцом педагогической деятельности при нормативной нагрузке 36 часов в неделю.
Представленная должностная инструкция старшего мастера производственного обучения ГОУ НПО ПУ № утвержденная 1 сентября 2009 года не подтверждает занятость ФИО1 36 часов в течение рабочей недели в спорные периоды работы, поскольку инструкция не носит индивидуального характера, составлена на 01 сентября 2009 год, при этом ФИО1 ознакомлен с данной инструкцией без указания даты ознакомления с документом (дата ознакомления с документом 01 сентября 2009 года стоит напротив фамилии ФИО10 и ФИО11).
Признание за истцом ФИО1 права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно разрешаться судом применительно к совокупности двух условий: решении вопроса о тождественности выполняемой истцом работе тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и выполнения истцом (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно совместному Письму Министерства образования Российской Федерации N 20-58-19620-5 и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации N 7 от 16 января 2001 года педагогическим работникам, занимающим должности мастеров производственного обучения, установлена норма часов учебной нагрузки в размере 36 часов педагогической работы в неделю.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" мастерам производственного обучения установлена норма часов учебной нагрузки в размере 36 часов педагогической работы в неделю.
Однако обстоятельства выполнения истцом нормы учебной нагрузки в спорные периоды времени стороной истца не доказаны.
В связи, с чем в исковых требованиях ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, признании решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий:
Решение составлено в окончательной форме 07 июля 2016 года.