Дело №2-1153/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2016года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре Акмаловой Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» о принятии на коммерческий учет общедомового прибора учета по теплу и о понуждении управляющей компании к перерасчету излишне начисленных денежных средств
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 с учетом уточнений обратилась в суд с иском к ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ», МУП УИС, указав, что актом первичного ввовда ДД.ММ.ГГГГ. в доме по ул.магистральная <адрес> был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Финансовые затраты по покупке и установке данного ОПУ легли на собственников квартир домов <адрес> по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя принял на коммерческий учет – МУП УИС.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ. в письме № МУП УИС сообщил УЖХ <адрес>, что теплосчетчик, установленный в домах <адрес><адрес> не относится ни к ОПУ, ни к ИПУ, так как учитывает потребление двух домов, вследствие чего МУП УИС не имеет возможности осуществить допуск данных приборов учета в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ. в письме № МУП УИС повторно сообщает, что прибор учета по указанным домом не является общедомовым, поскольку фиксирует потребление тепловой энергии группы домов.
В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ. строка «отопление» выросла на 984.32 руб. и составила 2616.04 руб., тогда как в ДД.ММ.ГГГГ. составила 1631.72 руб. В настоящее время разница за весь период расчета по нормативу (ДД.ММ.ГГГГ.) составила 4 921.60 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. жильцы написали коллективное обращение в МУП УИС с просьбой принять установленный ОПУ на учет. Но в ответе МУП УИС предлагает установить еще один прибор учета с неясным источником финансирования.
Истица указала, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на установление прибора учета на два многоквартирных дома, поэтому вести расчет для домов, в которые предоставляются коммунальные услуги и фиксируются соответствующим прибором учета необходимо в соответствии с Постановлением правительства от 06.05.2011г. № «О предоставлении коммунальных услуг..2, а именно по формуле № Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг.
Однако, несмотря на этот факт, квитанции по оплате за коммунальные услуги за отопление считают не по израсходованным гигакалориям, а по нормативу. Истец считает, что произведение расчета размеры платы за отопление исходя из нормативов потребления противоречит ч.1 ст.157 ЖК РФ, поскольку общий (коллективный) прибор учета фиксирует объем потребленных услуг.
Согласно ч.6 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» указано, что собственники жилых домов, которые объединены общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) прборов учета используемых воды, тепловой энергии.
<адрес><адрес> имеют единые инженерные сети, в том числе сети теплоснабжения, по сетям теплоснабжения указанных домов выполнен один ввод в здание жилого <адрес> по ул.магистральная, через который транзитом снабжается <адрес> по ул.магистральная. Указанные дома имеют одинаковую этажность и площадь, в связи с чем, истец считает возможным вести учет и распределение объема тепловой энергии по двум жилым домам по одному прибору учета.
В данном случае разница, которая образовывается между рсчетом по нормативу и расчету по показаниям прибора учета, образует неосновательное обогащение.
Истец просил обязать ответчика рассчитывать строку «отопление» в платежах по коммунальным услугам согласно показаниям общедомового прибора учета по теплу. Обязать ответчика осуществить перерасчет размера оплаты коммунальных услуг по отоплению согласно израсходованным гигакалориям. Взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., излишне собранную денежную сумму в размере 4921.60 руб.
Впоследствии истица обратилась с уточненным исковым заявлением к ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ», МУП «УИС» ГО <адрес> РБ, указав в качестве третьего лица БашРТС-Уфа, просила: обязать ответчика МУП УИС принять на коммерческий учет общедомовой прибор учета по теплу, установленный в ДД.ММ.ГГГГ., который учитывает потребление тепловой энергии на два жилых <адрес><адрес><адрес>. Обязать ответчика ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» осуществить перерасчет размера оплаты коммунальных услуг по отоплению согласно показаний теплосчетчика, а не по нормативу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании обратилась с уточненным исковым заявлением к ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ», исключив из числа ответчиков МУП «УИС» ГО <адрес> РБ и указав его в качестве третьего лица, исключив БашРТС-Уфа из числа третьих лиц, просит: обязать ответчика надлежащим образом исполнить свои обязанности для принятия на коммерческий учет общедомового прибора учета по теплу, установленный в ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: предоставить в МУП «УИС» ГО <адрес> РБ акт поверки прибора учета по теплу. Обязать ответчика осуществить перерасчет размеров оплаты по статье «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Представитель ответчика ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просит в их удовлетворении отказать.
Представители ответчика МУП «УИС» ГО <адрес> РБ ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований пояснив, что управляющая организация обязана обеспечить установку отдельного прибора учета тепловой энергии в каждом многоквартирном доме.
В допуске прибора учета тепловой энергии по дому № по <адрес> было отказано в связи с тем, что установление одного прибора учета тепловой энергии на несколько многоквартирных домов (в данном случае на два дома - <адрес> <адрес>), действующим законодательством не допускается.
Было рекомендовано установить в жилой дом, расположенный по <адрес> прибор учета тепловой энергии на границе балансовой ответственности (на вводе) данного жилого дома и установить прибор учета по <адрес>.
В настоящее время по дому по <адрес> установлен самостоятельный прибор учета тепловой энергии.
Представители третьего лица пояснили, что в настоящее время возможно два варианта решения сложившейся ситуации.
Первый вариант – МУП УИС может осуществить допуск имеющегося в <адрес> прибора учета после исполнения управляющей организацией своей обязанности провести поверку указанного прибора учета. После допуска прибора учета, данные потребления тепловой энергии по дому <адрес> будут рассчитываться как разница между потреблением тепловой энергии по двум домам (<адрес> и потреблением тепловой энергии по дому <адрес>, в котором в настоящее время установлен самостоятельный прибор учета тепловой энергии.
Второй вариант – установить отдельный прибор учета по дому <адрес><адрес> на границе балансовой принадлежности, для чего необходимо произвести реконструкцию тепловых сетей и переставить прибор учета тепловой энергии.
При этом, представители третьего лица пояснили, что решение сложившейся ситуации по первому варианту возможно только в интересах жителей, однако, это не освобождает управляющую организацию от исполнения своих обязанностей по обеспечению каждого многоквартирного дома отдельным прибором учета тепловой энергии.
Также представители третьего лица пояснили, что в течение календарного года управляющая организация не вправе в течение календарного года менять норматив оплаты по отоплению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность, утв. постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> передан в управление ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ».
В доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета энергетических ресурсов - отопления, который не прошел поверку в порядке, установленном действующим законодательством.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Подпунктом "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее Правила N 354) указана обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в установленные Правилами сроки.
При этом под потребителем, в соответствии с п. 2 Правил N 354 понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги
Право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества установлено п. 33 Правил N 354.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 - 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета до ДД.ММ.ГГГГ на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, что предусмотрено частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Из пояснений лиц, участвующих в деле (сторон, представителей третьих лиц) следует и не оспаривается ответчиком, что установленный в многоквартирном жилом доме по <адрес> прибор учета ресурсов теплоснабжения не прошел поверку.
В свою очередь, ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ», являясь управляющей организацией, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, должна обеспечить эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поскольку проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию отнесено именно к обязанностям управляющей организации.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 5 ч. 1.1 данной статьи, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил №.
Подпунктом "к" пункта 11 Правил № определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах №, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, к которым в соответствии с пунктом 1 данных Правил относится ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ», по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, отнесено приведенными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Поскольку действия управляющей организации по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета вытекают из функций этой организации по управлению и оплачиваются потребителями в составе платы, предусмотренной договором управления, следовательно, как отдельная услуга, данное действие, рассматриваться не может.
Затраты по вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не могут зависеть от задолженности отдельных жильцов дома, обслуживаемого управляющей организацией, поскольку взыскание такой задолженности относится к правоотношениям, возникающим непосредственно между управляющей организацией и должником и не должно оказывать влияний на права иных потребителей коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, заявленные требования об обязании ответчика предоставить в МУП «УИС» ГО <адрес> РБ акт поверки прибора учета по теплу, подлежат удовлетворению.
Относительно требований истицы об обязании ответчика осуществить перерасчет оплаты по статье «отопление» суд исходит из следующего.
Из пояснений сторон следует и не оспаривается представителем ответчика, что с ДД.ММ.ГГГГ года оплата за услугу «отопление» изменена – оплата начала производиться по новому нормативу.
В соответствии со ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями.
В соответствии с п «б» п.21 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, норматив на отопление рассчитывается и утверждается исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями и не может быть изменена в течение календарного года.
В связи с изложенным, требования истицы об обязании ответчика осуществить перерасчет размера оплаты за услугу «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ. также подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Нарушения прав истицы по получению коммунальных услуг надлежащего качества управляющей организацией по делу установлено.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства дела, длительность допущенного нарушения, характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает возможным удовлетворить требование потребителя о возмещении морального вреда в размере 1000 руб.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" взыскать в пользу потребителя штраф 500 рублей.
На основании ст.103 ГПК РФ, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования иску ФИО1 к ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» удовлетворить частично.
Обязать ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» предоставить в МУП «УИС» ГО <адрес> РБ акт поверки прибора учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: <адрес>.
Обязать ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» осуществить перерасчет размера оплаты по статье «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 500 руб.
Взыскать с ОАО «УЖХ <адрес> ГО <адрес> РБ» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласовано судья Зубаирова С.С.