Черновский районный суд г. Читы Забайкальского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Черновский районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1154/2011
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
именем Российской Федерации
26 мая 2011 года город Чита
Черновский районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Пивоварова А.А.
при секретаре Чебан Ю. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников и приобретении учебников,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на следующее.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что учащиеся МОУ «СОШ № 8» города Читы обеспечиваются учебниками и учебными пособиями не в полном объёме. На ДД.ММ.ГГГГ учебный год школе необходимо приобрести учебников и учебных пособий на сумму рублей.
Поэтому просил обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить за счёт средств казны края в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников на учебный год для МОУ «СОШ № 8» города Читы рублей, а МОУ «СОШ № 8» - приобрести на выделенные средства учебники.
В судебном заседании помощник прокурора района Круликовский М. О. заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представители Министерства финансов Забайкальского края и администрации городского округа «Город Чита» по доверенностям соответственно ФИО1 и ФИО2 иск не признали, поскольку субвенции муниципальному бюджету предоставляются, исходя из сумм, предусмотренных в бюджете края на ДД.ММ.ГГГГ год.
Директор школы ФИО3 была согласна с требованиями прокурора. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году по статье № экономической классификации в школу поступили из бюджета городского округа примерно рублей на прочие расходы, из которых около рублей были потрачены на приобретение учебников. В школе из 1000 учащихся примерно 20 – из малообеспеченных семей. Выделенных денег достаточно для обеспечения бесплатными учебниками учащихся из малообеспеченных семей.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно п. 5, ст. 19; п. 3, ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу пункта 6 статьи 53 названного Закона осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 6. 1, п. 6, ст. 29 Закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Закона Забайкальского края от 05. 10. 2009 № 244-ЗЗК «О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования» нормативы для определения размера субвенций рассчитываются на основании:
1) расходов на оплату труда работников, реализующих основные общеобразовательные программы в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
2) расходов на учебники (приобретение и пополнение библиотечного фонда учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников, ежегодно утверждаемыми федеральными органами государственной власти в сфере образования);
3) расходов на учебные пособия (приобретение книжной продукции и справочной литературы для библиотечных фондов, приобретение учебных программ, в том числе в области информационных технологий);
4) расходов на технические средства обучения (приобретение оборудования и инструментария, используемого в учебном процессе, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, пользование сетью Интернет, приобретение мебели для учебных кабинетов);
5) расходов на расходные материалы и хозяйственные нужды, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ.
В соответствии с п. п. 2? 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 18. 01. 2011 № 2 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2011 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для реализации основных общеобразовательных программ, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с установленными нормативами. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2011 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Согласно подп. 9. 3. 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 11. 05. 2010 № 186 «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края» указанное Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Анализ вышеприведённых норм закона позволяет суду прийти к выводу о том, что администрация городского округа «Город Чита» финансирует основные общеобразовательные программы, исходя из размера субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год, перечисляемых в городской бюджет Министерством финансов Забайкальского края.
Администрация городского округа «Город Чита» ежегодно направляет через Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края в адрес Губернатора Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края расчёт бюджетных ассигнований в части, касающейся финансирования образовательных учреждений. По расчётам администрации потребность по учебным расходам – тыс. руб.
Законом Забайкальского края от 15. 12. 2010 № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях для городского округа «Город Чита» на 2011 год утверждены в сумме руб., из них фонд оплаты труда с начислениями – руб., доступ к сети Интернет общеобразовательных учреждений – ., прочие учебные расходы руб.
Указанное распределение субвенций было учтено в бюджете городского округа «город Чита» на 2011 год в приложении № к бюджету «Перечень и объёмы финансирования государственных полномочий в 2011 году».
Согласно заявок на кассовый расход за ДД.ММ.ГГГГ года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ субвенции на указанные цели направлены в бюджет городского округа «Город Чита» рублей, в том числе фонд оплаты труда рублей, прочие учебные расходы рублей.
Распределение и использование средств, поступивших в местный бюджет на прочие учебные расходы, в том числе на приобретение учебников, органом местного самоуправления осуществляется самостоятельно в пределах установленных полномочий.
Таким образом, первым ответчиком в бюджет городского округа «Город Чита» субвенции перечисляются в полном объёме в предусмотренных бюджетом Забайкальского края суммах согласно поданным заявкам. Факта ненадлежащего финансирования (недофинасирования) из бюджета Забайкальского края материалы дела не содержат и прокурор на это не ссылался.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников и приобретении учебников отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.
Судья А. А. Пивоваров