Дело №2-115417
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,
при секретаре Шутенко А.В.,
с участием представителя истца ФИО1 - адвоката Полякова В.В., действующего по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Администрации г. Ессентуки - ФИО2, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что он на основании договора приватизации жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№-АИ 139386.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ об обследовании многоквартирного жилого <адрес>, в соответствии с которым указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена финансовая поддёржка для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании Постановления Администрации <адрес> об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по <адрес> для муниципальных нужд № от ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация изъятия для государственных (или муниципальных) нужд <адрес>.
В 2016 году собственники многоквартирного дома обратились в Ессентукский городской суд с заявлением об установлении юридического факта признания жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеназванного заявления Ессентукский городской суд вынес решение, согласно которого был установлен юридический факт признания в установленном законом порядке <адрес> в <адрес> аварийным и непригодным для дальнейшего проживания до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство позволило включить многоквартирный <адрес> в <адрес> в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 г.г.», утвержденную Постановлением <адрес> от 17 июня (2013 года №-П, поскольку, согласно разделу 4 в Программу включаются многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанной Программой органы местного самоуправления муниципальных образований:- формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов;- заключают предварительные соглашения с собственниками жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении жилых помещений путем мены на иные жилые помещения;- представляют копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы; заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов или осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы; осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов.
Из устных объяснений работников администрации <адрес> следует, что в настоящее время квартиры для расселения указанного дома не приобретались и муниципальные контракты с подрядными организациями не заключались. О точной дате расселения не сообщалось. Данное бездействие ведет к нарушению жилищных прав ФИО1, угрозе его жизни и здоровью.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, (утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как следует из текста Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации " обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда.
В ходе общения с администрацией <адрес>, ФИО1 многократно говорил, что он не согласен на получение выкупной цены взамен принадлежащего ему жилого помещения, а желает получить другое жилое помещение в собственность в черте <адрес>.
При этом, следует отметить, что со стороны администрации <адрес> не поступало предложений по выкупу принадлежащей ФИО1 квартиры, равно как и не поступало предложений по предоставлению другого жилого помещения в черте <адрес>.
Поскольку многоквартирный дом, в котором находится квартира ФИО1 включен в Программу и администрация <адрес> взяла на себя обязательство предоставить ФИО1 другое жилое помещение, значит фактически достигнуто соглашение обеспечения жилищных прав ФИО1 путем предоставления другого жилого помещения взамен признанного аварийным.
Однако, возможность реализовать такое право истцу не предоставляется, жилым помещением ФИО1 не обеспечивается.
Согласно устным заявлениям работников администрации <адрес> жилого помещения, которое могло бы быть предоставлено ФИО1, в настоящее время не имеется, что свидетельствует о нарушении прав ФИО1
Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 г.г.» в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель истца - адвокат Поляков И.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Просил обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 года» в черте <адрес>, отвечающее санитарными и техническим требованиям.
Представитель ответчика Администрации <адрес> – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из 15 жилых помещений, 13 из которых принадлежат гражданам на праве собственности, два относятся к муниципальному жилищному фонду.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении акта и заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Молодежная, 1 признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
Решением Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим администрацией <адрес> края направлен пакет документов на аварийные помещения в министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> для включения указанного дома в четвертый этап краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Участником четвертого этапа краевой адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п является администрация <адрес> (далее - программа).
В рамках реализации четвертого этапа программы администрация <адрес> участвует в переселении граждан из аварийных многоквартирных жилых домов, в том числе дом <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> с Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> подписано Соглашение №-ф/4 о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования город-курорт <адрес> на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства и за счет средств бюджета <адрес> в рамках реализации четвертого этапа (2016-2017 годы) краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 годах» (далее - соглашение).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> заключены дополнительные соглашения №, №, № к Соглашению №-ф/4.
Во исполнение указанного соглашения ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, в пределах предоставленных субсидий бюджету <адрес>, заключены муниципальные контракты на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. В частности, по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт с ИП ФИО6 на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33,6, кв.м, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в городе Ессентуки по <адрес>.
В рамках электронного аукциона кроме ИП ФИО6 заявки на участие в аукционе никем не поданы.
Кроме того, проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города-курорта Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по 26 тыс. рублей за один кв. метр, с чистовой отделкой и установкой санитарно-инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра.
С учетом изложенного, администрация <адрес> выполнила все обязанности в рамках краевой адресной программы, заключен муниципальный контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения, расположенного в <адрес>, пер. Южный, 43А.
Истец просит обязать Администрацию <адрес> предоставить жилое помещение в рамках краевой адресной программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017г.г.» в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, механизм реализации названной программы не предусматривает безвозмездное предоставление жилого помещения собственнику аварийной квартиры.
Так разделом 6 Программы предусмотрено, что «изъятие у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При изъятии жилого помещения у собственника в аварийном многоквартирном доме согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия его изъятия определяются соглашением между органом местного самоуправления муниципального образования - участника Программы и собственником изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки жилых помещений в аварийном многоквартирном доме является обязательным при изъятии имущества у собственников жилого помещения в аварийном многоквартирном доме для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с соглашением между органом местного самоуправления муниципального образования - участника Программы и собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме собственнику данного жилого помещения может быть предоставлено органом местного самоуправления муниципального образования - участника Программы взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение. При этом при реализации Программы в стоимость предоставляемого органом местного самоуправления муниципального образования - участника Программы по договору мены жилого помещения зачитывается возмещение за изымаемое жилое помещение, определяемое в соответствии с условиями Программы исходя из планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение и площади изымаемого жилого помещения.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, выселяемым в связи со сносом аварийного многоквартирного дома, органы местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы предоставляют другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам при выселении в связи со сносом аварийного многоквартирного дома другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру, наниматель соответственно получает квартиру. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель имеет право на получение жилого помещения в коммунальной квартире, состоящего из того же числа комнат.
Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, <адрес> или муниципальному образованию - участнику Программы, не изымаются. Нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, проживающим совместно с ними в жилых помещениях аварийных многоквартирных домов государственного жилищного фонда Российской Федерации или <адрес>, органы местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы предоставляют жилые помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде».
Таким образом, с учетом того, что истец является собственником аварийного помещения, а не его нанимателем, ФИО1 может быть предоставлено другое жилое помещение, но только на основании соглашения между органом местного самоуправления муниципального образования - участника Программы (Администрацией <адрес>) и собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме (ФИО1).
Согласно норм ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
С учетом того, что такого соглашения Администрация <адрес> и ФИО1 между собой не достигли, суд не может возложить на ответчика обязанность предоставить жилое помещение в рамках краевой адресной программы в нарушение принципа свободы договора. Просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Истец ФИО1, будучи извещенным о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель 3-его лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в будучи извещенным о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель 3- его лица Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, будучи извещенным о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и представил суду письменные возражения в которых указал, что в соответствии с Положением о министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по реализации в <адрес> Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,
В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ №, Фонд) постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском в 20.13-2017 года» (далее Постановление №-п, Программа).
Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета <адрес> и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы (далее - органы местного самоуправления).
Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования <адрес>.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 16 ФЗ № и ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в Программу включаются многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их. Эксплуатации.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, I (далее- жилой дом) был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, т.е. после установленной Программой даты, в связи с чем он не был включен в Программу.
Однако решением Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания до ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем он был включен в четвертый этап Программы.
Жилой дом - это бывшее общежитие (комнаты с местами общего пользования) состоит из 15 жилых помещений, 13 из которых принадлежат гражданам на праве собственности, два относятся к муниципальному жилищному фонду. Квартира № в жилом доме принадлежит на праве собственности ФИО1 Данная квартира состоит из одной комнаты, общей площадью 9,9 кв. м (жилой 9,9 кв. м).
Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в случае если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в аварийной многоквартирном доме путем выкупа.
Вместе с тем, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2. статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо на его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных нрав.
Часть 8 ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой осуществляется переселение собственников из аварийного жилья, не определяет, должно ли соответствовать предоставляемое жилое помещение каким-либо критериям применимо к изымаемому жилому помещению.
Вместе с тем применение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства» позволяет применять по аналогии статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации в части требований к жилым помещениям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 20 - 22 и 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Л1» 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (жилые помещения предоставляются «метр» за «метр»), отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от имени государства возмещает расходы только за фактическую аварийную общую площадь жилых помещений, принадлежащей гражданам на праве собственности или занимаемой по договорам социального найма. Расходы на дополнительную площадь жилых помещений финансируются из бюджета <адрес> и бюджета муниципального образования города-курорта Ессентуки.
Взамен аварийной <адрес>, принадлежащей ФИО1 администрацией запланировано предоставление однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра, что на 23,7 кв. метра больше общей площади аварийной <адрес>.
Кроме того, статьей 89 ЖК РФ предусмотрено предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с выселением, в том числе из аварийного жилья, которое может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, но с письменного согласия граждан в письменной форме.
Проведенный мониторинг имеющегося жилья у застройщиков города- курорта Ессентуки показал, что в городе невозможно приобрести жилье по 26 тыс. рублей за один кв. метр, с чистовой отделкой и установкой санитарно- инженерных приборов («под ключ») и площадью однокомнатной квартиры не более 33,6 кв. метра.
ФИО1 предложено рассмотреть вопрос о переселении в благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 40 кв. метра (без учета площади балкона 2,8 кв. м), расположенное в <адрес>, пер. Южный, 43А, что на 23,7 кв. м больше аварийного. Однако истцом данное предложение не принято.
В рамках реализации мероприятий по Программе администрацией проводятся аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом М 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выкуп аварийных жилых помещений у собственников осуществляется администрацией в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Из сказанного видно, что администрацией предпринимаются меры по расселению аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес>, следовательно, говорить о бездействии администрации не представляется возможным. Просит вынести по делу законное и обоснованное решение.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца, представителей 3-их лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>.
Выслушав представителя истца, представителя администрации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 на основании договора приватизации жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности <адрес>, расположенная в многоквартирном <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№-АИ 139386.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ об обследовании многоквартирного жилого <адрес>, в соответствии с которым указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, после установленной Программой даты, в связи с чем он не был включен в Программу.
На основании Постановления Администрации <адрес> об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по <адрес> для муниципальных нужд № от ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация изъятия для государственных (или муниципальных) нужд <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ессентукским городским судом вынесено решение об установлении юридического факта признания в установленном законом порядке <адрес> в <адрес> аварийным и непригодным для дальнейшего проживания до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения Ессентукского городского суда от 23 и июня 2016 года многоквартирный <адрес> в <адрес> был включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 г.г.», утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
В соответствии с краевой адресной программой, органы местного самоуправления муниципальных образований:- формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов;- заключают предварительные соглашения с собственниками жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении жилых помещений путем мены на иные жилые помещения;- представляют копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы; заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов или осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы; осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 статьи 2, статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно -коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, разделом 6 краевой адресной программы « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 -2017 годах», в котором определен механизм реализации краевой адресной программы, собственнику жилого помещения в аварийном многоквартирном доме органом местного самоуправления муниципального образования - участника программы взамен изымаемого жилого помещения может быть предоставлено другое жилое помещение в соответствии с соглашением между органом местного самоуправления муниципального образования - участника программы и собственником жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 2 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
При принятии решения по настоящему делу суд учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, изложенную в ответе на вопрос 2 в Обзоре судебной практики за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной правовой позиции, в случае, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, то собственник такого жилого помещения имеет, в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно -коммунального хозяйства» и ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, право на предоставление другого жилого помещения либо на выкуп аварийного жилого помещения. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения прав. Аналогичная позиция изложена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Приложению к краевой адресной программе, способом переселения граждан из аварийного дома, в рамках реализации программы, является переселение в жилые помещения, приобретаемые у застройщиков, т.е. переселение в квартиры, расположенные в новых домах, специально приобретенные муниципальными органами в муниципальную собственность для целей переселения граждан из аварийного жилья.
Конкретные параметры жилых помещений, приобретаемых у застройщиков для предоставления собственникам жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, в порядке переселения, жилищным законодательством Российской Федерации и краевой адресной программой не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий по Программе администрацией проводятся аукционы в электронном виде на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом М 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В августе 2017г. по результатам электронного аукциона администрацией <адрес> заключен муниципальный контракт с ИП ФИО6 на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33,6, кв.м, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в городе Ессентуки по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> предложила истцу рассмотреть вопрос переселения в благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Южный,43а корпус 1 <адрес>, общей площадью 37,2 кв.м.
Истец от переселения в указанную квартиру отказался, объяснив свой отказ тем, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пер.Южный,43а корпус 1 кв. не является благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим нормам.
Администрацией не предоставлено документов подтверждающих, что жилой дом, в котором расположена предлагаемая истцу квартира, сдан в эксплуатацию, не представлено доказательств того, что администрация предлагал истцу заключить договор мены и, что он отказался от заключения такого договора, соглашения.
Согласно представленных фотографий, в квартире, предлагаемой истцу, отсутствуют радиаторы отопления, двери, полы, потолки и стены не оштукатурены, отсутствует сантехника и т.п.
Представителем Администрации данные факты не опровергнуты. Соглашения о предоставлении ответчику другого жилого помещения между сторонами не достигнуто.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств того, что ответчику было предложено выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем он, как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также применимые к рассматриваемому спору нормы права, суд считает исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> об обязании жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 г.г.» в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> края предоставить ФИО1 жилое помещение в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 г.г.» в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено 22.09.2017 г.
Судья Зацепина