ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1154/18 от 10.10.2018 Кондопожского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-1154/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2018 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.И.,

при секретаре Карнишевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Курортного сельского поселения, администрации Петровского сельского поселения о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, обязании установить доплату,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что является получателем страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ. В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ находился на муниципальной службе в должности <...>. ХХ.ХХ.ХХ обратился в администрацию Курортного сельского поселения об установлении доплаты к пенсии в соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2017 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК» и ст. 38 Устава Курортного сельского поселения. ХХ.ХХ.ХХ получил отказ, в связи с недостаточностью стажа муниципальной службы и со ссылкой на ст. 15 Закона РК «О муниципальной службе в РК». Считает отказ незаконным, поскольку пунктом 4 ст. 38 Устава Курортного сельского поселения и пунктом 2 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты лицам, проходившим муниципальную службу в Курортном сельском поселении и находящимся на трудовой пенсии по старости, утвержденного Решением 16 заседания 3 созыва Совета Курортного сельского поселения от 15.07.2015 № 3, такая доплата предусмотрена пенсионеру при наличии стажа муниципальной службы 12 лет 06 месяцев, данный стаж у него имеется. Положения ч. 1 ст. 15 Закона РК «О муниципальной службе в РК» при наличии действующих муниципальных нормативно-правовых актов к нему неприменимы. Просит суд признать незаконным отказ администрации Курортного сельского поселения в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, обязать установить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Порядком, утвержденным Решением 16 заседания 3 созыва Совета Курортного сельского поселения от 15.07.2015 № 3.

В судебном заседании истец и его представитель по ордеру адвокат Бакулин И.М. поддержали исковые требования по изложенным в иске и в письменных пояснениях основаниям, дополнили, что в стаж муниципальной службы необходимо включить период нахождения на военных сборах.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Петровского сельского поселения, являющаяся на основании ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правопреемником Курортного сельского поселения в результате преобразования муниципальных образований в соответствии с Законом Республики Карелия № 2230-ЗРК «О преобразовании муниципальных образований «Курортное сельское поселение» и «Петровское сельское поселение» Кондопожского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия».

Представители администрации Курортного сельского поселения и администрации Петровского сельского поселения в судебное заседание не явились, представитель администрации Петровского сельского поселения ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, полагает, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку у истца отсутствует необходимый муниципальный стаж для назначения доплаты к пенсии.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» за лицами, проходившими государственную службу субъектов Российской Федерации, государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 01.01.2017, лицами, продолжающими замещать на 01.01.2017 должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы и имеющими на 01.01.2017 стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 01.01.2017 должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 01.01.2017 право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (действовавшим в редакции на момент увольнения истца с муниципальной службы) лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2017 год – 15 лет 06 месяцев, 2018 год – 16 лет), уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 5 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия»).

В статье 38 Устава Курортного сельского поселения, принятого Советом Курортного сельского поселения 3 созыва 06.04.2016, указано, что муниципальному служащему, вышедшему на страховую пенсию по старости (инвалидности) при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин Решением Совета Курортного сельского поселения устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета. Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов ежемесячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты лицам, проходившим муниципальную службу в Курортном сельском поселении и находящимся на страховой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается Решением Совета Курортного сельского поселения.

Статья 39 Устава Курортного сельского поселения гласит, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Карелия, законодательству Республики Карелия.

Решением 16 заседания 3 созыва Совета Курортного сельского поселения от 15.07.2015 № 3 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты лицам, проходившим муниципальную службу в Курортном сельском поселении и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности), в пункте 1 которого предусмотрено, что настоящий порядок определяет назначение, перерасчет и выплату ежемесячной доплаты лицам, проходившим муниципальную службу в Курортном сельском поселении и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». При этом в пункте 2 Порядка указано, что муниципальным служащим Курортного сельского поселения, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин предусматривается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Исчисление стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности определяется согласно статье 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из содержания приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи со статьей 12 Конституции Российской Федерации, гарантирующей самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, следует, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, в том числе определение условий, при которых муниципальный служащий имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии.

При этом органы местного самоуправления, принимая муниципальные нормативно-правовые акты, определяющие условия, при которых муниципальный служащий имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии, должны руководствоваться положениями пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и части 1 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», которыми установлен минимальный стаж муниципальной службы, при наличии которого органами местного самоуправления могут устанавливаться за счет средств местного бюджета доплаты к страховым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в настоящем споре относительно установления минимального стажа муниципальной службы, при котором органами местного самоуправления устанавливаются доплаты к страховой пенсии по старости муниципальным служащим, применению подлежат пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и часть 1 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», которыми определен минимальный стаж муниципальной службы (на момент увольнения истца с муниципальной службы 2018 год) 16 лет.

Судом установлено, что ФИО1ХХ.ХХ.ХХ принят на муниципальную службу в администрацию Курортного сельского поселения на должность <...>. ХХ.ХХ.ХХ освобожден от должности <...> по собственной инициативе. Изложенное подтверждается копией трудовой книжки, трудовым договором, распоряжением администрации Курортного сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ№ ....

С ХХ.ХХ.ХХ истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

ХХ.ХХ.ХХФИО1 обратился в администрацию Курортного сельского поселения с заявлением об установлении ему на основании ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Устава Курортного сельского поселения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.

Уведомлением от ХХ.ХХ.ХХ администрацией Курортного сельского поселения истцу отказано в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.

В письменных пояснениях по делу от ХХ.ХХ.ХХ глава Курортного сельского поселения указала, что ежемесячная доплата к пенсии назначается при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого устанавливается приложением к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Измененные условия касательно продолжительности стажа применяются с 01.01.2017 ко всем муниципальным служащим, замещавшим на 01.01.1997 и позднее должности муниципальной службы, кроме случаев, когда на 01.01.2017 у муниципальных служащих имелись основания, перечисленные в ст. 15 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».

У ФИО1 на ХХ.ХХ.ХХ стаж муниципальной службы составил 11 лет <...> месяцев <...> дней, с учетом 45 суток по справке о прохождении военных сборов стаж составил 12 лет 01 месяц <...> дней. По ранее действующему Закону Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» стаж для назначения доплаты к пенсии муниципальным служащим должен составлять для мужчин 12,5 лет, по действующему Закону Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» не менее 15 лет стажа муниципальной службы по состоянию на 01.01.2017 для назначения доплаты к пенсии в прежнем порядке. В связи с отсутствием стажа ФИО1 отказано в назначении доплаты к пенсии. В уведомлении от ХХ.ХХ.ХХФИО1 неправильно указан стаж муниципальной службы, однако уточненный стаж муниципальной службы также не дает оснований для назначения ФИО1 доплаты к пенсии.

Из представленного главой Курортного сельского поселения расчета муниципальный стаж ФИО1 по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ составил 11 лет 11 месяцев <...> дней, по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ (день увольнения) 13 лет 04 месяца <...> дней.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» за лицами, замещавшими на 01.01.1997 и позднее муниципальные должности муниципальной службы, установленные Законом Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», должности муниципальной службы, приобретшими право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), и уволенными со службы до 01.01.2017, лицами, продолжающими замещать на 01.01.2017 должности муниципальной службы, и имеющими на 01.01.2017 стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемой уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), не менее 20 лет, а также за лицами, продолжающими замещать на 01.01.2017 должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 01.01.2017 право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования (в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

Учитывая, что на ХХ.ХХ.ХХ муниципальный стаж истца составил 11 лет 11 месяцев <...> дней (с учетом 45 дней военных сборов 12 лет 01 месяц <...> дней), а на день увольнения со службы 13 лет 04 месяца <...> дней, право на получение доплаты к пенсии ФИО1 не приобрел, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.

Судья О.И. Макарова

Решение в окончательной форме принято 12.10.2018.