ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1154/19 от 28.08.2019 Свободненского городского суда (Амурская область)

28RS0017-01-2019-004140-94

№2-1154/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,

с участием помощника Свободненского городского прокурора – Жирноклеевой Т.А., ФИО1, представителя ответчика - Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного – ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного об обязании провести курсовое переобучение согласно индивидуальной программе реабилитации,

установил:

Свободненский городской прокурор в интересах ФИО1 обратился в Свободненский городской суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного об обязании провести курсовое переобучение ФИО1 согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивировал следующим. В Свободненскую городскую прокуратуру поступило заявление ФИО1 за защитой своих законных прав и интересов по вопросу соблюдения ГКУ Амурской области ЦЗН города Свободного законодательства о порядке организации обучения безработных инвалидов новым профессиям. ФИО1 --, юридического образования не имеет. В ходе прокурорской проверки установлено, что --, согласно которой для него предусмотрены мероприятие профессиональной реабилитации – курсовое обучение в службе занятости на оператора ЭВМ. В связи с чем, --, --, --, -- в адрес ГКУ Амурской области ЦЗН города Свободного от ФИО1 направлены заявления о переобучении на оператора ЭВМ. В свою очередь, КГУ Амурской области ЦЗН города Свободного письменные и устные обращения ФИО1, даны разъяснения об отказе в предоставлении данной услуги, в связи с тем, что ФИО1 не являет безработным, согласно записи в трудовой книжке числится трудоустроенным ООО «Самарканд», а также является пенсионером по старости с января 2015 года. Решением Арбитражного суда Амурской области от -- по Делу №А-04-10978/2015 требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области о ликвидации общество ограниченной ответственностью «Самарканд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворены, на учредителя ООО «Самарканд» А. судом возложены обязанности по ликвидации общества. Кроме того, -- МОССП по г. Свободному и Свободненскому району в отношении руководителя ООО «Самарканд» А. возбуждено уголовное дело -- по ч. 2 ст. 315 УК РФ, связи с неисполнением решения Арбитражного суда Амурской области i --. Таким образом, доводы ГКУ Амурской области ЦЗН города Свободно о том, что ФИО1 не является безработным, ссылаясь на запись трудовой книжке, согласно которой он трудоустроен в ООО «Самарканд» даны без надлежащей оценки фактическим обстоятельствам, являют несостоятельными ввиду злостного неисполнения решения суда по ликвидации данного предприятия. ФИО1 должно быть предоставлено обучение на оператора ЭВМ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от --.

В последующем прокурор уточнил исковые требования, дополнив их словосочетанием «в соответствии с рекомендациями о противопоказаниях и доступных видов труда».

В судебном заседании помощник Свободненского городского прокурора настаивала на удовлетворении требований с учетом их уточнения, полагая, что ФИО1 является безработным, не трудоустроен, -- по направлению органов служб занятости должен пройти переобучение не по востребованным на рынке труда профессиям, а с учетом ИПР, противопоказаний, доступных видов труда.

ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы и требования прокурора. Пояснил, что несколько раз обращался с заявлением о переобучении в ЦЗ, у него требовали трудовую книжку, а ее предоставить он не мог, так как там отсутствует запись об увольнении, поэтому не приходил. Требований о расторжении трудового договора, занесении записи об увольнении в его трудовую книжку, в том числе в судебном порядке им не заявлялось, поскольку юридическое лицо находится в стадии ликвидации по решению арбитражного суда, а руководитель организации - в розыске. Кроме того, полагал, что при таких обстоятельствах он не может быть лишен права быть уволенным ввиду ликвидации предприятия и получения предусмотренных законом в таком случае выплат.

Представитель ответчика - Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва, указав, что решение об отказе в предоставлении данной услуги не принималось.

Выслушав доводы стороны истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

На основании ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд неоднократно распределял бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантировано: каждый имеет право на образование.

В ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (пункт "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Принцип судебной защиты нарушенного права предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом. Он закреплен в статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работуинвалидов и минимального количества специальных рабочих мест дляинвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Амурской области от 31.12.2015 № 665 «Об утверждении порядка организации обучения безработных инвалидов новым профессиям» утвержден Порядок организации обучения безработных инвалидов новым профессиям, устанавливающий правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области - центрами занятости населения обучения незанятых инвалидов признанных в установленном порядке безработными, новым профессиям (далее - Порядок).

Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) гласит, что особое внимание государство уделяет гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В соответствии со ст. 5 Закона о занятости к таким гражданам относятся инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу п.3 этой же статьи безработными не могут быть признаны среди прочих: граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; перечисленные в статье 2 настоящего Закона (работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе).

Приказ Росстата от 30.06.2017 №445 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» содержит указание на то, что обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В соответствии с п.3 ст.7.1-1 Закона №1032-1 органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (далее профессиональное обучение пенсионеров).

Приказом управления занятости населения Амурской области от ---- утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 23 Закона №1032-1 профессиональное обучение пенсионеров осуществляется по направлению органов служб занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям при условии обращения граждан указанной категории в органы служб занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.

Порядок и условия направления органами служб занятости пенсионеров на профессиональное обучение устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.23 Закона №1032-1 прохождение профессионального обучения пенсионерами осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии заключенными органами службы занятости договорами.

Постановлением Правительства Амурской области от 30.09.2013 №46 «Об утверждении Правил направления незанятых граждан, которым соответствии с законодательством Российской Федерации назначен страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования» (далее – Правила) установлен порядок и условия направления государственными казенными учреждениями Амурской области центрами занятости населения незанятых пенсионеров для прохождения профессионального обучения.

Отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность для прохождения профессионального обучения граждан, осуществляется соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. Профессиональное обучение граждан осуществляется на основании договора об организации прохождения профессионального обучения, заключенного между центром занятости населения, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и гражданином. Типовая форма договора организации профессионального обучения утверждается приказом управления занятости населения Амурской области (приложение --).

--

Согласно информации Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Свободном Амурской области (межрайонное) от ---- ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с -- по настоящее время.

-- и -- ФИО1 в адрес ответчика были направлены письменные обращения рассматриваемому спору, в ответ на которые ответчиком заявителю направлена информация со ссылками на соответствующие нормативные документы, разъясняющая основания начала предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.

-- с целью определения участников профессионального обучения до конца 2016 года, направлено ФИО1 предложение явиться для регистрации в качестве гражданина, ищущего работу (для последующего признания безработным, при соблюдении установленных законодательством условий, и направления на профессиональное обучение).

-- ФИО1 обратился в центр занятости с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, в котором выразил желание об организации его курсового обучения на оператора ЭВМ.

На основании представленных документов был зарегистрирован как занятый гражданин, ищущий работу.

ФИО1 был проинформирован о возможности организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости исключительно как незанятого пенсионера при представлении документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.

-- на очередную перерегистрацию ФИО1 не явился и был снят с учета за длительную (более месяца) неявку в органы службы занятости населения приказом -- от --.

-- и -- ответчиком в целях исполнения рекомендаций программы реабилитации инвалида в части организации профессионального обучения в адрес ФИО1 направлялись приглашения посетить центр занятости с заявлением и необходимыми документами.

-- и -- ФИО1 в адрес ответчика направлялись письменные заявления в произвольной форме. Однако, трудовая книжка, содержащая запись об увольнении не была представлена, что признавалось и не оспаривалось участниками процесса.

Как установлено судом по настоящее время согласно записи в трудовой книжке ФИО1 -- принят на работу в ООО «Самарканд», запись об увольнении отсутствует.

Решением Арбитражного суда Амурской области от -- по Делу №А-04-10978/2015 требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области о ликвидации общество ограниченной ответственностью «Самарканд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворены, на учредителя ООО «Самарканд» А. судом возложены обязанности по ликвидации общества.

-- МОССП по г. Свободному и Свободненскому району в отношении руководителя ООО «Самарканд» А. возбуждено уголовное дело -- по ч. 2 ст. 315 УК РФ, связи с неисполнением решения Арбитражного суда Амурской области --.

До настоящего времени согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Самарканд» не ликвидировано.

Однако, не смотря на то, что трудовые отношения с ФИО1 фактически прекращены, увольнение работника в установленном порядке ООО «Самарканд» не произведено по независящим от работника причинам, что нашло подтверждение материалами дела.

Таким образом, для решения вопроса профессионального обучения ФИО1 в центр занятости населения по месту жительства с заявлением о направлении на профессиональное обучение не могут быть представлены необходимые документы по независящим от него причинам.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что формально ФИО1 не может быть признан ГКУ АО «Центр занятости населения» г.Свободного безработным, в связи с чем ответчик лишен возможности направления его на профессиональное обучение в соответствии с установленным Порядком в рамках исполнения п.7 ст. 20 Закона №181-ФЗ, а также в рамках ст. 23 Закона №1031-1 - ввиду отсутствия документа подтверждающего его незанятость и поданного в установленном порядке заявления о направлении на профессиональное обучение как незанятого гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости и который стремиться возобновить трудовую деятельность.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В данном случае реализация предусмотренных законом прав не может быть обусловлена обстоятельствами, не зависящими от самого гражданина (в данном случае – оформление в установленном порядке прекращения трудовых правоотношений с ликвидируемым работодателем).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ФИО1 не имеет работы и заработка, ищет работу и готов приступить к ней, однако, не зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы по независящим от него причинам.

При установленных в данном конкретном случае фактах возражения ответчика о том, что вышеуказанным Порядком обучение инвалидов не признанных в установленном порядке безработными не предусмотрено, не может служить основанием отказа в удовлетворении иска, поскольку ФИО1 в результате бездействия работодателя был лишен возможности быть признанным в установленном порядке.

Кроме того, само по себе отсутствие законодательного регулирования случая, когда гражданин, претендующий на реализацию соответствующего права на профессиональное обучение, является пенсионером и ему установлена инвалидность, не исключает возможность направления органами занятости населения его на соответствующее переобучение с учетом ИПР.

Однако, в силу вышеприведенных норм правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки социально незащищенной категории лиц в области образования, не предполагают проведение непосредственно органами занятости населения соответствующих мероприятий по переобучению (в том числе курсового) данной категории граждан, а потому такая обязанность не может быть возложена на ответчика.

Вместе с тем, поскольку судом установлено, что фактически ФИО1 является в силу вышеизложенных обстоятельств незанятым, а индивидуальной программой реабилитации установлена нуждаемость ФИО1 в организации обучения на оператора ЭВМ, то в целях реализации ответчиком возложенных на него полномочий по организации обучения -- новым профессиям, созданию -- условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, суд полагает необходимым иск прокурора удовлетворить частично, обязав ГКУ АО «Центр занятости населения» г.Свободного организовать реализацию ФИО1 права на профессиональное обучение и дополнительного профессионального образования согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в соответствии с рекомендациями о противопоказаниях и доступных видов труда, полагая, что это будет способствовать защите прав и законных интересов ФИО1

При этом, рассматривая в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ требование прокурора в части установления срока исполнения указанных действий, принимая во внимание необходимость финансового обеспечения исполнения возложенных на органы занятости населения полномочий, являющихся предметом настоящего спора, с учётом существующей правовой регламентации, суд полагает разумным и не противоречащим общим целям правосудия срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

исковые требования Свободненского городского прокурора в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного об обязании провести курсовое переобучение ФИО1 согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения г. Свободного организовать реализацию ФИО1 права на профессиональное обучение и дополнительного профессионального образования согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в соответствии с рекомендациями о противопоказаниях и доступных видов труда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Матвеева

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 02 сентября 2019 года. Судья Матвеева Т.Н.____________

28RS0017-01-2019-004140-94

№2-1154/2019

Р Е Ш Е Н И Е

(вводная и резолютивная части)

именем Российской Федерации

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Заболотиной В.М.,

с участием помощника Свободненского городского прокурора - Жирноклеевой Т.А., ФИО1, представителя ответчика - Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного - ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного об обязании провести курсовое переобучение согласно индивидуальной программе реабилитации,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

исковые требования Свободненского городского прокурора в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения г. Свободного об обязании провести курсовое переобучение ФИО1 согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения г. Свободного организовать реализацию ФИО1 права на профессиональное обучение и дополнительного профессионального образования согласно индивидуальной программе реабилитации от -- в соответствии с рекомендациями о противопоказаниях и доступных видов труда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Матвеева

Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме 02 сентября 2019 года. Судья Матвеева Т.Н.____________