Дело № 2-1154/70(13)
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес обезличен><дата обезличена>
Кировский районный суд <адрес обезличен> в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при секретаре ФИО1,
с участием представителя военного прокурора Пермского гарнизона ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Пермского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Пермского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее. Военной прокуратурой Пермского гарнизона с участием заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и гражданской обороны Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО2 проведена прокурорская проверка исполнения должностными лицами Пермского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ требований законодательства РФ в сфере охраны лесов от природных пожаров, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Установлено, что в соответствии с п. 2.2 «Положения о Пермском лесничестве Минобороны РФ - филиале ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ» основными задачами Пермского военного лесничества в пределах его компетенции являются обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны РФ. Кроме того, на основании п. 3.2 данного положения филиал осуществляет, среди прочих, следующие виды деятельности: осуществляет меры пожарной безопасности согласно лесным планам субъектов, лесохозяйственного регламента и проектов освоения лесов; соблюдает (осуществляет контроль за соблюдением)установленные правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов; соблюдает установленные нормативы пожарного обустройства лесов; соблюдает установленный порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах; соблюдает установленные правила тушения лесных пожаров; осуществляет планирование, учет обеспечения материально-техническими ресурсами, необходимыми для обеспечения фондов филиала и контроль за ними. В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Пермского гарнизона в пермском военном лесничестве, выявлены нарушения требований законов в сфере пожарной безопасности. Внеплановой выездной проверкой Пермского военного лесничества Минобороны РФ - филиала ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Минобороны РФ, проведенной департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, установлено, что пожарно-химическая станция второго типа Пермского лесничества не укомплектована в соответствии с нормой <номер обезличен> комплектации пожарно-химических станций и предприятий лесного хозяйства Минобороны РФ машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, утвержденной приказом Минобороны от <дата обезличена> № 394: автомобиль бортовой ГАЗ-66, бульдозер мощностью 3тс, тяжелый мотоцикл с коляской «Урал», «Иж-Юпитер», разветвление трехходовое ГП 50-254 в количестве 17 штук, разветвление двухходовое РТ-70А в количестве 20 штук, навесные шестеренчатые насосы (НШН-600) в количестве 2 штук, съемные цистерны в количестве 4 штук, полосопрокладыватели ПФ в количестве 2 штук, грунтометы в количестве 3 штук, огнетушители (ОХП-10) в количестве 5 штук, радиостанции стационарные УКВ или КВ диапазона, радиостанции возимые УКВ и КВ диапазона в количестве 8 штук, радиостанции носимые УКВ и КВ диапазона в количестве 8 штук, смачиватели (НП-1 и ДБ-1) и пенообразователи (ПО-ЗАИ, САМПО) в количестве 100 штук, химикаты огнегасящие ОС-5, О-1Б в количестве 1,5 тонны, емкости для приготовления растворов химикатов объемом 2,5 кубометра в количестве 2 штук, зажигательные аппараты (АЗ-З) в количестве 10 штук, канистры для перевозки огнегасящих растворов в количестве 30 штук, мотыги в количестве 20 штук, пилы поперечные в количестве 7 штук, грабли металлические в количестве 10 штук, ведра металлические в количестве 8 штук, термосы для питьевой воды емкостью 20 литров в количестве 6 штук, кружки для питьевой воды в количестве 27 штук, респираторы в количестве 15 штук, игла для ремонта рукавов в количестве 10 штук, химический карандаш или фломастер в количестве 10 штук, волосяная или капроновая щетка для мытья рукавов в количестве 5 штук, клей для ремонта рукавов в количестве 5 штук, бинокль полевой, компас Андрианова в количестве 4 штук, прибор для измерения пожарной опасности погоды и осадкометр, психрометр (УСП-1) в количестве 4 штук, съемный контейнер нестандартный для перевозки пожарного инвентаря на автомобиле в количестве 3 штук, пожарная наблюдательная мачта ПИМ-3 в количестве 4 штук. В силу не укомплектованности пожарно-химической станции, созданы предпосылки к невозможности осуществления мероприятий, связанных с тушением очагов возгорания лесных массивов. В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ <номер обезличен> от 1996, предприятия лесного хозяйства и их подразделения техническим имуществом и техникой обеспечиваются довольствующими управлениями Минобороны через соответствующее управления (отделы) военных округов, в пределах указанных норм. На основании примечания <номер обезличен> выписки из штата <номер обезличен> от <дата обезличена> все виды обеспечения (кроме финансирования) лесничеств Минобороны РФ распоряжениями соответствующих штабов военных округов возлагаются на одну из подчиненных им воинских частей. Начальником Пермского военного лесничества во исполнения указанного распоряжения в адрес начальника службы пожарно-спасательной и местной обороны управления тылового обеспечения Центрального военного округа Минобороны РФ направлены заявки о постановке на довольствие, выдаче копии аттестата о постановке на довольствие для обеспечения пожарным имуществом в целях приведения к нормативным показателям комплектации лесничества и пожарно-химической станции 2 типа, установленным приказом Министра обороны РФ <номер обезличен> от 1996. Несмотря на направленные заявки в феврале-апреле 2012 года, начальником службы пожарно-спасательной и местной обороны управления тылового обеспечения Центрального военного округа Минобороны РФ какие-либо меры по обеспечению Пермского военного лесничества пожарным имуществом, необходимым для осуществления их деятельности, не предприняты. Таким образом, в нарушении приказа Министра обороны РФ <номер обезличен> от 1996 должностными лицами Центрального военного округа Минобороны РФ Пермское военное лесничество техникой и пожарным имуществом не обеспечено, чем созданы предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации и гибели людей.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» Министерства обороны РФ устранить нарушения пожарной безопасности в Пермском лесничестве Министерства обороны РФ - филиале ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ путем доукомплектования пожарно-химической станции второго типа вышеперечисленным пожарным имуществом.
В судебном заседании представитель Военного прокурора Пермского гарнизона ФИО3, действующий на основании доверенностей от <дата обезличена> и от 12.02.2013, исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении. От предоставления дополнительных пояснений и обоснований исковых требований отказался.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» ФИО4, действующий на основании доверенности № 11/144С от 12.01.2013, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что, филиал ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации - Пермское военное лесничество не является филиалом юридического лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа». В данном случае Пермское военное лесничество является филиалом самостоятельного юридического лица - ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» не является надлежащим ответчиком по делу.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст.35 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> № 417).
Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно проведенной проверки военной прокуратурой Пермского гарнизона и справки о комплектации пожарно-химической станции II типа Пермского лесничества Министерства обороны - филиал ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны следует, что данная станция не укомплектована в соответствии с нормой <номер обезличен> комплектации пожарно-химических станций и предприятий лесного хозяйства Министерства обороны оборудованием, машинами, инвентарем, материалами и имуществом, а именно отсутствуют следующее: автомобиль бортовой ГАЗ-66, бульдозер мощностью 3тс, тяжелый мотоцикл с коляской «Урал», «Иж-Юпитер», разветвление трехходовое ГП 50-254 в количестве 17 штук, разветвление двухходовое РТ-70А в количестве 20 штук, навесные шестеренчатые насосы (НШН-600) в количестве 2 штук, съемные цистерны в количестве 4 штук, полосопрокладыватели ПФ в количестве 2 штук, грунтометы в количестве 3 штук, огнетушители (ОХП-10) в количестве 5 штук, радиостанции стационарные УКВ или КВ диапазона, радиостанции возимые УКВ и КВ диапазона в количестве 8 штук, радиостанции носимые УКВ и КВ диапазона в количестве 8 штук, смачиватели (НП-1 и ДБ-1) и пенообразователи (ПО-ЗАИ, САМПО) в количестве 100 штук, химикаты огнегасящие ОС-5, О-1Б в количестве 1,5 тонны, емкости для приготовления растворов химикатов объемом 2,5 кубометра в количестве 2 штук, зажигательные аппараты (АЗ-З) в количестве 10 штук, канистры для перевозки огнегасящих растворов в количестве 30 штук, мотыги в количестве 20 штук, пилы поперечные в количестве 7 штук, грабли металлические в количестве 10 штук, ведра металлические в количестве 8 штук, термосы для питьевой воды емкостью 20 литров в количестве 6 штук, кружки для питьевой воды в количестве 27 штук, респираторы в количестве 15 штук, игла для ремонта рукавов в количестве 10 штук, химический карандаш или фломастер в количестве 10 штук, волосяная или капроновая щетка для мытья рукавов в количестве 5 штук, клей для ремонта рукавов в количестве 5 штук, бинокль полевой, компас Андрианова в количестве 4 штук, прибор для измерения пожарной опасности погоды и осадкометр, психрометр (УСП-1) в количестве 4 штук, съемный контейнер нестандартный для перевозки пожарного инвентаря на автомобиле в количестве 3 штук, пожарная наблюдательная мачта ПИМ-3 в количестве 4 штук (л.д. 17-18).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что в структуре Пермского лесничества Министерства обороны - филиал ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны организована пожарно-химическая станция II типа (л.д. 26).
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза <номер обезличен> от 19.12.1997, пожарно - химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Согласно п. 1 раздела IV данного Положения пожарно - химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения пожарно - химических станций приведен в Приложении 2.
Приказом министра обороны Российской Федерации <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении норм комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства вооруженных сил Российской Федерации» утверждена норма <номер обезличен> комплектации пожарно-химический станций и нормы комплектации техническим имуществом органов лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 19-23).
Исходя из п. 4 данных норм комплектации техническим имуществом органов лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации пожарно-химические станции обеспечиваются техническим имуществом по норме <номер обезличен> предприятиями лесного хозяйства за счет материально-технических средств, выделяемых этим предприятиям по норме <номер обезличен> (бюджетные предприятия лесного хозяйства и их подразделения)(л.д. 24-25).
Из положения о Пермском лесничестве Министерства обороны Российской Федерации следует, что лесничество является обособленным подразделением - филиалом ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации. Филиал в соответствии с законодательством осуществляет основной вид деятельности - лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области. Осуществляет виды деятельности, направленные на достижение целей, в том числе принимает меры пожарной безопасности согласно лесным планам субъектов, лесохозяйственного регламента и проектов освоения лесов; осуществляет планирование, учет обеспечения материально-техническими ресурсами, необходимыми для обеспечения фондов филиала и контроль за ними (п.3.2)(л.д. 12-16).
В силу прямого указания п. 4.1 положения о Пермском лесничестве, ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации обеспечивает имуществом филиал в законодательном порядке.
Согласно положения о федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления обороны Российской Федерации. Для достижения цели учреждение в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечение организации боевого дежурства, боевой и мобилизационной подготовки, проведения учений, оперативных тренировок и иных мероприятий в соответствии с утвержденными планами; обеспечение функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы; организацию и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского и морально-психологического обеспечения; ведение договорной и договорно-претензионной работы; иные виды деятельности в соответствии со своим функциональным предназначением. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные общим положением. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством (п. 13). Учреждение имеет филиал Пермское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (п. 33)(л.д. 44-47).
Таким образом, судом установлено, что осуществление на территории <адрес обезличен> отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе техническое обеспечение лесного хозяйства, возложено на ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, который выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных областных государственных учреждений.
При таких обстоятельствах Центральный военный округ не является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, отвечающим за техническое обеспечение лесничества, а является лишь военно-административной единицей Российской Федерации.
Предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на ответчика - укомплектовать пожарно-химическую станцию II типа пожарным имуществом, суд не усматривает ввиду того, что финансирование расходов на содержание лесничеств и функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд отнесены к компетенции именно ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Пермского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о понуждении к совершению действий надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Военного прокурора Пермского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья К.В.Исакова