...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2020 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Русиной Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Ахтаровой Ю.Р.,
с участием помощника прокурора г. Ноябрьска Ивановой В.А., представителя ответчика ФИО1 (доверенность № Д-407 от 13.12.2019 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1154/2020 (УИД: 89RS0005-01-2020-001670-35) по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о запрете эксплуатации объекта капитального строительства,
у с т а н о в и л:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к Акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее - АО «Газпромнефть-ННГ, Общество) о запрете эксплуатации объекта капитального строительства.
В обоснование требований указывает, что Общество осуществило строительство объекта: «Пробная эксплуатация Западно-Чатылькинского месторождения. Кусты скважин №№ 4, 4БИС» 2 этап», включающего в себя обустройство скважины №401 (добывающая), трубопровод нефтегазосборный к.4-УДР ДНС с УПСВ «Чатылькинское», ВЛ 6 кВ №1 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН, ВЛ 6 кВ №2 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН. и использует указанный объект капитального строительства при осуществлении добычи углеводородного сырья на Новогоднем месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе.
При этом, разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства отсутствует. Ввод в эксплуатацию объектов в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию является недопустимым, поскольку такая эксплуатация опасных производственных объектов без разрешений на ввод создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и инцидентов, включая причинение вреда гражданам, в том числе работникам обслуживающим опасный производственный объект, а также причинение ущерба окружающей среде. По данному факту Ямало-Ненецким природоохранным прокурором руководителю Общества было внесено представление об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения закона не устранены, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до настоящего времени не получено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ноябрьска Иванова В.А., действующая по поручению природоохранного прокурора, на требованиях настаивала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Газпромнефть-ННГ» ФИО1 в судебном заседании привел доводы, изложенные в письменных возражениях. Указал, что запрет эксплуатации объекта приведет к значительным потерям добычи нефти и газа и напрямую скажется на уменьшении поступления бюджетных средств в виде налогов, что не позволит своевременно государству реализовывать запланированные расходные части бюджета. При этом, Обществом утвержден План мероприятий, согласно которому, разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта запланировано до 28.10.2020 г., в связи с чем при удовлетворении требований иска, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до указанного времени.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и пояснений сторон удом установлено, что АО «Газпромнефть-ННГ» является владельцем лицензии на право пользования недрами Новогоднего месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, на котором осуществляет добычу углеводородного сырья, в том числе со скважин, расположенных на кустовой площадке №4 Западно-Чатылькинского месторождения.
Во исполнение п.7 плана работы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2 полугодия 2019 г., в соответствии с решением о проведении проверки № 246/19 от 22.11.2019 г., Ямало-Ненецким природоохранным прокурором была проведена проверка в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» на предмет исполнения хозяйствующими субъектами законодательства о промышленной безопасности и градостроительной деятельности при возведении и вводе в эксплуатацию объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья, а также при выполнении мероприятий по модернизации и реализации программ замены трубопроводов.
В ходе проверки было установлено, что на основании разрешения на строительство №, выданного 05.03.2018 департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, АО «Газпромнефть-ННГ» осуществило строительство объекта: «Пробная эксплуатация Западно-Чатылькинского месторождения. Кусты скважин №№ 4, 4БИС» 26 этап».
В соответствии с разрешением на строительство, указанный объект включает в себя обустройство скважины №401 (добывающая), трубопровод нефтегазосборный трубопровод нефтегазосборный к.4-УДР ДНС с УПСВ «Чатылькинское», ВЛ 6 кВ №1 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН, ВЛ 6 кВ №2 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН.
В силу п. 10 ст.1, п. 11 ч.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «в» п.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также ч. 1 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ вышеуказанный нефтесборный трубопровод, транспортирующий горючее вещество (нефть, попутный газ), является технически сложным объектом капитального строительства и относится к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленным законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
В соответствии с информацией и документами, представленными Обществом, объект трубопровод нефтегазосборный к.4-УДР ДНС с УПСВ «Чатылькинское» построен в период с мая 2018 г. по декабрь 2019 г.
На основании приказа генерального директора Общества принята в эксплуатацию законченная строительством скважина № 401 куста № 4 Западно-Чатылькинского месторождения, находящаяся в эксплуатации с 02.07.2018 г.
Таким образом, в нарушение указанных требований федерального законодательства, Обществом осуществляется эксплуатация объекта «Пробная эксплуатация Западно-Чатылькинского месторождения. Кусты скважин №№ 4, 4БИС» 26 этап» в отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Между тем, предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия установленным требованиям, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
Таким образом, ввод в эксплуатацию объектов в отсутствие оформленного в остановленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию является недопустимым. Эксплуатация опасных производственных объектов без разрешений на ввод создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и инцидентов, включая причинение вреда гражданам, в том числе работникам обслуживающим опасный производственный объект, а также причинение ущерба окружающей среде.
Пунктом 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», почва относится к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу требований ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе таких принципов как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Перечисленные нарушения требований промышленной безопасности, градостроительного законодательства, а также природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, на промышленную безопасность, на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью по эксплуатации опасных производственных объектов с нарушениями требований закона создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст.2 ГК РФ).
Таким образом, пренебрегая требованиями федерального законодательства, Общество приступило к эксплуатации вышеуказанного объекта без разрешения, предусмотренного ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, создавая тем самым угрозу возникновения аварийных ситуаций и причинения вреда окружающей среде, в том числе вследствие загрязнения ее компонентов нефтью.
При этом, нефть представляет собой жидкость, которая при попадании в почву вызывает резкое снижение как общей численности микроорганизмов, так и отдельных групп, что резко снижает эффективность самоочищения почвы и приводит к деградации почв.
По вышеуказанному факту Ямало-Ненецким природоохранным прокурором руководителю Общества было вынесено представление об устранении нарушений закона № 07-06-2020 от 18.02.2020.
По результатам рассмотрения представления Общество выявленные нарушения закона до настоящего время не устранило, ограничившись утверждением План мероприятий, согласно которому, разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта запланировано в срок до 28 октября 2020 года.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ нарушенное право может подлежать защите, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости запрета эксплуатации объекта капитального строительства до получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения на срок до 28 октября 2020 года суд принимает во внимание, что Обществом не предоставлено суду доказательств, свидетельствующих, что с момента получения представления об устранении нарушений закона от 18.02.2020 г. (получено Обществом 21.02.2020 г.) до настоящего времени были приняты меры, направленные на получение разрешения на ввод разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Иных обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, которые могли бы быть расценены как серьёзные препятствия к исполнению, в судебном заседании не было установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта должно быть отказано.
Согласно статье 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры от судебных расходов по заявлениям в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц освобождены, а исковые требования признаны судом обоснованными, с ответчика в доход бюджета города Ноябрьска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по эксплуатации объекта: «Пробная эксплуатация Западно-Чатылькинского месторождения. Кусты скважин №№ 4, 4БИС» 2 этап», включающего в себя: обустройство скважины №401 (добывающая), трубопровод нефтегазосборный нефтегазосборный к.4-УДР ДНС с УПСВ «Чатылькинское», ВЛ 6 кВ №1 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН, ВЛ 6 кВ №2 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию.
Запретить Акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» эксплуатацию объекта: «Пробная эксплуатация Западно-Чатылькинского месторождения. Кусты скважин №№ 4, 4БИС» 2 этап», включающего в себя: обустройство скважины №401 (добывающая), трубопровод нефтегазосборный нефтегазосборный к.4-УДР ДНС с УПСВ «Чатылькинское», ВЛ 6 кВ №1 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН, ВЛ 6 кВ №2 т.вр. КТП №1 К-4-КТП №1 К-4, ПАРН до получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Взыскать с Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» государственную пошлину в доход бюджета города Ноябрьска в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ноябрьский городской суд.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через Ноябрьский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 16 июня 2020 года.
Судья (подпись) Русина Л.Г.
....